229,8K подписчиков

Она сказала 'нет' царскому этикету: как сложилась судьба старшей дочери Николая I

122 прочитали

«Пообещайте мне, что я не уеду из России. Я не хочу оставлять свою родную страну». Голос девушки звучал жёстко и требовательно. Недаром говорили, что характером она пошла в отца, императора Николая Первого. Она прекрасно знала, что дочери царей нередко вступают в династический брак, уезжают из своей страны и начинают совершенно новую жизнь.

Всего этого Мария не хотела и прямо заявила о своём желании отцу. Тот мог бы рассердиться и поставить на место «зарвавшуюся» дочь, но сейчас невольно залюбовался решительным блеском глаз и сурово сжатыми губами. Сдержал ли данное обещание император? И что ждало Марию Николаевну, самую строптивую из его дочерей?

«Пообещайте мне, что я не уеду из России. Я не хочу оставлять свою родную страну». Голос девушки звучал жёстко и требовательно.

Дочь своего отца

Великая княжна Мария Николаевна появилась на свет в августе 1819 года. Её отца не слишком-то порадовало рождение дочери – он надеялся, что приобретёт мальчика-наследника. Александра Фёдоровна, супруга великого князя и будущего императора Николая Первого, писала:

«Рождение маленькой Мари было встречено её отцом не с особенной радостью: он ожидал сына; впоследствии он часто упрекал себя за это и, конечно, горячо полюбил дочь».
Джордж Доу «Великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II) со своей младшей сестрой, великой княгиней Марией Николаевной» (фрагмент) / Государственный музей-заповедник «Гатчина»
Джордж Доу «Великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II) со своей младшей сестрой, великой княгиней Марией Николаевной» (фрагмент) / Государственный музей-заповедник «Гатчина»

Родители юной Марии уделяли большое внимание её воспитанию и образованию. Вместе с сёстрами великая княжна жила в Западном корпусе Зимнего дворца. Уже в юные годы стало заметно, как сильно она похожа на отца – и не только внешне.

Современники вспоминали, что Мария Николаевна была своего рода «императором в юбке». Она отличалась решительным характером, была достаточно властной и сильной натурой. Своего царственного родителя девушка заставила дать ей обещание, что она не вступит в династический брак и не будет отправлена за границу.

«Великая княгиня Мария — любимица отца, и полагают, что в случае кончины императрицы она приобрела бы большое влияние», - писал в своем дневнике полковник Фридрих Гагерн.
Карл фон Нефф «Великие княжны Мария Николаевна и Ольга Николаевна» (фрагмент)
Карл фон Нефф «Великие княжны Мария Николаевна и Ольга Николаевна» (фрагмент)

Не расчёт, но любовь

Марию Николаевну можно назвать настоящей счастливицей. В отличие от многих принцесс того времени, она не стала «пешкой» в большой политической игре и не была выдана замуж за человека, выбранного из династических соображений. Более того, замужество Марии стало союзом, заключённым по любви.

Своего будущего супруга Максимилиана Лейхтенбергского она встретила впервые в 1837 году, когда вместе с родителями совершала поездку по Баварии. Молодой человек приходился внуком прежней французской императрице Жозефине Богарне, от которой, вероятно, унаследовал правильные черты лица и приятную внешность.

Кристина Робертсон «Портрет Великой княгини Марии Николаевны» (фрагмент) / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кристина Робертсон «Портрет Великой княгини Марии Николаевны» (фрагмент) / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Симпатия появилась между Максимилианом и Марией с первой же встречи. А в сентябре того же года герцог был приглашён в Херсон на кавалерийские манёвры. Несомненно, это приглашение император тоже отправил по настоянию дочери.

В скором времени Максимилиан и Мария обручились, а 2 июля 1839 года состоялась свадебная церемония, которая прошла по двум обрядам – православному и католическому. Однако торжество было омрачено отсутствием родственников герцога и принцев из родственных Романовым правящих домов.

Император был недоволен, но его дочь едва ли огорчалась по столь незначительному поводу. Главное – она вышла замуж за того, кого искренне любила. Но почему о новоиспечённой герцогине в обществе ходили не самые приятные слухи?

Кристина Робертсон «Портрет великой княгини Марии Николаевны с детьми» (фрагмент) / Русский музей, Санкт-Петербург
Кристина Робертсон «Портрет великой княгини Марии Николаевны с детьми» (фрагмент) / Русский музей, Санкт-Петербург

Разочарование и новое счастье

Несмотря на то, что Мария Николаевна любила своего избранника, со временем брак их превратился в пустую формальность. Супруги не находили общих интересов, да и вообще были людьми с разными взглядами на жизнь.

Герцога его знакомые описывали как «игрока и кутилу», что огорчало его жену. Сама же Мария вела активную светскую жизнь, порой позволяя себе непростительные вольности. Так, например, её частые встречи с князем Александром Барятинским многие восприняли как роман «на стороне», что нередко обсуждалось в высшем свете.

В 1852 году герцог Лейхтенбергский умер от чахотки, которой болел несколько лет. Мария Николаевна, оставшаяся с 6 детьми, недолго горевала по этому поводу и вскоре вышла замуж за графа Григория Строганова, роман с которым начался у женщины ещё при жизни её мужа. Правда, второй брак был заключён втайне от отца – Николай Павлович едва ли стерпел бы такой неравный союз.

Владимир Гау «Портрет детей Великой княгини Марии Николаевны, герцогини Лейхтенбергской» / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Владимир Гау «Портрет детей Великой княгини Марии Николаевны, герцогини Лейхтенбергской» / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Уже после смерти императора брак был признан взошедшим на престол братом Марии Александром Вторым. Тем не менее сам этот союз оставался тайным, хоть она и родила от Григория двух детей. Чтобы избежать очередного «перемывания костей» и досужих сплетен, Мария Николаевна вместе с супругом большую часть времени жила за границей. Её описывали как натуру страстную и своеобразную, крайне эксцентричную даму, которая всегда выделялась из толпы.

«Живя за границей, она позволяла себе разные эксцентричности, держала себя как простая смертная, тон её, речи, обращения были крайне развязаны и бесцеремонны, только профиль её напоминал, что она дочь императора Николая», - писал о ней граф Дмитрий Милютин.

Так и вышло, что великая княжна, мечтавшая никогда не покидать Россию, последние годы провела вдали от родины. Зато Мария Николаевна доказала, что можно и нужно бороться за своё счастье. Она пошла против правил и даже против воли отца, чтобы просто быть счастливой, быть рядом с тем, без кого не мыслила своей жизни. А ведь такая «роскошь» была доступна далеко не каждому представителю царского семейства.