3,3K подписчиков

Античность, Возрождение и барокко, или Ещё один повод подумать о Римской империи

© ГМИИ им. А. С. Пушкина / Антон Баклыков
© ГМИИ им. А. С. Пушкина / Антон Баклыков

В главном здании ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко». В Белом зале давно не показывали гравюры, поэтому для команды музея это важный и зрелищный проект.

За три века облик Рима активно менялся: древний город восстанавливался из руин,  прокладывались длинные дороги, которые начали соединять главные святыни, устанавливали мощные обелиски, а триумфальные колонны начали увенчивать образами святых. Машина времени нас уже ждёт — давайте вместе отправимся в путешествие сквозь XVI–XVIII века Римской империи.

Хронологическая заметка:

Античность —  с VIII века до н. э. по V век н. э.

Возрождение (Ренессанс) —  с XIV по XVI век.

Барокко — с конца XVI века по начало XVIII века.

«Эта выставка об истории отражения изменений в Риме за 300 лет — с конца XV до середины XVIII века. На мой взгляд, это важная тема. Дело в том, что древних городов довольно много: Мемфис, Афины, Иерусалим, Париж, Лондон, эти города созданы на месте античных поселений. Но мы должны помнить о том, что западноевропейская цивилизация в своём развитии имеет три основных больших периода: древний, языческий и христианский. Все вышеперечисленные города в эти периоды существовали — то более активно, то менее активно. А вот Рим — это единственный город, который прожил все эти периоды полноценно, все они оставили след на лице этого города. При этом город никогда не умирал, он всегда был политическим, религиозным и экономическим центром.
Со второй половины XVI века Рим начинает влиять сначала на Западную Европу, а чуть позже, с начала XVIII века, на Северную и Восточную Европу, в том числе и на Россию. В частности, это иллюстрируется очень простой вещью — на выставке вы можете увидеть книгу, которую написал архитектор Доменико Фонтана в конце XVI века, она называется “О перемещении Ватиканского обелиска и о постройках нашего господина папы Сикста V, осуществлённых кавалером Доменико Фонтаной, архитектором его святейшества”.  Эта книга происходит из собрания Петра I, то есть это вещь, которую он купил. Доменико Фонтана в ней очень подробно описывает механизм перемещения длинных вертикальных тяжёлых конструкций, таких как обелиски, и для Петра это была важная история в формировании Санкт-Петербурга.
Чуть позже в Жалованной грамоте городам от Екатерины II в новых городских уставах и системах планирования всё будет также обращено к римскому типу организации пространства».
Елизавета Лихачёва, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина, куратор выставки
© ГМИИ им. А. С. Пушкина / Антон Баклыков
© ГМИИ им. А. С. Пушкина / Антон Баклыков

Что такое гравюра и офорт?

Гравюра — это техника глубокой печати, при которой изображение вырезается или выдавливается на поверхность материала. На выставке вы увидите примеры офорта — это метод гравюры на металлической пластине.

Технология такова: художник наносит рисунок на пластину, погружает её в кислоту, которая выжигает углубления, образуя линии и тоновые пятна. Затем пластина покрывается краской и проходит через пресс для создания отпечатка на бумаге.

В гравюрах менялся не столько облик зданий, сколько городская планировка и люди вокруг. Художники чаще всего изображали: фасад базилики Святого Петра в Ватикане, Римский форум, замок Святого Ангела, Пантеон, Колонну Траяна, вид на Площадь Испании (Пьяцца ди Спанья), Колизей, базилику Санта Мария Маджоре, фонтан Треви и другие не менее исторически значимые постройки и достопримечательности.

Чьи работы можно увидеть на выставке?

Оживлённые широкие площади, длинные улицы, античные руины и паломнические церкви — всё это изображал главный римский архитектор-гравёр Джованни Пиранези (1720–1778). В своих листках из серии «Виды Рима» на заднем плане он всегда изображал постройки, которые впоследствии появлялись с близкого ракурса. Так у зрителей появилась возможность изучать городское пространство.

Также на выставке представлены работы таких гравёров, как Этьен Дюперак (1535–1604) и Лукас ван Дутекум (даты жизни неизвестны, работал в 1554–1572 годах). Они реконструировали облик древнего Рима, изучая старинные тексты, рельефы и монеты, чтобы показать, как выглядел город в прежние времена.

«Рим — это тотальное произведение искусства, в котором нет отдельно античности, барокко и ренессанса. Это всё единый нераздельный синтез, который рождает ощущение вечности этого города. В Риме происходило много изменений, и именно гравюры смогли их показать. Это вещь тиражная, их распространяли по всему европейскому рынку. За три века Рим стал самым изображаемым городом мира, никакой другой город не изображали так много, часто и подробно».
Василий Успенский, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа
© ГМИИ им. А. С. Пушкина / Антон Баклыков
© ГМИИ им. А. С. Пушкина / Антон Баклыков

А есть ли что-то кроме гравюр?

В экспозицию добавили фрагменты стенного декора I века н. э. и до него, миниатюрные статуэтки Римской империи, старинные монеты, сохранившиеся капители коринфской колонны (её верхнюю часть) и мраморные скульптуры.

«В XVI– XVII веках художники, идеализируя Рим, создавали карты-панорамы — использовали наклонную перспективу, сокращали необитаемое пространство и делали территорию города гораздо больше, чем она была на самом деле.
Тогда пространство было насыщено ветхой средневековой застройкой, которая обновлялась медленно. Это была больная тема для наследников античного времени, поэтому переломным моментом образования современного города стала активная установка обелисков и строительство купола Базилики Святого Петра».
Александр Конев, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа

А что было в XVIII веке?

В XVIII веке начал развиваться живописный ведут — детальное изображение повседневного городского пейзажа. Состоятельные заказчики коллекционировали полотна Бернардо Беллотто и Джованни Паоло Панини с изображением Древнего и Нового Рима, написанные маслом. Рим начал становиться «городом с открытки» и «музеем под открытым небом». Гравюрам начали придавать яркие и цветные тона, чтобы угодить потребностям путешественников.

Посетить выставку можно до 15 сентября 2024 года, а на официальном сайте музея следите за расписанием образовательной программы — ожидаются лекции и экскурсии от кураторов экспозиции и научных сотрудников различных культурных институций о развитии Рима, гравюрах и об архитектуре.