Повинен священник или его подставили иерархи, которым он подчинялся?
Когда 17 июня 2024 года узнал о судебном приговоре бывшему пермскому священнику отцу Николаю Вернигору, то первой ассоциацией вспомнились строчки из басни Сергея Михалкова:
«Данный кот Василий
Жрал то, что должен был стеречь»
(С.Михалков, «Коты и мыши», 1954).
Но первая ассоциация может быть ошибочной. Решил разузнать подробней об этой темной истории. Вопросов возникло больше, чем ответов.
Следствие завершилось, приговор вынесен, священник лишен сана и отправлен в колонию общего режима на 7 лет, обязан уплатить штраф в 400 тыс. рублей.
Но обвиняемый, сам отец Николай, не признал вину ни до суда, ни в суде, а адвокат его намерен подавать апелляцию.
Его подопечного, по мнению защиты, лишили доказательной базы. Зачем тогда церковь, с ее феодальным управлением вынесла это спор на мирской суд? Как творили все по феодальному, так бы и разбирались между собой?
В чем обвинили отца Николая?
Его обвинили в том, что он, будучи секретарем епархии и настоятелем Кудымкарского храма, похитил (присвоил себе) у Кудымкарской епархии РПЦ Пермского края и лично у епископа Никона (Миронова) денежные средства, культурные и церковные реликвии. Общий ущерб составил 23,1 млн. рублей.
(Мы помним, что в андроповские времена, в декабре 1984 года, за куда меньшие по размеру хищения «социалистической собственности», был приговорен к смертной казни и расстрелян директор Елисеевского гастронома Юрий Соколов. А тут такое крупное хищение «обнаружилось» у простого священника. И не торговом гастрономе, а в церкви, благотворительной религиозной организации).
Причем, такую крупную кражу отец Николай, по версии следствия, умудрился совершить в очень короткий срок - 2021-2022 годы.
Уголовное дело завели сразу по 3 статьям: ч.3 ст 158 УК РФ (кража), ч.4. ст.160 (присвоение или растрата) и ч1. Ст.164 (хищение предметов, имеющих особую историческую, культурную, научную и художественную ценность).
Зачем священнику воровать такие реликвии? Кому он их может сбыть, не подставившись? И какие каналы связей надо иметь для такого сбыта?
Отца Николая Вернигора отстранили от служения (это обычная практика в церкви: если священник находится под следствием, то его отстраняют от служения на период следствия). Его держали в СИЗО, потом под домашним арестом, потом снова отправили в СИЗО (якобы, нарушал правила домашнего ареста, пользовался интернетом). Как замечает жена, ему христианину, священнику в СИЗО даже не дали Псалтирь, чтобы он молился, и держали в психологически неблагоприятных условиях. Возможно, для оказания на него давления. Странно и другое: его лишили сана священника с 1 декабря 2023 года, еще до окончания следствия. Сославшись на 25 правило апостолов в части татьба (хищение). Но ведь суд еще не вынес приговор, а церковь уже лишила сана.
Простой вопрос.
Зачем священнику, который 25 лет служил в церкви, был на хорошем счету, заниматься кражей?
На этот вопрос нашлось 2 ответа:
1. Он ей и не занимался. Его подставили. Эту версию выдвигала жена обвиняемого священника - Анастасия. Она служила регентов в церковном хоре и занималась продажами товаров через интернет. Слугой двух господ оказался Николай Вернигор, по ее версии. Действующего митрополита Мефодия (Николая Немцова) и епископа на покое – Никона (Олега Миронова). Заявление на него написали люди этих Владык и «вынесли сор из избы».
2. Не такой уж он и чистый – отец Николай Вернигор. Да, и не Вернигор он и вовсе. Его настоящая фамилия Милютин. Вернигор – фамилия его жены. Почему взял фамилию жены? Пришлось сменить. Он еще когда учился в семинарии в 1997 году Алма- Ате, как вспоминает его сокурсник, некто Игнатьев, дважды попался на воровстве денег из кассы семинарии. Да, и еще у него грешки были в этой части (татьбы) в 2003 году. Но вопрос: а почему не отчислили расхитителя, если он таков? Андрей Литовка, секретарь Владыки Мефодия также заявил, что отец Николай угрожал в епархии проблемами, если его дело подадут огласке.
Как видим – ситуация очень темная. Суд вынес решение - 7 лет колонии и 400 тыс. рублей штрафа, но защита экс-священника не думает сдаваться.
В чем же основная проблема защиты?
По словам адвоката отца Николая, Андрея Радостева, у того нет доказательной базы. А почему нет?
Потому что священник на послушании у Владык. Если Владыка ставит задачу своему секретарю: продать то или иное имущество и принести ему, то священник не станет брать у Владыки расписки и иные документы. Такое недозволительно. Ведь распоряжение Владыки для простого священника есть послушание. Слушаться надо. Поэтому многие хозяйственные операции, которые совершал отец Николай, будучи секретарем епархии, шли «без бумаг», «по послушанию».
Попробуй докажи, когда нет расписок, все на словах, и без свидетелей?
Слуга двух господ?
