Каждый год перед началом летних каникул школьникам торжественно вручают список книг. У детей возникает резонный вопрос: зачем нам летом читать то, от чего мы должны отдыхать? Родителей, в свою очередь, волнует другое: как заставить детей читать? Кажется, что в советах нуждаются и те и другие.
А можно не читать летом?
Если опираться на закон, то список для чтения на лето необязателен. У детей есть право на каникулы, то есть на отдых от учёбы. Задавать что-то на каникулы нельзя, а тем более нельзя ставить оценки за то, что дети не прочитали книги из списка. Нужно помнить, что список книг — не задание, а рекомендация учителя.
Нам эта информация важна по нескольким причинам:
- Над головами детей не висит дамоклов меч в виде «Войны и мира». Никто не накажет школьника за то, что вместо Толстого он читал Стругацких.
- Родители и дети могут выбрать не все книги из списка, а те, которые им больше нравятся. То есть читать то, что интересно. При желании можно вообще составить свой список литературы или прочитать какую-нибудь серию книг в жанре фэнтези из 10 томов.
- Вести читательский дневник в классическом его понимании необязательно. Если его нет, наказание не последует.
Задача летнего чтения такая же, как и у чтения в целом, — общее развитие. Чтение повышает грамотность, внимание, концентрацию, расширяет кругозор, развивает эмоциональный интеллект и, конечно, развлекает читателя.
Польза чтения очевидна, поэтому книги на лето нужно воспринимать как комплексную программу развития и неплохое развлечение, а не как нудное школьное задание.
Как убедить ребёнка читать?
Главное, что следует помнить: пользы от навязанного чтения не будет, потому что ребёнок не запомнит прочитанное, не разделит эмоции произведения, не полюбит книги, не научится анализировать тексты. Всё это в будущем осложнит подготовку к экзаменам.
Вместо того, чтобы заставлять ребёнка читать, лучше поставить вопрос по-другому: «Как мотивировать его читать и как заинтересовать чтением на лето?»
- Не зацикливайтесь на списке литературы, который выдала школа. Совершенно не обязательно читать все эти книги — и именно эти книги. Выберите наиболее интересные, добавьте что-то своё, и пусть ребёнок читает в своём темпе то, что ему по душе. Следует помнить о том, что чтение — это прежде всего удовольствие, и прививать это представление ребёнку. Тогда у вас будут хорошие шансы воспитать читающего человека.
- Если ребёнок хочет читать фанфики, комиксы или современные ужастики, не препятствуйте. Это тоже чтение. Постепенно из приверженности к такому типу литературы можно вырастить что-то большее. Например, когда ребёнок ищет очередной ужастик, можно порекомендовать Эдгара По, а любовные романы перемежать рассказами Бунина.
- Читайте вместе и обсуждайте прочитанное. Если родители поддерживают занятия ребёнка, то это идёт ему на пользу. К тому же родительский пример заразителен.
- Не ограничивайтесь бумажными книгами. Во время прогулки, в поездке, перед сном можно слушать аудиокниги. Традиционный формат они полностью не заменят, но дополнить могут.
- Смотрите экранизации произведений. Это послужит хорошим дополнением к чтению. После совместного просмотра можно обсудить фильм: как режиссёр показал героев, как дополнил или изменил идею автора книги.
- Превратите чтение в каждодневный ритуал. Можно выделить для чтения определённое время в течение дня — например, утром, перед сном или во время послеобеденного отдыха, когда на улицу не выйти из-за жары.
Позаботьтесь об антураже чтения. Например, можно воспользоваться шаблонными сюжетами, которые ходят по соцсетям: чтение во время дождя с чашкой какао, чтение в гамаке на даче и прочее. Когда представляешь себя героем такой картинки, как-то приятнее держать в руках книгу.
Можно использовать симпатичные аксессуары для чтения: закладки, обложки, электронные книги. Это всё тоже мило, фотогенично и повышает интерес к культуре чтения.
Вместо классического дневника для чтения можно вести записи в соцсетях, сопровождая их модными фотографиями. Понятно, что в этих постах не будет глубокого анализа произведения. Но можно писать интересные цитаты, умозаключения, проводить параллели с главными героями.
Читать в компании всегда интересно. Можно читать книги одновременно с другом и обсуждать их или устроить своеобразное состязание. Если в ближайшем окружении нет желающих, то можно найти подходящего «напарника» в интернете.
Летнее чтение можно превратить в челлендж — бросить вызов самому себе или другим участникам. Но чтобы не сойти с дистанции, лучше фиксировать успехи в соцсетях. Ну или хотя бы среди родных дома. В интернете много организованных челленджей по чтению, к которым можно присоединиться.
Итак, что поможет не забросить чтение летом (или полюбить чтение за лето)?
- Интересная именно вам литература.
- Спокойный темп чтения. Не нужно гнаться за рекордами.
- Поддержка родителей, родственников, друзей.
- Постоянство. Чтение нужно делать системой и брать книгу в руки каждый день, чтобы это стало привычкой.
Челленджи, регулярные публикации о своих успехах в соцсетях так, чтобы все видели ваши намерения, соревнование с друзьями — всё это также послужит хорошим стимулом и поддержит интерес к регулярному чтению.
Читать ли летом произведения школьной программы на следующий год?
Один из подходов к формированию списка литературы на лето — включить туда максимум произведений из программы следующего учебного года, чтобы снизить нагрузку во время учёбы. Сложно прочитать 400 страниц, когда у тебя куча домашних заданий по другим предметам, а вот летом это сделать проще.
Такой подход логичен и оправдан. Можно читать классические произведения, руководствуясь советами выше. Но не стоит забывать, что дети от учёбы устают, а чтение классики — это часть учёбы. Многим из них может быть сложно настроиться на чтение этих сложных и не всегда интересных произведений. Если школьник читает Толстого, Достоевского и Бунина из-под палки, то пользы от этого не будет: он просто всё забудет ещё до начала учебного года. Да ещё и не получит удовольствия от чтения. То есть мы не выполним нашу основную задачу — вырастить добровольно читающего человека. Что можно сделать:
- Посмотреть хорошие современные экранизации. Это может стимулировать интерес к самим произведениям, и ребёнок захочет их прочитать.
- Читать вместе. Классические произведения не всегда понятны детям, поскольку изначально были написаны для взрослых и затрагивают взрослые проблемы. Совместное чтение с комментариями от родителей может отчасти решить эту проблему.
- Перемежать классику чем-то более близким ребёнку — хотя бы даже комиксами.
- Выбирать альтернативные тексты авторов, рекомендованных в списке на лето. Например, подойдут короткие и интересные рассказы. Это позволит увлечь ребёнка творчеством того или иного автора, и уже во время учёбы будет проще освоить школьную программу.
- Не ставить цель прочитать абсолютно все произведения программы. Выберите самые важные, знаковые. Те, которым в школе уделяют много времени и по которым пишут сочинения. Но важно читать осмысленно, а не просто смотреть на строчки. Полезно делать закладки на ключевых моментах: описаниях героев, их душевного состояния, позиции автора. Впоследствии эти цитаты помогут быстро освежить в памяти произведение.