Чтение летом: не наказание, а увлекательный челлендж. Как осилить список литературы

Каждый год перед началом летних каникул школьникам торжественно вручают список книг. У детей возникает резонный вопрос: зачем нам летом читать то, от чего мы должны отдыхать? Родителей, в свою очередь, волнует другое: как заставить детей читать? Кажется, что в советах нуждаются и те и другие.

Каждый год перед началом летних каникул школьникам торжественно вручают список книг. У детей возникает резонный вопрос: зачем нам летом читать то, от чего мы должны отдыхать?

А можно не читать летом?

Если опираться на закон, то список для чтения на лето необязателен. У детей есть право на каникулы, то есть на отдых от учёбы. Задавать что-то на каникулы нельзя, а тем более нельзя ставить оценки за то, что дети не прочитали книги из списка. Нужно помнить, что список книг — не задание, а рекомендация учителя.

Нам эта информация важна по нескольким причинам:

  1. Над головами детей не висит дамоклов меч в виде «Войны и мира». Никто не накажет школьника за то, что вместо Толстого он читал Стругацких.
  2. Родители и дети могут выбрать не все книги из списка, а те, которые им больше нравятся. То есть читать то, что интересно. При желании можно вообще составить свой список литературы или прочитать какую-нибудь серию книг в жанре фэнтези из 10 томов.
  3. Вести читательский дневник в классическом его понимании необязательно. Если его нет, наказание не последует.

Задача летнего чтения такая же, как и у чтения в целом, — общее развитие. Чтение повышает грамотность, внимание, концентрацию, расширяет кругозор, развивает эмоциональный интеллект и, конечно, развлекает читателя.

Польза чтения очевидна, поэтому книги на лето нужно воспринимать как комплексную программу развития и неплохое развлечение, а не как нудное школьное задание.

Как убедить ребёнка читать?

Главное, что следует помнить: пользы от навязанного чтения не будет, потому что ребёнок не запомнит прочитанное, не разделит эмоции произведения, не полюбит книги, не научится анализировать тексты. Всё это в будущем осложнит подготовку к экзаменам.

Вместо того, чтобы заставлять ребёнка читать, лучше поставить вопрос по-другому: «Как мотивировать его читать и как заинтересовать чтением на лето?»

  1. Не зацикливайтесь на списке литературы, который выдала школа. Совершенно не обязательно читать все эти книги — и именно эти книги. Выберите наиболее интересные, добавьте что-то своё, и пусть ребёнок читает в своём темпе то, что ему по душе. Следует помнить о том, что чтение — это прежде всего удовольствие, и прививать это представление ребёнку. Тогда у вас будут хорошие шансы воспитать читающего человека.
  2. Если ребёнок хочет читать фанфики, комиксы или современные ужастики, не препятствуйте. Это тоже чтение. Постепенно из приверженности к такому типу литературы можно вырастить что-то большее. Например, когда ребёнок ищет очередной ужастик, можно порекомендовать Эдгара По, а любовные романы перемежать рассказами Бунина.
  3. Читайте вместе и обсуждайте прочитанное. Если родители поддерживают занятия ребёнка, то это идёт ему на пользу. К тому же родительский пример заразителен.
  4. Не ограничивайтесь бумажными книгами. Во время прогулки, в поездке, перед сном можно слушать аудиокниги. Традиционный формат они полностью не заменят, но дополнить могут.
  5. Смотрите экранизации произведений. Это послужит хорошим дополнением к чтению. После совместного просмотра можно обсудить фильм: как режиссёр показал героев, как дополнил или изменил идею автора книги.
  6. Превратите чтение в каждодневный ритуал. Можно выделить для чтения определённое время в течение дня — например, утром, перед сном или во время послеобеденного отдыха, когда на улицу не выйти из-за жары.
Каждый год перед началом летних каникул школьникам торжественно вручают список книг. У детей возникает резонный вопрос: зачем нам летом читать то, от чего мы должны отдыхать?-2

Позаботьтесь об антураже чтения. Например, можно воспользоваться шаблонными сюжетами, которые ходят по соцсетям: чтение во время дождя с чашкой какао, чтение в гамаке на даче и прочее. Когда представляешь себя героем такой картинки, как-то приятнее держать в руках книгу.

