2,5K подписчиков

Суд с "Локомотивом", скамейки у Терзича и воспитание челябинской школой. Интервью с Маргаритой Курило. Часть вторая

2,8K прочитали

Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! О причинах турнирного падения московского «Динамо» Вы уже прочитали, с подробностями ознакомились. А сегодня продолжаем знакомство с карьерной биографией бывшей доигровщицы «Динамо». Символично, что в одной большой команде («Локомотиве») Маргарита Курило выиграла свой первый трофей, а в другой – «Динамо» - закрыла всю российскую трофейную линейку.

Но командные победы – лишь часть волейбола. Каждый этап карьеры, каждый тренер, могут обогатить опытом игрока и помочь создать задел для будущих успехов. Как тренеры влияют на индивидуальное мастерство игроков и Слышат ли они во время матча подсказки в резком тоне? Какие тонкости уходят от внимания болельщиков во время матча? За что бил по рукам детский тренер? Вторая часть интервью – Вашему вниманию.

Маргарита Курило (номер 17) уверена, что сильные принимающие - штучные фигуры в нашей Суперлиге. Фото: волейбольный клуб "Динамо" (Москва)
Маргарита Курило (номер 17) уверена, что сильные принимающие - штучные фигуры в нашей Суперлиге. Фото: волейбольный клуб "Динамо" (Москва)

Королевы приема: либеро или доигровщики?

-В «Динамо» вы впервые выиграли командные титулы - чемпионат и Кубок России, всего – шесть трофеев. А для индивидуального мастерства этот период был полезным?

Да. До «Динамо» я всегда была нападающим-ходовиком. Атаковала в «ход» (в глубину площадки). А Константин Ушаков помог разнообразить – атаковать в линию, и стало получаться! От любого тренера что-то берешь. Было бы желание учиться и становиться лучше.

-Раньше вы отмечали большой обучающий эффект от работы с Зораном Терзичем.

-С ним в «Омичке» я впервые увидела детальное отношение к приему. Часто принимающие допускают ошибку: в момент соприкосновения с мячом пятятся назад, распрямляют плечи. Терзич говорил, что это неправильно.

-Как принимать правильно?

-Не мяч должен телом управлять, а тело мячом. Во время приема надо сделать движение вперед и руками направлять движение мяча. В «Омичке» этот навык постоянно отрабатывали. Зоран ставил скамейки на спиной у нас – чтоб назад не пятились. И конечно же для уверенного приема нужно количество – повторения и повторения. Только в «Локомотиве», перед уходом в декрет, когда уже была опытным игроком, почувствовала, что навыком приема владею правильно.

А динамовский этап карьеры помог нападающей разнообразить направление атаки. Фото: волейбольный клуб "Динамо" (Москва)
А динамовский этап карьеры помог нападающей разнообразить направление атаки. Фото: волейбольный клуб "Динамо" (Москва)

-А есть мнение, что основа успешного приема это врожденная тонкость мышечных ощущений – чувство мяча. Без него никакими повторения выдающимся принимающим не сделают.

-И с этим согласна. Еще добавлю работу головы – как быстро принимающий оценивает полет мяча и определяет, как под него подстраиваться и куда направлять.

-Кто лучшие принимающие в Суперлиге?

-Выделю Наталию Перейру, она большое пространство закрывает, Ирине Капустиной меньше оставляли. Ксения Парубец, конечно, Вера Костючик. Еще Юлия Кутюкова. Хорошо помню ее по «Омичке». Техника приема у нее своеобразная – она стоит сначала на прямых ногах, мяч уже летит – но Кутюкова успевает под него подстроиться и доводит на «плюс-плюс».

-А кто лучше принимает - либеро или доигровщики?

-В целом, думаю, доигровщики. Кто у нас в Суперлиге из либеро обладает сильным приемом? Подкопаева, Бибина, раньше – Крючкова. Это те, кого могу выделить. Но вообще, принимающих надо оценивать в деталях – смотреть, сколько места они во время подачи контролируют. Одно дело, если игроку оставляют узкое пространство – метр, например. Мяч туда прилетит – конечно, отобьет. А отвечать на приеме за половину площадки намного сложнее.

-Два сезона вы отыграли в «Уралочке» под руководством Николая Карполя. У него чему научились?

