"Ромео и Джульетта" в фигурном катании: Ханю, Липницкая, Усачева, Косторная, "Васильки" и другие

1,8K прочитали

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.

Предыдущие статьи цикла:

Думаю, что с сюжетом и образами персонажей знакомы все, и нет смысла разбирать их лишний раз, образы и эмоции максимально прямолинейны, и можно сразу приступать к обзору программ фигуристов.


Екатерина Гордеева/Сергей Гриньков, сезон 89/90

Катя и Сергей - классическая "романтичная" пара, высокий мужественный партнер, хрупкая "воздушная" партнерша, костюмы тоже классические: Джульетта обычно предстает перед зрителями в белых, светло-розовых, персиковых платьях.

У Кати очень стильное и красивое платье на мой взгляд.

Катя и Сергей откатали как всегда очень синхронно, и при этом на высокой скорости. В программе красивые и сложные поддержки, а также некоторые эффектные элементы, которые в программах современных фигуристов мы уже не увидим (поменялся набор обязательных элементов), например, так называемая side by side combination, которая мне всегда очень нравится в исполнении пар прошлого (это комбинация шагов/прыжков/других элементов, исполняемая парой абсолютно параллельно со значительным продвижением по льду на высокой скорости).

Гордеева/Гриньков выступали под музыку Чайковского. В наше время "Ромео и Джульетту" очень редко катают под Чайковского, современные фигуристы чаще делают выбор в пользу саундтреков авторства Нино Рота (из фильма 1968 года), Крейга Армстронга (из фильма 1996 года с Ди Каприо) или Абеля Коженевски(из фильма 2013 года, который не примечателен ничем, кроме приятных мелодий), также сохраняет популярность балет Прокофьева.

Безусловно, мы можем смело сказать "да" Ромео и Джульетте в исполнении Кати и Сергея.

Марина Анисина/Гвендаль Пейзера, сезон 1997/98

Это очень интересная постановка "от конца истории к началу".

Она начинается с финальной сцены: Джульетта пронзает себя кинжалом, увидев мертвого возлюбленного.

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.

Далее действия начинают разворачиваться "наоборот": мы видим, как Джульетта рыдает над ним после своего пробуждения, а затем Джульетта "засыпает", а Ромео, напротив, "оживает" и держит на руках тело любимой:

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-2

А ближе к финалу программы мы видим зарождение чувств Ромео и Джульетты, их встреча на балу:

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-3

Марина и Гвенден исполняют программу под музыку Сергея Прокофьева из балета "Ромео и Джульетта". Костюмы достаточно классические в голубоватой гамме.

  • Из плюсов: Марина и Гвенден очень скатанные, у них великолепное "сильное" скольжение. Постановка достаточно насыщенная, и сама по себе идея с "историей наоборот" действительно классная. Нужно сказать, что Гвендан Пейзера с его внешностью в духе "принца Чарминга" хорошо подходит на роль Ромео.
  • Из минусов: Марина Анисина не очень хорошо подходит на роль Джульетты. В ходе программы слишком часто появляются какие-то сомнительные позы и хореографические "находки", которые выглядят не очень. И я не только о "поддержках наоборот", где Марина поднимает партнера.
    Но еще и о тех элементах, где Марина почему-то суетится в районе его талии (может это попытка создать иллюзию, что Гвендан выше, чем он есть?)
В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-4

Вот, например, на скрине выше - это что за странная позиция? Или вся комбинация начиная с отметки времени 4 минуты и далее (ссылка на привязку ко времени https://youtu.be/brNGu4Qq8_s?t=240)

Или все же о "поддержках наоборот": допустим, первую из них, где Марина держит партнера "подмышкой" можно назвать уместной или хотя бы эстетичной и подходящей к общей хореографии. Но вот та, где Гвенден залезает на нее на манер испуганного медвежонка, и отчетливо видно, как дрожат колени Марины - она выглядит просто комично.

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-5

Несмотря на упомянутые минусы, для меня в программе Анисиной/Пейзера больше хорошего, чем плохого, поэтому я скажу им "да".

Татьяна Тотьмянина/Максим Маринин, сезон 2005/06

Наши первые "Таня и Максим" представили "Ромео и Джульетту" под микс из классической музыки Нино Рота и "бодрячок с задорным настроением", что само по себе странновато.

Мне нравится пара Тотьмяниной/Маринина, но конкретно об этой постановке мое мнение такое, что кроме музыки Нино Рота, в ней нет ничего от "Ромео и Джульетты".

Даже костюмы не вызывают никаких ассоциаций с шекспировской парой влюбленных.

