1,9K подписчиков

НЕ ОТДЫХ, А РАБОТУ НУЖНО ЗАСЛУЖИТЬ

3,6K прочитали

Однажды я заработала рекордную для себя сумму. Села анализировать, как это получилось, и поняла, что в тот месяц почти не спала. Полгода потом восстанавливала здоровье. Так, в 38 лет я получила скачки давления, почему-то оглохшие уши и дни, когда невозможно было встать с постели. Не могла – все плыло перед глазами. Это при двух-то детях, муже, амбициях и классной работе.

Однажды я заработала рекордную для себя сумму. Села анализировать, как это получилось, и поняла, что в тот месяц почти не спала. Полгода потом восстанавливала здоровье.

Почему мы не умеем отдыхать?

Мои трудовые подвиги обычно заканчиваются болезнями. Я даже не замечаю приближения усталости: «Ну, устала и устала. Все устают, а заводы стоя». Но в какой-то момент ухожу в затяжную болезнь, которую долго буду игнорировать, а потом баста – и на рабочие, и бытовые обязанности не находится физического ресурса. Будь добра лежать…

Этот распространенный шаблон поведения я унаследовала от старших родственниц, но не сразу. Сначала были годы прокрастинации, постоянное откладывание дел на потом, когда набирала вагон своих и не только своих задач, уставала, не успевала и пропадала с радаров.

Если вам знакомы обе линии поведения – это нормально. Вы просто не умеете отдыхать. Перегруз, как и прокрастинация – разные проявления плохой гигиены отдыха.

Коли бы отдыхать было так просто, не существовало бы «кароси» – это японский термин, означающий смерть от переработки. Психологи не работали бы с профессиональным выгоранием, с хронической усталостью. Молодые работающие родители не валились бы с ног, как и люди, которые ухаживают за пожилыми или людьми с тяжелыми заболеваниями.

Оказывается, отдых – это не то, что мы умеем делать по умолчанию. Отдыхать нужно учиться так же, как когда-то мы учились чистить зубы или мыть посуду. Связано это с нашей психо-био-социальной природой.

Сначала «био»

Психологи любят обращаться к детству человечества. Оттуда родом наши эмоциональные реакции, которые прошли тысячелетия эволюции, а потому очень живучи.

Тревога – это наша базовая эмоция. Человечество живет благодаря тревожным людям, потому что эта эмоция веками помогала нам избегать опасности. При этом изнашивала наши надпочечники, беспрестанно заставляя их вырабатывать адреналин – мобилизационный гормон. Да, из-за тревожности человек постоянно чувствует себя уставшим, но с точки зрения мозга, лучше уставший, чем мертвый. И поскольку любой отдых был сопряжен с реальной опасностью для жизни и здоровья, человеку было выгоднее быть настороже, чем в релаксе. Пока ты отдыхал, тебя жрал тигр. Увы, как-то так.

Такая же «прошивка» и у современного человека. И хоть тигры больше не расхаживают по улице, но для эволюции это недостаточно долго. Она дама медленная, быстро ничего не меняет.

Вывод: с рождения в силу инстинкта самосохранения мы оборудованы «тревожной кнопкой», которая по заводским настройкам всегда включена. Поэтому большинство взрослых людей не умеют расслабляться.

Теперь «психо»

Сначала нас воспитывают родители и общество, а потом их голоса становятся нашими собственными. И вот мы уже сами себе говорим: «Отдых надо заслужить» и «Весь день на диване валялся, не сделал ничего полезного». И если первое ведет к выгоранию, второе происходит из мучительного желания быть хорошим человеком (девочкой/мальчиком), принятым значимым близким. Сколько вообще боли в изможденном труде ради того, чтобы про тебя не сказали чего-то плохого или не подумали.

И сюда тоже протискивается наше природное, потому что желание быть принятым появляется у нас в раннем детстве. В младенчестве мы проходим через опыт тотальной зависимости от значимого взрослого, без которого не поживем и пары дней. Всего лишь несколько часов одиночества в младенческом возрасте способны оставить в душе человека глубокую травму. Именно поэтому неразрешенные, непрожитые конфликты с родителями влияют уже на взрослого человека и на многие сферы его жизни. Потому что на глубинном уровне мы все еще жаждем слияния, некоего согласия со значимыми взрослыми, и особенно сильно, если такого опыта не было или было для нас недостаточно.

Вывод: иногда мы нагружены обязанностями, чтобы чувствовать себя хорошими и принятыми. Часто и людей-то вокруг нас уже не осталось, кто мог бы осудить за отдых, а мы по-прежнему все никак не можем замедлиться.

И мое любимое «социо»

Диалог, который вы встретите повсеместно:

– Как ты? Какие новости?