-Николаю Васильевичу мой замах при атаке не нравился. Он много со мной этим занимался, говорил, надо локоть вперед выводить. Помню, долго в играх думала не о результативности, а чтобы правильно удар исполнить.

2019 год. Маргарита Курило - игрок калининградского "Локомотива". Фото: волейбольный клуб "Локомотив" (Калининградская область)
2019 год. Маргарита Курило - игрок калининградского "Локомотива". Фото: волейбольный клуб "Локомотив" (Калининградская область)

-По манере поведения во время матчей тренеров разделяют на относительно спокойных и активных, таких, про которых говорят: «играет вместе с командой». Насколько эмоции и подсказки таких тренеров помогают?

-А у меня столь активных и не было. Ушаков в «Динамо», Воронков в «Локомотиве», Карполь в «Уралочке» - все они ведут игры спокойно, взвешенно, а подсказывают и пытаются добавить эмоций в основном только в перерыве. Но глядя на эмоциональных тренеров, думаю, их слова воспринимаются по-разному. От ситуации и тональности зависит.

-Например.

-Смотря когда, кому, в какой форме. Накал матча иногда у игроков застилает глаза как пелена, в таком состоянии есть риск что-то важное упустить, забыть. В этой ситуации подсказки тренера оказываются очень ценными. И другое дело, когда тренер нервно комментирует каждое действие команды и кричит, срывается на игроках. Тогда хочется специально отойти подальше, даже спиной повернуться. Думаешь: и так-то запара на площадке – еще этого визга со скамейки не хватало.

Маргарита Курило ( шестая справа в верхнем ряду)  с "Локомотивом" писали победную историю синхронно - Суперкубок России стал первым трофеем и для клуба, и для нападающей. Фото: волейбольный клуб "Локомотив" (Калининград)
Маргарита Курило ( шестая справа в верхнем ряду) с "Локомотивом" писали победную историю синхронно - Суперкубок России стал первым трофеем и для клуба, и для нападающей. Фото: волейбольный клуб "Локомотив" (Калининград)

Беременность посреди сезона

-Вы покинули калининградский «Локомотив» за три месяца до его первого чемпионства из-за беременности. Как отреагировали на это в клубе?

-Генеральный директор Александр Косырьков оказался в шоке. Но он узнал только перед Новым годом, я не сразу собралась с духом на разговор с ним. Сама узнала о беременности в начале декабря, после матчей Лиги чемпионов. Потом еще пару недель тренировалась – в курсе моей ситуации были только доктор и массажист. Перед Новым годом нам дали выходной – и я 30 декабря отправилась к директору. Помню, разговор получился коротким, пришла и сказала: «Я беременна».

-Что Косырьков?

-Сидел в шоке и молчал. Потом ответил, что ему надо это переварить и он свяжется со мной позже. Позвонил, когда я уже в Екатеринбурге была: «Прилетай, будем что-то решать». Сейчас вспоминаю тот период – и радуюсь, что у меня так получилось. Понимаю, что девчонкам примерно моего возраста, тем, у кого нет детей, приходится задумываться, выбирать. С одной стороны, хочется в волейболе себя реализовать – но в этом возрасте уже и о детях думаешь. У меня тоже так получилось – большой клуб, сильная команда, в «Локомотиве» тогда капитаном назначили - карьера поперла! Но когда забеременела, настрой был однозначный: рожать! Ребенок важнее - а все спортивные трудности из-за потери одного игрока все-таки решаемы. Время показало, они были решаемы изначально, просто требовалось немного потерпеть. Хотя договорились мы с руководством «Локомотива» далеко не сразу. Я предлагала договориться, готова была сразу новый контакт подписать – чтобы вернуться после декрета.

Выступление за "Локомотив" пришлось прекратить посреди сезона. Фото: волейбольный клуб "Локомотив" (Калининградская область)
Выступление за "Локомотив" пришлось прекратить посреди сезона. Фото: волейбольный клуб "Локомотив" (Калининградская область)

-Что услышали в ответ?

-Эту идею директор воспринял скептически: мол, какая ты вернешься… Конечно, в тот момент я не думала об этом в деталях, но зная себя, была уверена, что вернусь нормальной. Я не могу людей подвести. Уже через полгода после рождения дочки тренировалась. Муж около нашего участка лопатой очищал дорогу – и я бегала там. Чтоб в нормальной форме в волейбол вернуться, нужно хорошо работать. Я к этому была готова.