Можно использовать симпатичные аксессуары для чтения: закладки, обложки, электронные книги. Это всё тоже мило, фотогенично и повышает интерес к культуре чтения.

Вместо классического дневника для чтения можно вести записи в соцсетях, сопровождая их модными фотографиями. Понятно, что в этих постах не будет глубокого анализа произведения. Но можно писать интересные цитаты, умозаключения, проводить параллели с главными героями.

Читать в компании всегда интересно. Можно читать книги одновременно с другом и обсуждать их или устроить своеобразное состязание. Если в ближайшем окружении нет желающих, то можно найти подходящего «напарника» в интернете.

Каждый год перед началом летних каникул школьникам торжественно вручают список книг. У детей возникает резонный вопрос: зачем нам летом читать то, от чего мы должны отдыхать?-3

Летнее чтение можно превратить в челлендж — бросить вызов самому себе или другим участникам. Но чтобы не сойти с дистанции, лучше фиксировать успехи в соцсетях. Ну или хотя бы среди родных дома. В интернете много организованных челленджей по чтению, к которым можно присоединиться.

Итак, что поможет не забросить чтение летом (или полюбить чтение за лето)?

  1. Интересная именно вам литература.
  2. Спокойный темп чтения. Не нужно гнаться за рекордами.
  3. Поддержка родителей, родственников, друзей.
  4. Постоянство. Чтение нужно делать системой и брать книгу в руки каждый день, чтобы это стало привычкой.

Челленджи, регулярные публикации о своих успехах в соцсетях так, чтобы все видели ваши намерения, соревнование с друзьями — всё это также послужит хорошим стимулом и поддержит интерес к регулярному чтению.

Читать ли летом произведения школьной программы на следующий год?

Один из подходов к формированию списка литературы на лето — включить туда максимум произведений из программы следующего учебного года, чтобы снизить нагрузку во время учёбы. Сложно прочитать 400 страниц, когда у тебя куча домашних заданий по другим предметам, а вот летом это сделать проще.

Такой подход логичен и оправдан. Можно читать классические произведения, руководствуясь советами выше. Но не стоит забывать, что дети от учёбы устают, а чтение классики — это часть учёбы. Многим из них может быть сложно настроиться на чтение этих сложных и не всегда интересных произведений. Если школьник читает Толстого, Достоевского и Бунина из-под палки, то пользы от этого не будет: он просто всё забудет ещё до начала учебного года. Да ещё и не получит удовольствия от чтения. То есть мы не выполним нашу основную задачу — вырастить добровольно читающего человека. Что можно сделать:

  1. Посмотреть хорошие современные экранизации. Это может стимулировать интерес к самим произведениям, и ребёнок захочет их прочитать.
  2. Читать вместе. Классические произведения не всегда понятны детям, поскольку изначально были написаны для взрослых и затрагивают взрослые проблемы. Совместное чтение с комментариями от родителей может отчасти решить эту проблему.
  3. Перемежать классику чем-то более близким ребёнку — хотя бы даже комиксами.
  4. Выбирать альтернативные тексты авторов, рекомендованных в списке на лето. Например, подойдут короткие и интересные рассказы. Это позволит увлечь ребёнка творчеством того или иного автора, и уже во время учёбы будет проще освоить школьную программу.
  5. Не ставить цель прочитать абсолютно все произведения программы. Выберите самые важные, знаковые. Те, которым в школе уделяют много времени и по которым пишут сочинения. Но важно читать осмысленно, а не просто смотреть на строчки. Полезно делать закладки на ключевых моментах: описаниях героев, их душевного состояния, позиции автора. Впоследствии эти цитаты помогут быстро освежить в памяти произведение.