Аннотация: в данной статье рассматривается идеальный образ преподавателя иностранного языка высшей школы глазами студентов, необходимость изучения которого обусловлена существующим противоречием между необходимостью создания единого образовательного пространства и отсутствием существенного описания образа идеального преподавателя в разных учебных заведениях России.
Цель: изучить представление студентов об образе идеального педагога иностранных языков, для того чтобы улучшить качество образования.
Задачи: изучить ФЗ “Об образовании”, требования к преподавателю высшей школы; провести опрос среди студентов; проанализировать опрос, на его основе выделить образ идеального педагога; подготовить статью с описанием профессиограммы педагога высшей школы по иностранным языкам.
Ключевые слова: педагог, студент, федеральный закон, опрос.
Данная статья содержит результаты исследования, проведенного среди студентов ФГБОУ ВО СГУ на предмет определения профессиональных и личных качеств идеального педагога иностранного языка, и ее целью является изучение представления студентов об образе идеального педагога иностранного языка высшей школы для улучшения качества образования.
Проанализировав научную литературу на данную тему, мы выяснили, что существуют статьи на данную тему в рамках психологии и педагогики, при этом исследователи зачастую не полагаются на мнение студентов о преподавателе высшей школы.
С 2009 г. в федеральных государственных образовательных стандартах акцентируется внимание на том, что обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
Ниже приведены некоторые выдержки из федерального закона «Об образовании в РФ», которые в первую очередь обязан соблюдать каждый преподаватель высшей школы.
Выдержки из федерального закона «Об образовании в РФ»
Статья 46 «Право на занятие педагогической деятельностью»
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»
1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3)уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень (проходить обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года);
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании (один раз в пять лет (за исключением работников, трудовой договор с которыми заключен на определенный срок) или по мере необходимости;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года *);
В соответствии с Положением ПГУ "О порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу" (от 26.06.2017 N:65-10).
Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 декабря 2003 г. Лº 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
Таким образом, педагог несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральными законами. А также сегодня, соблюдение норм профессиональной этики стало должностной обязанностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нормы профессиональной этики педагогов могут включать требования к поведению, внешнему виду, порядку взаимодействия со всеми иными участниками образовательных отношений и контролю за соблюдением этих норм.
Однако для более точного представления образа идеального педагога иностранных языков высшей школы необходимо учитывать мнение студентов. С целью понимания позиции и ожиданий студентов, был проведен опрос. В опросе было предложено ответить на несколько вопросов, которые предполагали выбор вариантов ответа.
Из проведенного опроса видно, что:
· Для 53% студентов внешний вид преподавателя имеет значение, 47% опрошенных считают, что внешний вид преподавателя не так важен;
· Большая часть студентов считает, что преподаватель должен быть современным (60%); для 26.7% современность преподавателя не имеет значения; лишь 13.3% опрошенных считают, что преподаватель не должен быть современным;
· 34.3% считают, что преподаватель должен быть добрым и внимательным; 28.6% честным и искренним; около 22.9% студентов хотят видеть любознательных преподавателей; лишь 14.3% считают, что преподаватель должен быть требовательным;
· Большая часть опрошенных считает, что преподаватель должен понятно и доступно объяснять материал (50%); 32.1% считают, что преподапватель должен хорошо знать свой предмет; лишь 17.9% считают, что преподаватель должен быть разносторонним и интересным собеседником;
· На вопрос «Имеет ли право преподаватель опаздывать на занятия?» студенты ответили неоднозначно: равное количество респондентов считают, что преподаватель имеет право опаздывать на 5-10 или по уважительной причине; 21.4% опрошенных считают, что нет; 14.3% считают, что преподаватель может опаздывать на неопределенное количество времени; и лишь 7.1% студентов отметили, что преподавател может опаздывать на 15-30 минут;
· Ответы студентов сводились к следующим качествам идеального педагога, которыми он не должен обладать: в равной степени студенты отмечают, что педагог не должен предъявлять завышенные требования к обучающимся и требовать с них материал, который ранее не был пройден (22.5%); 20% респондентов выделяют неготовность к компромиссу, далее пассивность педагога; равное количество опрошенных отмечают, что преподаватель не должен быть пассивным и не должен слишком сложно излагать материал(17.5%)
Таким образом, мы изучили представление студентов об образе идеального педагога иностранного языка высшей школы. Наше исследование показывает, что идеальный педагог глазами студентов обладает такими личностными качествами, как доброта и внимательность к учащимся, честность и искренность, любознательность и отзывчивость, готовность к компромиссу, но в то же время требовательность и строгость в меньшей мере для создания благоприятной учебной атмосферы. Также педагог не должен предъявлять завышенные требования к обучающимся и требовать с них материал, который ранее не был пройден. Идеальный педагог понятно и доступно объясняет учебный материал, обладает необходимыми компетенциями и использует современные методы преподавания.