Согласилась бы на оставшиеся полгода в «Локомотиве» финансовые условия скорректировать – новые документы подписать. Но в клубе выплачивать мне ничего, кроме одной зарплаты, не собирались.

-Почему?

-Не знаю. Договариваться не захотели, сказали это прямым текстом. Но считаю, я не какой-то игрок, кого можно просто вышвырнуть из клуба. Ответила: «Не хотите договариваться - есть закон. Будем тогда судиться».

А после калининградского этапа карьеры Маргариту ждало материнство. Фото: из личного архива  Маргариты Курило
А после калининградского этапа карьеры Маргариту ждало материнство. Фото: из личного архива Маргариты Курило

В «Локомотиве» была готова играть за меньшие деньги, но…

-Вам говорили, что подводите команду?

-Напрямую – нет. Я это и сама понимала. Да, так получилось – на меня рассчитывали, я была капитаном «Локомотива», и посреди сезона команду покинула. Да, подвела. Естественно, так же считало и руководство. Поэтому посыл витал такой: поставила нас в сложное положение, да еще и денег хочет. Но ведь непредвиденные ситуации и с другими случаются. Кто-то травмируется, играть больше не может – а контракт продолжает действовать. И ничего, как-то компромисс находят. А тут появляется новая жизнь – и нельзя договориться? Тем более я тогда в «Локомотиве» уже второй сезон выступала, меня хорошо знали, поэтому и была удивлена отказом договариваться. Да, вину я чувствовала, но готова была после декрета вернуться и за небольшие деньги играть. Говорила: «Давайте потом приду и помогу вам. Вы ж меня уже знаете».

-Как отреагировали на Вашу новость команде?

-Позитивно. К нам на тренировку приезжал поздравлять с Новым годом какой-то начальник из РЖД, тогда и объявили, что я – все. Девчонки очень рады за меня были – стали обнимать, поздравлять. А на директора я зла не держу. Понимаю, что и у него такая ситуация сложилась впервые – а это же работа, ответственность, деньги.

-Где прения продолжались?

Екатеринбурге. Я с животом ездила несколько раз на заседания суда, от «Локомотива» туда юрист приезжал. В феврале подала иск – в июне мы наконец подписали мировое соглашение. Я подумала: все-таки хорошо, что так получилось, не договорились сразу. Что ни делается – все к лучшему. А в итоге все отлично сложилось и у меня, и у «Локомотива» - в том сезоне чемпионом стал!

Маргарита Курило с дочкой Евой. Фото: из личного архива Маргариты Курило
Маргарита Курило с дочкой Евой. Фото: из личного архива Маргариты Курило

В волейбол через встречу на заводе с мамой Гамовой

-В полуфинале чемпионата России вся страна увидела насколько высокий градус противостояния между «Локомотивом» и «Динамо». А когда вы играли в Калининграде, «Динамо» считалось принципиальным соперником?

-Нет. Про соперников тогда такого вообще не говорили. Настрой был только на себя, на свои задачи. Все ж видели, что в Калининграде не простой клуб создали. Там отличный волейбольный зал, внимательное отношение, для игроков создаются все условия, поэтому задачей все считали не просто выиграть медали, а обязательно золотые.

На счет противостояния «Динамо» и «Локомотива». Этот эмоциональный накал, провокации – не от российских же игроков исходили, наши так вообще себя не ведут. Все видели, что эмоциональный градус поднимает иностранка «Локомотива», все ее знают. А я в волейболе вообще по-другому воспитана.

-То есть?

-У меня в Челябинске был самый жесткий тренер – Людмила Владимировна Сухова, она кричать через сетку или что-то показывать запрещала категорически. Хотя на соревнованиях всякое случалось, бывало соперники жестами и провоцировали. Но если кто-то пытался отвечать, Сухова сразу била по рукам. А провокацию соперников могла использовать для возбуждения спортивной злости у нас: «Смотри, ты забить не можешь, тебе даже из другой команды уже на это указывают».

2021 год. В ожидании материнства. Фото: из личного архива Маргариты Курило
2021 год. В ожидании материнства. Фото: из личного архива Маргариты Курило

-У Вас был в детстве шанс разминуться с волейболом?