Кроме того, Таня и Максим - по-хорошему "зрелая" пара, взрослая и чувственная, без грамма какой-то подростковости. Не мальчик и девочка, но мужчина и женщина.

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-6

"Вайб" высокой статной Татьяны Тотьмяниной - королева, царица, владычица морская, а не девочка-подросток.

Ну а финальное "ай-на-нэ" и вовсе вызывает недоумение - причем тут Ромео и Джульетта? Если хотели микс, почему не взяли за "лирическую" часть другую композицию?

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-8

Со всем уважением к Тане и Максиму как к фигуристам, их олимпийской постановке я скажу "нет".

Саша Коэн, сезон 2005/06

"Класссическая Саша", можно сказать. Лирический образ с акцентом на мягкой пластике, великолепной растяжке и гибкости фигуристки.

Образ Джульетты, я считаю, подошел хрупкой миниатюрной Саше. Отметим также, что Саше удалось собраться и докатать программу, хотя после первых двух падений в начале проката стало очевидно, что в тройку она не попадает никак и вообще дело дрянь (это только квадистки могут подзавалить пару прыжков и все равно обойти соперниц без ультра-си).

Давайте скажем Сашиной Джульетте "да".

Татьяна Волосожар/МаксимТраньков, сезон 2010/11

Очень забавное видео "из прошлого")) Например, комментатор между делом упомянул, что "из Ижевска Мишину привезли юную ЕКАТЕРИНУ Туктамышеву"))) Можете ли себе представить, чтобы в наше время кто-то из комментаторов забыл бы имя "Императрицы"?) А Максим после проката с такой силой дал партнерше дружеское пять и так нещадно трепал ее в медвежьих объятиях, что мне подумалось, что для хрупкой Тани это было не очень-то физически приятно (уже спустя год-два Максим будет куда более осторожен и нежен со своей будущей женой).

Это первый чемпионат мира для пары Волосожар/Траньков и вообще один из первых совместных стартов. На тот момент никто не понимал, на какое место будет претендовать новодельная пара. На ЧМ их посылали в надежде, что пара зацепиться за 5-6 место, а они в итоге стали вторыми, причем отрыв от неоспоримых лидеров Савченко/Шолковы, которые казались недостижимыми, составил всего 7 баллов.

На мой взгляд у "вторых Тани и Макса" присутствует тот же момент, что и у первых - их пара "зрелая", без грамма "подростковости". Татьяна Волосожар очень "зреложенственная" в хорошем смысле слова, мудрая, глубокая, и чувственная. А у Транькова хоть и есть элемент "подростковости", но совершенно "не шекспировский". В итоге их пара хоть и действительно отыгрывает "любовь", но на льду мы видим взрослых мужчину и женщину и другую любовь, не первую.

Зато выбранный микс музыкальных композиций из балета Прокофьева хорош, а постановка насыщенная, наполненная эффектными и красивыми спиралями, поддержками, связками.

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-9
В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-10
В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-11

Костюмы не совсем классические, дизайнер решил соригинальничать, но отсылки к эпохе присутствуют.

Вариация "вторых Тани и Максима" мне нравится намного больше, чем вариация Тотьмяниной/Маринина, хотя по типажу и химии в паре никто из двух чемпионских пар в образы не попал.

Тем не менее, я говорю твердое "да" постановке Волосожар/Траньков.

Юдзуру Ханю, сезон 2011/12

Это самая известная и популярная мужская постановка "под Ромео" за всю историю ФК.

Ханю исполнял программу в сначале своей взрослой карьеры, а на чемпионате мира 2012 произвольная позволила ему подняться с 7 места на второе, и разорвала трибуны.

Как всегда у Юдзуру "дорогой-богатый" костюм, мне нравится этот костюм.

Юзу катает под микс из композиций Крейга Армстронга - этот композитор написал сопровождение для фильма 1996 года с Ди Каприо в главной роли.

Как всегда, Юдзуру "вытягивает" многое своей харизмой и красивыми линиями. Но он сохраняет накал на протяжении всего проката, не забывает о хореографии, да и вообще, разве мы можем сказать "нет" парню с таким бауэром?

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-12

Юлия Липницкая, сезон 2014/15

Конечно, первое, что бросается в глаза при выходе Юли на лед - это потрясающее платье, наверняка, очень дорогое.

Как и в случае Саши Коэн, мы видим на льду хрупкую миниатюрную девушку с потрясающими растяжкой и гибкостью. Но выразительность пластики и красота линий Липницкой намного превосходят Сашины, а постановка более сбалансированная, насыщенная мелкой хореографией, "наполненная". Прокат, безусловно, ужасный, не Юлин лучший день. Но оценить постановку сорванная прыжковая часть не мешает.