Кудымкарская епархия, в которой служил отец Николай, образована в марте 2014 года. Правящим архиереем ее стал епископ Никон (Миронов). Кудымкарский район - самый отдаленный от краевой столицы. Как там велось хозяйство – мало кто знал и контролировал.
Отец Николай был назначен настоятелем Кудымкарского храма в 2002 году. Храм был снаружи красив, а внутри все было обветшалым. Приход собирал в год 500 тыс. рублей, а расходы на храм составляли 600 тыс рублей. Владыка Никон не занимался хозяйством. Были большие долги перед строителями и подрядными организациями. Все это пало на плечи отца Николая.
Владыка поселил семью священника Вернигора в своем кудымкарском церковном коттедже со всем его имуществом. Образцовая, кстати, семья: 3 детей. Ни в каких порочащих связях отец Николай улучен не был.
В 2020 году Владыка Никон сломал позвоночник и был прикован к постели. Болел он еще и ковидом.
Отец Николай нашел ему врачей, заботился о Владыке, заслужил его доверие. Возможно, поэтому, в качестве благодарности и доверия Владыка попросил отца Николая продать его земельный участок в Подмосковной Малаховке, а вырученные от продажи деньги – 10 млн. рублей – пожертвовать на Кудымкарскую епархию. Откуда у монашествующего епископа во владении земельная собственность, если он давал обет нестяжания при постриге? - вопрос. Но благо, что продав землю, он хотел ее пожертвовать на епархию, на храм.
В апреле 2021 года Владыка Никон ушел на покой. Он написал доверенность отцу Николаю на продажу принадлежащего ему земельного участка в подмосковной Малаховке.
Отец Николай продал за 10 млн. рублей. Деньги поступили на счет Владыке Никону. По доверенности ими мог распоряжаться отец Николай. Он должен был их снять и передать Владыке Мефодию в качестве пожертвования от Владыки Никона на епархию. Но отец Николай распорядился ими иначе. Он снял их в несколько этапов и затратил на епархиальные нужды по строительству.
Кроме того, из дома Владыки Никона в 2021 году пропали ценные иконы «Святая Екатерина», «Святой Благоверный князь Александр Невский с избранными святыми», «Святой Георгий Победоносец» и «Знамение пресвятой Богородицы».
Но в этом доме, откуда пропали вещи, бывал не только отец Николай, но и хозяйственный сотрудник Владыки Никона. Она и написала на отца Николая заявление в суд.
Отец Николай, будучи секретарем епархии, по распоряжению своего церковного руководства, продал епархиальный автомобиль Mitsubishi Pajero и епархиальный автобус «Неман».
На балансе у епархии был также автомобиль Hyundai Tucson.
Отец Николай выкупил его себе по остаточной стоимости, приобрел еще себе Mazda CХ-5 и моторную лодку с двигателем от Yamaha в 100 л.c. При том, что по кредитной истории у него были задолженности банку по кредитам.
Еще, вроде как действующий Владыка Мефодий (со слов жены обвиняемого) поставил отца Николая "на счетчик": не вернешь в течение месяца деньги и вещи – пеняй на себя.
Секретарь Владыки Андрей Литовка, зеркально противоположное говорил об отце Николае, что он угрожал епархии проблемами, если на него будут «копать».
Заключение.
1.Получается, что внутри епархии были какие-то непонятные хозяйственные операции, и несогласия между собой разных должностных лиц епархии. Все это и привело к возникновению этой темной истории. Должен был священник, продав участок одного Владыки (на покое) Никона передать деньги за него другому, правящему Владыке Мефодию «на нужды епархии». Но священник «нужды епархии» понял по своему и распорядился ими сам.
2.Пропажа ценных вещей из дома Владыки Никона, куда имел вход не только отец Николай. В этот же дом был вхож и заявитель, женщина, которая занималась хозяйственными вопросами у Владыки Никона. Возникает и третий вопрос: не собиралась ли сбывать эти ценные вещи, пропавшие у Владыки, жена осужденного священника, если она занималась интернет – продажами? (Это вопрос, а не вывод).
3. Церкви, наверное, стоит вести учет хозяйственных операций, как это делается в любой организации по законам хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета. Может быть элементы феодализма уже сильно мешают современной церкви? Меньше проблем и пересудов будет?
4.Если защита, лишенного сана священника, в лице адвоката Андрея Радостева, решила подавать апелляцию и доказывать его непричастность (или частичную причастность) к этой ситуации, то может быть она все-таки нашла неоспоримые факты? Посмотрим, время покажет.
5.Смущает момент, что священника, отца Николая, ловили на нечистоплотности татьбы (хищений) раньше (в 1997 и 2003 годах). Если это факт, то почему ему не придали значение своевременно? Почему все «спустили с рук» тогда? Неправда ли странным кажется, когда о таких вещах заявляют задним числом, в судебной ситуации? Как бы вытаскивая «грязный факт» из рукава, как козырь.
(по материалам канала «Pro Perm, Perm.Rbc, канала Vesti, 59.ru)
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Подписывайтесь на канал.
Делитесь с друзьями.
Приглашайте на канал.
Добра всем.