Книга и фильм «Борьба за огонь». Роман о первобытных людях и его сверхреалистичная экранизация

«В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв!..» Начало легендарного романа французского писателя Жозефа Анри Рони-старшего (1856-1940 гг.). «Борьба за огонь» я знаю едва ли не наизусть, ибо в детстве книгу из серии «Новая библиотека приключений» зачитал мало что не до дыр. Как оказалось, невероятные похождения первобытного героя и его спутников впечатлили не меня одного, и в 1981 году режиссёр Жан-Жак Анно снял одноимённый фильм по мотивам книги, который и по сей день специалисты-антропологи считают одним из лучших кинопроизведений о быте наших далёких предков. Словом, сегодня в центре внимания Вязниковского Книгочея литературная и экранная версии этой эпической истории.

Та самая книга.
Та самая книга.

Жозеф Рони-старший, если что, не просто автор романов о пещерных мамонтах и саблезубых людях, а один из основоположников современной научной фантастики. Да, из-под пера творца вышла масса произведений о героях в набедренных повязках с каменными топорами наперевес. Можно вспомнить и «Вамирэха», и книгу «Пещерный лев», которая является прямым продолжением «Борьбы за огонь». Но наряду с такими романами француз писал и весьма недурную фантастику в духе, как сейчас бы выразились, постапокалипсис. Ярчайший пример – роман «Гибель Земли» о последних днях человечества на обезвоженной планете.

Примечательно, что некоторые вольные допущения о жизни в доисторический период, сделанные Рони-старшим в начале прошлого века (например, о одномоментном существовании и соперничестве хомо, находящихся на разных ступенях развития), в наши дни нашли научное подтверждение и оказались самой настоящей правдой. И ужасно не хотелось бы, чтобы пророческим оказался и взгляд писателя в будущее.

Иллюстрация к роману "Борьба за огонь" из книги серии "Новая библиотека приключений".
Иллюстрация к роману "Борьба за огонь" из книги серии "Новая библиотека приключений".

Однако это всё лирика, нам же пора переходить к более приземлённым вещам. Тем более что племя улмаров постигла страшная угроза: огонь потух, а в общине нет ни одного «колдуна» с зажигалкой. Можно, конечно, подождать, когда с небес ударит счастливая молния и врежет в случайное дерево (а то и в соседа по пещере, превратив его в ароматное жаркое), но погреть бока у весело потрескивающего костра хочется уже сейчас. И вот на поиски нового огня отправляются три героя во главе с Нао, сыном Леопарда.

В фильме Нао сыграл мало известный нашим соотечественникам актёр Эверетт Макгилл. Зато одного из его спутников удачно изобразил сам Рон Перлман! Причём на Рона понадобилось минимум грима: с такой шикарной физиономией достаточно просто побольше хмурить брови, чаще ковырять в носу и угугукать: получится вылитый кроманьонец!

Кадр из фильма "Борьба за огонь".
Кадр из фильма "Борьба за огонь".

Кстати, раз у заговорили про угугуканье, то вот вам интересный факт. В фильме фигурируют несколько различных племён, и для каждого (!) из них кинотворцы придумали собственный... язык! Звучит, конечно, довольно примитивно, а для рядового зрителя - и вовсе каким-то лепетом и кудахтаньем, но специалисты дружно ставят лайк и поднимают большой палец вверх.

Кадр из фильма "Борьба за огонь".
Кадр из фильма "Борьба за огонь".

Рони-старший насытил роман массой событий. Нао со товарищи убегают от рыжих карликов-каннибалов, встречаются со слабосильным вымирающим племенем ва, сражаются с пещерным медведем и даже заключают союз с мамонтами! Интересно? А то!

Иллюстрация к роману "Борьба за огонь" из книги серии "Новая библиотека приключений".
Иллюстрация к роману "Борьба за огонь" из книги серии "Новая библиотека приключений".

Но как воплотить на экране все фантазии автора, особенно с технологиями прошлого века, когда не было никакой компьютерной графики?! Невероятно, но киноделы умудрились сделать реалистичную картинку, которая и сегодня смотрится вполне прилично. Так, настоящих слонов буквально одели в волосатые шкуры. И остаётся только гадать, каких усилий стоило приклеить саблевидные клыки живым львам!

Кадр из фильма "Борьба за огонь".
Кадр из фильма "Борьба за огонь".

Неудивительно, что фильм «Борьба за огонь» отхватил премию «Оскар» за лучший грим. А ещё стал обладателем премии «Сезар» за лучший фильм и режиссуру, а также премии «Джини» в пяти категориях.

Кадр из фильма "Борьба за огонь".
Кадр из фильма "Борьба за огонь".

Но всё же порой кинополотно смотрится чересчур реалистично. Всё-таки в книге француза было больше романтики и даже чистой любви. Так, например, автор описывает чувства Нао к дочери вождя Гамиле. «При виде её его охватывали то нежность, то гнев, иногда он раскрывал свои объятия, чтоб прижать её тихо и нежно, иногда же ему хотелось накинуться на неё, как это делают с девушками из вражеских племен, опрокинуть на землю ударом палицы». (Ж.А. Рони-старший, «борьба за огонь»).

Иллюстрация к роману "Борьба за огонь" из книги серии "Новая библиотека приключений".
Иллюстрация к роману "Борьба за огонь" из книги серии "Новая библиотека приключений".

Фильм же снят на грани фола, а от некоторых сцен обзавидовался бы сам Тинто Брасс. Гамилу в кино заменила девушка из племени ва Ика в исполнении актрисы Рэй Дон Чонг. И порой за первобытную гражданку становилось откровенно страшно.

Впрочем, отсебятина пошла картине скорее на пользу, нежели во вред. В книге Нао путём долгих и упорных тренировок научился высекать искры с помощью двух камней. «Нао, охваченный жалостью к ва, стал показывать им, как разжечь пламя, как вдруг заметил среди ивняка женщину, которая ударяла одним камнем о другой. Посыпались искры, вдоль сухой тонкой травинки заплясала маленькая красная точка, затем загорелись ветки; женщина тихонько раздувала огонь, он стал пожирать свою пищу». (Ж.А. Рони-старший, «борьба за огонь»).

В кино же нам показали настоящий процесс по «вызыванию духа огня», с дощечками, палочками, трутом и прочими приспособлениями. И актёр делал это так уверенно и убедительно, словно всю жизнь добывал огонь трением.

Кадр из фильма "Борьба за огонь".
Кадр из фильма "Борьба за огонь".

Вердикт: перед нами редкий случай, когда фильм органично дополняет литературное произведение. И пусть порой кино разрушает идиллические картины читателя, вместе с тем оно привносит много нового и даёт более глубокое понимание, как жили-были, любили и за что боролись наши далёкие предки.

Иллюстрация к роману "Борьба за огонь" из книги серии "Новая библиотека приключений".
Иллюстрация к роману "Борьба за огонь" из книги серии "Новая библиотека приключений".

Антон АГЕЕВ.

#книгочей

#лучшие книги

#приключения

#экранизация

#пещерные люди

#неандертальцы

#кроманьонцы

#мамонты

#рон перлман

#добывание огня