Юлия катает под основную тему Нино Рота, дополненную композициями Абеля Коженевски и интересной темой на фортепьяно из вообще не связанного с Шекспиром фильма: мне безумно нравится музыкальное сопровождение в программе Юлии и сама постановка.

Я говорю Юле Липницкой и ее Джульетте "да", хотя обычное Юлино чуть отстранненное, погруженное в себя катание, возможно, не то, что ассоциируется у нас с Джульеттой.

Алена Косторная, сезон 2018/19

(К сожалению, ютуб не позволяет встроить видео в статью, но перейдя по ссылке, вы можете посмотреть полную версию на самом ютубе).

Восхитительная юная Алена, воздушная, легкая, стремительная в такой же стремительной и воздушной постановке под микс из композиций Армстронга и Нино Рота.

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-13
В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-14

Тут мы можем увидеть Алену хоть и без трикселя, но в звенящей форме, а техника такой Алены - это что-то запредельное. Огромные безусильные прыжки, аккуратные линии, общее ощущение полета. С отыгрышем образа тут тоже все в порядке.

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-15

Говорим ей однозначное "да".

Александра Трусова, сезон 2020/21

Одна из самых неоднозначных женских постановок по теме "Ромео и Джульетты".

Напрасно "Русская ракета" раз за разом повторяла, что она не Джульетта, а "злой рок". Большинство болельщиков (особенно иностранных) не смотрят все подряд интервью, а смотрят только прокаты. И даже комментаторы то и дело называли Сашу "необычной Джульеттой".

Саша катает под микс из трех разных произведений: вступление под Армстронга (из фильма с Ди Каприо), середина под Коженевски (из фильма 2013 года про современнных Р и Дж), конец под "Танец рыцарей" Прокофьева.

Я выражу непопулярное мнение, что Саша справилась с образом "злого рока", и первая и заключительная часть программы выглядят органично, а дорожка "в стиле Плющенко" подходит под Сашину резкую хореографию.

Совсем другой вопрос - это то, насколько вообще уместно воплощать на льду такие образы, которые, очевидно, не будут поняты большинством зрителей.

Также остается открытым вопрос, почему "злой рок" в середине программы размяк и поехал катать лирику с мягкими ручками, причем в остальном хореография осталась уверенно-силовая, резкая и жесткая, в стиле Сашиной несгибаемой натуры.

Я скажу "да" Саше как злому року, но "нет" самой идее пытаться вкладывать в программы на популярные темы смыслы и образы, высосанные из пальца в попытке натянуть сову на глобус.

Дарья Усачева, сезон 2020/21

Нелепая ситуация, объяснения которой мы так до сих пор и не получили: в одном и том же сезоне пересекающиеся на одних и тех же стартах бывшие однокашницы Саша и Даша получили идентичные музыкальные нарезки.

Наиболее логичным мне кажется объяснение, которое пришло от инсайдера еще в начале сезона 20/21: инсайдер заявлял, что "Джульетту" нарезали для Саши еще в ТШТ, и собирались ставить под нее произвольную, но затем Тутберидзе и Глейхенгауз отказались от этой идеи, и положили готовую нарезку на полку в дальний угол.
Тогда это все объясняет: Сергей Розанов, уходя в Ангелы Плющенко, прихватил с собой все, что плохо лежало, включая этот музыкальный микс: он решил, что не будет ничего плохого, если он возьмет для Саши мелодию, которую отвергли в ТШТ, все равно в ТШТ она не нужна. А Глейхенгауз в свою очередь решил, что раз Саша ушла, почему бы не взять готовую музыкальную нарезку для Даши.

Я не буду долго скрываться и честно скажу, что вариация Джульетты от Даши Усачевой - моя любимая из всех женских вариаций.

Музыкальная, выразительная, грациозная Даша справилась потрясающе. Она одинаково органична в напряженной "драматической" части и в нежной лирической. А интерпретация музыки безупречна.

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-16
В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-17

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-18

Я говорю Даше свое востороженное "да".

Василиса Кагановская/Валерий Ангелопол, сезон 2020/21

Я думаю, я тут не открою никому Америку, если скажу, что это наиболее точное попадание в образы)

Василисе было 15, а Валере 17, когда они исполняли эту программу,что практически совпадает с возрастом шекспировских героев. Внешность ребят тоже абсолютно "эталонная".

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-19

В этом сезоне к ребятам пришли первые крупные успехи, и немаловажным фактором стало их эмоциональное катание.
Произвольный танец поставлен под микс композиций Абеля Коженевски из фильма 2013 года.