-Ой, у меня все совпало. Моя бабушка когда-то работала на заводе с мамой Кати Гамовой, а ее тетя - Любовь Борисовна – тренировала. Раньше же как детей зазывали?

-Как?

-Смотрели на родителей. Если высокие, то звали в волейбол, баскетбол. Я то в детстве не особо ростом выделялась, росла медленно и долго, но папа высокий, мама тоже была высокой, вот через бабушку и предложили. – «Будешь ходить на тренировки?» - Ну, буду». Сначала занимались только раз в неделю, по воскресеньям, и не очень то мне нравилось. Потом уже потихоньку-помаленьку освоилась, с пятого класса позвали в спецкласс. Я тогда и не думала ни о каком серьезном волейболе, профессиональной карьере. Ходила и ходила. Сейчас, кстати, считаю, что рано начинать заниматься волейболом не стоит, особенно высоким детям.

-То есть?

-Вспоминаю, как нас тренировали – упор был только на волейбол. Натаскивание на исполнение технических элементов, долгие-долгие повторения, тренировки иногда растягивались на 4,5 часа. Из-за однообразной волейбольной специфики тело гармонично не развивается, дети в рост вытягиваются, но остаются нескладными, худыми. Для сбалансированного физического развития и гармоничного тела лучше сначала чем-то более разносторонним позаниматься, легкой атлетикой, например. Когда тело окрепнет – уже только потом можно в волейбол идти, лет в 12. А навыки с мячом никуда не денутся – это можно и позже освоить.

Связь времен с Екатериной Ениной. Вместе занимались в челябинской школе, вместе дебютировали в профессиональном волейболе, вместе впервые выиграли чемпионат России. Фото: из личного архива Маргариты Курило
Связь времен с Екатериной Ениной. Вместе занимались в челябинской школе, вместе дебютировали в профессиональном волейболе, вместе впервые выиграли чемпионат России. Фото: из личного архива Маргариты Курило

-Кстати, как в детстве четырехчасовые тренировки воспринимались?

-Иногда и злились, конечно. Когда сил уже и так не осталось, думаешь, как бы поскорее закончить, а Людмила Владимировна говорит: «рыбки, теперь еще подача». Тогда и проскакивала мысль: «какая еще подача»! Но как бы тяжело не было, тренировки никогда не прогуливали, даже не думали об этом. Такое было неприемлемо, да и в коллективе неловко себя бы чувствовали. Школу – да, прогулять могли. Но тренировки – нет. Сухова нас увлекала своим примером. Она человек большой энергии – и умела всегда нас ей зарядить. У нее такой спортивный характер, что будь она профессиональным спортсменом – сожрала бы всех конкурентов.

А содержание тренировки мы заранее узнавали по ее настроению. Людмила Владимировна заходила в зал – и мы по ее первому же шагу догадывались, в каком она пришла состоянии духа. Если в плохом, то вздыхали: «Ого, сейчас будет жестко! Попробуй что-то не так сделай». Но тренировать мало – надо в этот процесс душу вкладывать. Я считаю, тренерами не становятся. Научиться и как-то приобрести нужные для успеха в этой профессии качества невозможно. Нужно призвание, человек рождается с этими качествами. Вот Сухова – прирожденный тренер.

-Вы отметили ее спортивный характер. А есть волейболистки с неспортивным характером?

-На мой взгляд, есть. Не все готовы себя отстаивать, показывать зубы в конкуренции. Мне, например, с детства и на тренировках, и в неспортивной жизни хотелось быть первой. Дали задание с подачи попасть в линию – хотелось попасть больше всех. Для меня конкуренция – стремиться сделать что-то лучше другого претендента на место в составе, хоть в чем-то, хоть на чуть-чуть – но лучше.

Бывают иногда тренировки, когда приходишь –и кажется, что ты никакой. Но «разжигаешь» себя в упражнениях, увлекаешься этой борьбой и чувствуешь все по-другому. На вечерних тренировках ведется статистика – фиксируются удачные и неудачные действия. Всегда хочется в любом эпизоде стать лучше, чтобы плюсик тебе записали, а не конкуренту.

Если Вам интервью понравилось – Вы лайкнули. А если уже увлечены волейболом и намерены с ним знакомиться вместе с нами, то Вы еще и подписались!