«В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв!..» Начало легендарного романа французского писателя Жозефа Анри Рони-старшего (1856-1940 гг.). «Борьба за огонь» я знаю едва ли не наизусть, ибо в детстве книгу из серии «Новая библиотека приключений» зачитал мало что не до дыр. Как оказалось, невероятные похождения первобытного героя и его спутников впечатлили не меня одного, и в 1981 году режиссёр Жан-Жак Анно снял одноимённый фильм по мотивам книги, который и по сей день специалисты-антропологи считают одним из лучших кинопроизведений о быте наших далёких предков. Словом, сегодня в центре внимания Вязниковского Книгочея литературная и экранная версии этой эпической истории.
Жозеф Рони-старший, если что, не просто автор романов о пещерных мамонтах и саблезубых людях, а один из основоположников современной научной фантастики. Да, из-под пера творца вышла масса произведений о героях в набедренных повязках с каменными топорами наперевес. Можно вспомнить и «Вамирэха», и книгу «Пещерный лев», которая является прямым продолжением «Борьбы за огонь». Но наряду с такими романами француз писал и весьма недурную фантастику в духе, как сейчас бы выразились, постапокалипсис. Ярчайший пример – роман «Гибель Земли» о последних днях человечества на обезвоженной планете.
Примечательно, что некоторые вольные допущения о жизни в доисторический период, сделанные Рони-старшим в начале прошлого века (например, о одномоментном существовании и соперничестве хомо, находящихся на разных ступенях развития), в наши дни нашли научное подтверждение и оказались самой настоящей правдой. И ужасно не хотелось бы, чтобы пророческим оказался и взгляд писателя в будущее.
Однако это всё лирика, нам же пора переходить к более приземлённым вещам. Тем более что племя улмаров постигла страшная угроза: огонь потух, а в общине нет ни одного «колдуна» с зажигалкой. Можно, конечно, подождать, когда с небес ударит счастливая молния и врежет в случайное дерево (а то и в соседа по пещере, превратив его в ароматное жаркое), но погреть бока у весело потрескивающего костра хочется уже сейчас. И вот на поиски нового огня отправляются три героя во главе с Нао, сыном Леопарда.
В фильме Нао сыграл мало известный нашим соотечественникам актёр Эверетт Макгилл. Зато одного из его спутников удачно изобразил сам Рон Перлман! Причём на Рона понадобилось минимум грима: с такой шикарной физиономией достаточно просто побольше хмурить брови, чаще ковырять в носу и угугукать: получится вылитый кроманьонец!
Кстати, раз у заговорили про угугуканье, то вот вам интересный факт. В фильме фигурируют несколько различных племён, и для каждого (!) из них кинотворцы придумали собственный... язык! Звучит, конечно, довольно примитивно, а для рядового зрителя - и вовсе каким-то лепетом и кудахтаньем, но специалисты дружно ставят лайк и поднимают большой палец вверх.
Рони-старший насытил роман массой событий. Нао со товарищи убегают от рыжих карликов-каннибалов, встречаются со слабосильным вымирающим племенем ва, сражаются с пещерным медведем и даже заключают союз с мамонтами! Интересно? А то!
Но как воплотить на экране все фантазии автора, особенно с технологиями прошлого века, когда не было никакой компьютерной графики?! Невероятно, но киноделы умудрились сделать реалистичную картинку, которая и сегодня смотрится вполне прилично. Так, настоящих слонов буквально одели в волосатые шкуры. И остаётся только гадать, каких усилий стоило приклеить саблевидные клыки живым львам!
Неудивительно, что фильм «Борьба за огонь» отхватил премию «Оскар» за лучший грим. А ещё стал обладателем премии «Сезар» за лучший фильм и режиссуру, а также премии «Джини» в пяти категориях.
Но всё же порой кинополотно смотрится чересчур реалистично. Всё-таки в книге француза было больше романтики и даже чистой любви. Так, например, автор описывает чувства Нао к дочери вождя Гамиле. «При виде её его охватывали то нежность, то гнев, иногда он раскрывал свои объятия, чтоб прижать её тихо и нежно, иногда же ему хотелось накинуться на неё, как это делают с девушками из вражеских племен, опрокинуть на землю ударом палицы». (Ж.А. Рони-старший, «борьба за огонь»).
Фильм же снят на грани фола, а от некоторых сцен обзавидовался бы сам Тинто Брасс. Гамилу в кино заменила девушка из племени ва Ика в исполнении актрисы Рэй Дон Чонг. И порой за первобытную гражданку становилось откровенно страшно.
Впрочем, отсебятина пошла картине скорее на пользу, нежели во вред. В книге Нао путём долгих и упорных тренировок научился высекать искры с помощью двух камней. «Нао, охваченный жалостью к ва, стал показывать им, как разжечь пламя, как вдруг заметил среди ивняка женщину, которая ударяла одним камнем о другой. Посыпались искры, вдоль сухой тонкой травинки заплясала маленькая красная точка, затем загорелись ветки; женщина тихонько раздувала огонь, он стал пожирать свою пищу». (Ж.А. Рони-старший, «борьба за огонь»).
В кино же нам показали настоящий процесс по «вызыванию духа огня», с дощечками, палочками, трутом и прочими приспособлениями. И актёр делал это так уверенно и убедительно, словно всю жизнь добывал огонь трением.
Вердикт: перед нами редкий случай, когда фильм органично дополняет литературное произведение. И пусть порой кино разрушает идиллические картины читателя, вместе с тем оно привносит много нового и даёт более глубокое понимание, как жили-были, любили и за что боролись наши далёкие предки.
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#лучшие книги
#приключения
#экранизация
#пещерные люди
#неандертальцы
#кроманьонцы
#мамонты
#рон перлман
#добывание огня