– Да какие тут новости. Вчера вот до ночи проторчала на работе. Примчалась домой, давай драить кухню. Муж с детьми все изгваздали за вечер. Потом готовила еду на утро и себе на обед. Вымоталась, как тысяча чертей. А вставать в шесть. Всех будить, распинывать по школам, садикам и работам. Уффф…
Обычно такая речь вызывает глубокое сочувствие. Да и как не посочувствовать: человек крутится, как белка в колесе, чтобы более-менее достойно жить, и нет этому ни конца, ни края. Каждый из нас слышал такое, а возможно, и делал.
Оказывается, делиться с окружающими глубокой усталостью от деловых, бытовых и прочих подвигов – социально одобряемая форма общения.

Коммуникации целых династий и компаний построены на этом, а еще на том, что делиться успехами и хорошими новостями как будто стыдно, неловко. Мол, это приводит к людской зависти и даже «сглазу».

Этот феномен я называю культурой страдания. Думаю, во многом она досталась нам как наследие и православного христианства (бог терпел и нам велел), и советского раскулачивания (не хвастайся, отберут). От восточной стыдливости тоже что-то перекочевало.

У культуры страдания есть чудесные привилегии в виде сочувствия, жалости, предложений помочь (принимаются редко), ощущения героизма, чувства собственной значимости, а порой и незаменимости. Что сказать, запрещенный прием. Как показывать котят: свою сотню лайков всегда соберешь, но дофамин от них мгновенно испаряется. Нужна новая доза.

Это явление, как ни странно, здорово дополняют социальные сети. Вспомните, когда вы в последний раз испытывали чувство неполноценности при просмотре ленты. Я – буквально в эту субботу. Девушка, на которую я подписана, кажется, успевает все: и с мужем поворковать, и обучение пройти в двух местах, а еще детей приголубить и солидно зарабатывать. Она даже сама себе машину купила, сдала на права и ходит в тренажерный зал! Глядя на таких умниц, я задаю себе неудобные вопросики: «А почему ты так не можешь? Надо больше пахать, Лена!» Мысль эта сама по себе выматывающая, а если еще и следовать ей – вдвойне истощает.

Вывод: у нас достаточно причин для «работы до седьмого пота». Мы со всех сторон окружили себя мотивационными посланиями к изматывающему труду. Но на то у нас и когнитивные способности. Если собственный мозг доставляет столько проблем, им же мы способны эти проблемы решать.

Что такое отдых?

Представьте, что вы отправились в долгое путешествие по России на замечательном и надежном автомобиле. Перед дорогой вы загнали его в сервис, чтобы убедиться, что с ним все в порядке и, если нужно, подлатать.
Вы в пути. Периодически останавливаетесь на ночлег, заправляете машину, перекусываете и прочее. В дороге стараетесь не гнать, чтобы не нагружать транспорт, а еще успеваете наслаждаться окружающими видами. Если путешествие проходит в таком режиме, велика вероятность, что вы вернетесь домой невредимым, довольным и на исправной машине.

Наверное, уже понятно, к чему я клоню. Отдых для машины – размеренный темп езды, своевременная заправка и перерывы на «просто постоять». Техосмотр с необходимым ремонтом – это уже чекап (проверка) и восстановление.Чтобы отдохнуть, наша машина, образно говоря, не едет кататься на горных лыжах, не заваливается с друзьями и ящиком вина в коттедж, не пляшет на дискотеке. Она или стоит, или заправляется. Полагаю, человеческий отдых имеет сходные признаки.

Думаю, ошибка убеждения у нас закралась, когда Сеченов сказал: «Лучший отдых – это смена деятельности». Хорошо, но почему тогда после насыщенных выходных как будто нужны еще выходные? Вспомните свои потрясающие отпуска, после которых с отвратительным настроением идется на работу и хочется просто лежать на диване. Где логика? Мы же меняли деятельность, почему тогда не отдохнули?

Потому что мы немножко машины, и для отдыха нам нужно просто ничего не делать. Это «ничего» по-разному может выглядеть, однако обладает тремя признаками:
- без ответственности;
- без стресса;
- без новизны.

В этом смысле отпуск (особенно с детьми) не отвечает ни одному критерию, поскольку покупка билетов, планирование маршрута и перелеты – это ответственность, которая почти всегда связана со стрессом. И, конечно же, вокруг все новое и непривычное.

По тем же причинам, если вы проживаете выходные и будние вечера насыщенно, скоро ваш организм либо заболеет, либо уйдет в депрессию, либо вы расхотите вообще что-либо делать и чувствовать. И как тогда?

