Бронзовый Триумфальный столп

163 прочитали

Друзья, мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского.

В нашей рубрике мы посмотрим на Эрмитаж и его экспонаты с точки зрения геологии: из каких камней и минералов созданы здания и экспонаты музея.

В этот раз речь пойдёт о бронзе.

Ротонда в Главном музейном комплексе Эрмитажа
Ротонда в Главном музейном комплексе Эрмитажа

Одним из самых важных и решающих периодов для судьбы Балтики является Северная война 1700–1721 годов между Шведским королевством и коалицией, в которую входила Россия. Война велась за владение прибалтийскими территориями и господством на Балтийском море. В результате Швеция навсегда утратила статус великой державы, а Российское царство стало империей. В честь этого Пётр I решил установить на одной из площадей Санкт-Петербурга бронзовый триумфальный столп. Однако из-за разных обстоятельств монумент не был открыт ни при жизни императора, ни в последующие годы. Зато в Государственном Эрмитаже экспонируется уменьшенная бронзовая реконструкция этого произведения искусства.

На протяжении тысячелетий бронза представляла собой излюбленный материал скульпторов из-за универсальности, уникальной окраски и возможности прорабатывать мельчайшие детали. Предлагаем вам сегодня поближе познакомиться с этим металлом.

Как получают бронзу?

Бронза – это двойной или многокомпонентный сплав, состоящий из меди и других элементов, улучшающих основные свойства металла. Такие элементы называются легирующими. В составе бронзы их обычно более 2,5% от общей массы. В качестве легирующих компонентов применяются марганец, олово, бериллий, свинец, кремний, хром, фосфор, железо, алюминий и другие элементы. Раньше мастера добавляли даже мышьяк, что по понятным причинам сейчас уже не практикуется.

Бронза на основе меди и олова – это один из древнейших сплавов, полученных человеком. Классической считается именно оловянная бронза, в которой медь сочетается с оловом в соотношении примерно 80/20. Олово добавляется в сплав для улучшения его механических свойств, таких как прочность и твёрдость. Добавление других металлов может придавать бронзе дополнительные характеристики, такие как коррозионная стойкость или способность к самозакаливанию.

Медные руды существуют как независимые природные образования. Самые крупные подтверждённые запасы меди зафиксированы в Чили. Там находится почти 20% от мирового ресурса. В России основные месторождения медных руд сосредоточены на Урале, в Восточной Сибири и на Северном Кавказе.

Касситерит-сульфидная руда
Касситерит-сульфидная руда
Друза кристаллов касситерита, Хабаровский край
Друза кристаллов касситерита, Хабаровский край

Второй компонент бронзового сплава – олово – получить немного сложнее. Основным минералом для этого служит оловянный камень – касситерит, который с химической точки зрения представляет собой двуокись олова. Олово из касситерита легко создать при помощи восстановления в печи при недостатке кислорода. Этого можно достичь добавлением в шихту – исходную смесь – древесного угля. Основные месторождения касситерита в настоящее время находятся в Малайзии, Таиланде, Боливии, Индонезии, КНР, Нигерии, Якутии и Забайкалье.

Изделия из бронзы

Бронза имеет золотисто-жёлтый цвет, однако при окислении поверхностного слоя приобретает окраску от зелёной до густо-коричневой или чёрной.

Что касается происхождения самого слова бронза, то предположительно оно пришло из романских языков: либо образовалось от персидского berenj, означающего «медь», либо от названия города Бриндизи, из которого медь доставлялась в Рим.

Бронза на основе меди и олова – один из наидревнейших сплавов, полученных человеком. Всё необходимое для быта в древности изготавливалось из бронзы. Археологи находили оружие (кинжалы, топоры, наконечники стрел, мечи), мебель и предметы интерьера (зеркала), а также посуду (кувшины, вазы, тарелки). Кроме того, из бронзы изготавливали монеты и всевозможные украшения. В средние века этот сплав использовался для производства пушек и артиллерийских снарядов. Издавна из бронзы отливали колокола. Изменяя состав и размер изделия, мастера добивались удивительного звучания.

В различных регионах мира бронза была открыта в разное время. Например, в Месопотамии и Южном Иране впервые начали использовать бронзу около 3300 года до н. э. В дальнейшем технология производства этого сплава распространилась на другие страны, включая Древний Египет, Индию и Китай.

В V–IV веках до н. э. античные скульпторы научились отливать крупные бронзовые статуи. И если мрамор легко сломать и повредить, то бронза – достаточно твёрдый и пластичный металл, при работе с которым легко добиться нужной детализации изображения, а также при необходимости сделать точную копию, используя многоразовые литейные формы.

Триумфальный столп

Бронза играла важную роль в древнерусской истории и культуре. Впервые этот сплав появился на Руси в III–II тысячелетии до н.э. В этот период ремесленники научились выплавлять бронзовые изделия, такие как оружие, инструменты, украшения и посуду. Позднее бронзовые иконы и скульптуры создавались мастерами для украшения церквей и монастырей.

Одним из знаковых примеров светской бронзовой монументальной скульптуры русского искусства XVIII века является уменьшенная реконструкция Триумфального столпа в честь побед России в Северной войне.

В начале 1721 года по приказу Петра I великий скульптор Карло Бартоломео Растрелли изготовил образец триумфального столпа, отражающего все победы России в Северной войне.

При создании эскиза Растрелли принял за исходный образец ренессансный тип триумфальной колонны. Изначально монумент предполагали поставить на высокий постамент и установить наверху аллегорическую скульптурную группу, где Пётр Великий «высекает статую России». У основания пьедестала колонны помещалось восемь фигур «невольников», символизирующих побеждённых врагов. Ствол колонны был разделён на восемь частей: семь занимали барельефы викторий – военных побед, а восьмая, задуманная как фриз, была декорирована изображениями орлов.

Медальоны по сторонам основания: «Взятие Нарвы», «Взятие Шлиссельбурга», «Основание Петербурга», «Битва при Калише»
Медальоны по сторонам основания: «Взятие Нарвы», «Взятие Шлиссельбурга», «Основание Петербурга», «Битва при Калише»

Восковые модели барельефов были изготовлены в октябре 1723 года. На них снизу вверх были показаны: сражение при Лесной, Полтавский бой, взятие Риги, Ревеля, Прутский поход, взятие Фридрихштадта, Гангутский бой и взятие Дербента. На круглых медальонах, предназначенных для украшения постамента, Растрелли представил взятие Нотебурга, основание Петербурга, взятие Нарвы и битву при Калише.

Работу по изготовлению столпа из бронзы возглавил учёный, механик и скульптор Андрей Константинович Нартов – личный токарь Петра Великого и руководитель токарной мастерской в Петербурге. Именно он в эти годы изобрёл ряд механизированных станков для получения барельефов и произведений прикладного искусства.

За несколько лет работы над Триумфальным столпом было изменено скульптурное завершение. Вместо «Петра-скульптора» решили изготовить бронзовую модель статуи Петра в образе римского триумфатора.

При жизни императора работы над столпом не были закончены. С приходом к власти Анны Иоанновны интерес двора к петровскому триумфальному столпу угас. Неоконченные барельефы в 1735 году были сданы в Академию наук и пролежали там более двух веков. Лишь в 1938 году барельефы-модели Петровского триумфального столпа были смонтированы и перевезены в Государственный Эрмитаж.

Сейчас на Триумфальный столп можно полюбоваться в Ротонде Эрмитажа, а познакомиться подробнее с историей бронзы, меди и олова можно в Геологоразведочном музее Института Карпинского.