Сама постановка совершенно шикарная, насыщенная красивыми и зрелищными акробатическими фишками, красивыми сложными поддержками, без всяких сомнительных по эстетике линий и поз: нежная невинная Джульетта и ее романтичный чувственный Ромео.

Ребята отыгрывают тут совершенно потрясающе. Взрослые опытные фигуристы не с такой страстью смотрят на партнерш, с какой Валера ласкает взором Василису.

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-20
В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-21
В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-22

В общем, у кого поднимется голос не сказать "да" современным Ромео и Джульетте? Их история дружбы и любви была чуть длиннее, чем у шекспировских, но такая же яркая и печальная.

Анастасия Скопцова/Кирилл Алешин, сезон 2021/22

Произвольный танец олимпийского сезона, поставленный Ильей Авербухом, увы, не принес паре успеха. Они сильно "съехали в очереди", уступив не только Дэвис/Смолкину (что вызвало скандальные обсуждения и обвинения в блате), но вообще-то еще и толпе других пар: Худайбердиевой/Базину, Морозов/Багину и даже Шанаевой/Нарижному (что почему-то обсуждений не вызвало, и в вопросе "почему Настя с Кириллом не поехали на ОИ" все усиленно делают вид, что она бы поехала, если бы не Диана, как будто между ними не было еще 3 пар).

На мой взгляд постановка Авербуха под композиции Армстронга и Коженевски вполне неплоха, но в олимпийском сезоне слишком очевидна стала проблема с поддержками и всеми элементами, требующими поднимать или крутить вокруг себя партнершу. У Насти и Кирилла и раньше это было слабое место, а по мере роста Насти она все усугублялась.

В итоге в олимпийском сезоне приходилось ставить ребятам поддержки типа таких:

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-23
В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-24

Или даже таких:

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-25


Но даже они смотрелись тяжело, что не позволило судьям ставить им высокую оценку за презентацию, несмотря на хороший конек обоих партнеров.

В защиту Насти, Кирилла, а также Ильи Авербуха скажу, что они все постарались выжать максимум из возможностей пары, но увы.

Я скажу вариации Насти и Кирилла "может быть".

Александра Степанова/Иван Букин, сезон 2021/22

Очень красивые Саша и Ваня, безусловно, качественное исполнение. Хореограф-постановщик тоже сильно постарался: программа выглядит интересно, добавлены хореографические и акробатические фишечки, а музыкальный микс звучит небанально.

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-26
В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-27
В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-28

Я скажу вариации Степановой/Букина "да" и очень жаль, что в силу обстоятельств эта программа не стала особенно успешной для них.

Ребятам не повезло с распределением по этапам Гран При, не повезло на самих ОИ, не повезло с недопуском россиян на чемпионат мира 2022 года, увы(

Софья Муравьева, сезон 2022/23

Софья Муравьева получила немало критики в прошлом сезоне: я думаю, болельщики не совсем справедливы к ней, проецируя на Муравьеву негативное отношение к ее тренеру.

Сама Муравьева мне кажется приятной девочкой, и она интересна и самобытна как фигуристка.

В "Ромео и Джульетте" она была неплоха и вполне гармонично вписалась в образ.

Понравилось мне и платье Муравьевой в серо-голубых тонах с "кровавыми" перчаткой и полосами, намекающими на печальный финал.

Я скажу Софье все-таки "да", хотя мне не очень нравится выбранное музыкальное сопровождение (особенности оранжировки).


Евгений Семененко, сезон 2023/24

Женя Семененко решил пойти по стопам Юдзуру Ханю, также взяв нарезку из саундтреков Крейга Армстронга к фильму 1996 года с Ди Каприо в главной роли.

Ромео Семененко получился чуть более "современным", тогда как у Ханю "классическая версия".

На мой взгляд, Женя неплохо справился с образом Ромео как рыцаря, а вот для образа лирического образа Семененко не хватает возможностей. К сожалению, с возрастом его подростковая угловатость и кривоватость линий никуда не исчезла, что мешает его воспринимать как романтического героя.
Я скажу Жене не очень уверенное, но все же "нет".

Мой личный рейтинг по видам:

Мой личный рейтинг Ромео и Джульетт по всем видам выглядит так:

В продолжении цикла о популярных темах в ФК давайте рассмотрим историю любви подростов из Вероны.-29

  • Спортивные пары: Гордеева и Гриньков
  • Танцевальные пары: Кагановская и Ангелопол
  • Мужчины: Юдзуру Ханю
  • Девушки: Дарья Усачева