Отдых – это очень просто

Сон. Лучше всего мы отдыхаем, когда спим. Полноценный 8-часовой сон – это первое, на что нужно обратить внимание, если вы чувствуете себя уставшим. И любые нарушения этого плана нужно профилактировать или лечить. Если не получается самостоятельно, то у сомнолога в сотрудничестве с психотерапевтом.

Отдельно в этом пункте скажу про молодых родителей детей до года. Тот, кто встает к младенцу ночью, должен досыпать днем: либо спит с ребенком, либо один, пока с малышом сидит другой взрослый. Сон стратегически важнее чистых ползунков, уборки и сваренного супа. Мир терпеливо подождет, пока вы «заряжаетесь» во сне.

Уединение. Итак, вы высыпаетесь, занимаетесь активной деятельностью, как еще качественно отдохнуть?

В одиночестве. Люди быстро уходят в психоз, если у них не получается побыть наедине с собой. Идеально – родные стены, в которых вас на время оставили одну (одного). Здесь лучше всего почитать, посмотреть один (только один) фильм, заняться любимым хобби, принять ванну, послушать или посмотреть любимого лектора, поесть вкусного и желательно не очень вредного. А потом вдоволь погулять на природе или в красивых местах вашего города. Гарантирую, это будет ваш любимый вид отдыха, потому что после него вы будете фонтанировать энергией и новыми идеями.

Вариантов уединенного отдыха много: садоводство, рыбалка, собирательство трав и грибов, недолгие походы. И все это известные и работающие виды уединения.

Нам важно время от времени слышать собственную душу. Это сделать можно только в одиночестве. Длительно находясь в едином пространстве с другими людьми, даже с одним и очень близким, мы пребываем в состоянии реактивной готовности и учитываем его присутствие. Нужны перерывы. Кстати, поэтому офисы открытого типа менее пригодны для работы, чем изолированные кабинеты.

«А как же смена деятельности?» – справедливо спросите вы. Я считаю, что полезную деятельность нужно менять на условно бесполезную. Если ваш график полон рабочих обязанностей, это не значит, что вы будете отдыхать, выполняя бытовые. Нельзя отдохнуть от работы, убираясь на кухне. Хорошо бы периодически вообще ни за что не отвечать и просто смотреть в окно, валяться, дремать, гулять или что-то раскрашивать. Это легальная лень, dolce far niente – сладость ничегонеделания.

Если долго сидели, походите, но можно и полежать. Например, я почти всегда минут двадцать дремлю после сессии с клиентом, потому что это довольно энергоемкий процесс, который требует восстановления. Вроде же сидела, отдохни стоя. Нет, я сильнее устану. Вздремну, пожалуй.

Можно ли устать от отдыха? Думаю, да, но это если не менять бесполезное на полезное. Новогодние каникулы доказывают мою точку зрения. Боже мой, как мы устаем за десять дней, и какой отвратный, как правило, после каникул январь. Режим сбит, смысл жизни едва брезжит, вес набран, на еду не можешь смотреть. И абсолютно ничто уже не радует. «Переотдыхали»: избыток фильмов, книг, еды, алкоголя, одиночества или наоборот общения. Лечимся работой и активным спортом.

И снова расписание. В предыдущей статье я рассказывала о том, что планировать нужно не только рабочие дела, но и заботу о здоровье, свидания с собой и партнером, общение с детьми, родителями и друзьями. Главный навык в науке отдыхать – тоже его планировать. Дни лени, часы лени, минуты лени.

Делать это важно по двум причинам:
1) запланированный отдых греет душу в сложные рабочие моменты;
2) не вызывает энергозатратного чувства вины.

Мы не воруем украдкой отдых у работы и семьи, а четко и во весь голос говорим себе и другим: «У меня сейчас по плану ничего не делать. Буду восстанавливаться, не мешайте, пожалуйста». Так нелегальная и порицаемая лень становится не роскошью, а необходимым условием плодотворной работы.
Совершенно нормально, я бы сказала, очень по-человечески, не уметь отдыхать. Это заложено в нашей природе, в нас самих, в нашем сообществе. Люди сами создали убеждение, что отдых нужно заслужить, что отдых – это отсутствие эффективности и даже небезопасно. Но те же самые люди, то есть мы с вами, способны эти убеждения осознать и «передумать» в другую сторону.
Я предлагаю поразмыслить над сутью фразы «Работу нужно заслужить хорошим отдыхом». Он совершенно не обязан (это даже вредно) быть активным. День, проведенный наедине с собой, природой, хорошей книгой, ванной и качественным сном, способен зарядить сильнее двух недель на Мальдивах.
…Но хорошо, если и Мальдивы в вашей жизни тоже случатся.

Автор: Елена Каштанова, коуч-психолог.