«Проза - это архитектура, а не искусство декоратора». (Эрнест Хемингуэй)
Василь Быков - писатель с очень непростой литературной судьбой: огромные тиражи книг и всесоюзная известность, с одной стороны; жесткая критика официальных цензоров - с другой. Но Василь Владимирович всегда находил в себе силы и мужество бороться - его неотретушированная правда о войне, искренняя и беспощадная, всегда находила отклик в сердцах читателей. Это был его путь, его творческое назначение: военную тему он называл «самой достойной из всего испытанного в жизни». Быков писал о войне так:
«Говорить неправду о ней не только аморально, но и преступно как в отношении миллионов её жертв, так и в отношении будущего. Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились и какой ценой досталось им это избавление».
…Василь с детства любил рисование, и после окончания школы поступил в Витебское художественное училище – решил стать профессиональным скульптором. В училище платили хорошую стипендию, но когда ее почему-то отменили, образование пришлось прервать – родители помочь не могли, сами бедствовали. Но рисование юноша не оставил, помогал в художественных мастерских, с удовольствием чертил карты, что чуть не привело впоследствии к трагедии. Летом 1941 года Василь окончил школу фабрично-заводского обучения и готовился работать каменщиком в Шостке под Черниговом. Там он и услышал о начале войны. Мобилизованные для рытья окопов юноши, в числе которых оказался и Быков, отступали в тыл, и Василь случайно отстал, в изнеможении зашёл в полуразрушенный дом и задремал в углу. Здесь его и обнаружил военный патруль, парнишку обыскали, нашли в полевой сумке карту, где тот отмечал линию фронта, пользуясь сообщениями ТАСС. Юношу признали немецким шпионом и по законам военного времени приговорили к расстрелу. Задержанных было несколько, их выводили из комендатуры по одному, назад никто не возвращался…
Поняв, что пощады не будет, Василь заплакал, растирая слезы по запачканным щекам, и белобрысый конвоир выстрелил в воздух, толкнув «шпиона» по направлению к невысокому забору.
Смерть и ещё раз показала ему свой страшный оскал: командир стрелкового взвода младший лейтенант Быков зимой 1943 года был ранен в ногу, и немецкий танкист в кураже решил добить советского бойца. Гусеницы танка прошли по полам шинели, раздавив автомат и засыпав раненого снегом. Василя Быкова списали из числа живых, его имя попало в список безвозвратных потерь 399-го стрелкового полка, согласно которому командир взвода лейтенант Быков Василий Владимирович был убит 10 января 1944 года в районе деревни Большая Северинка Кировоградской области и там же похоронен. Домой пришла похоронка, а имя писателя несколько лет после войны значилось на памятнике павшим центрального кладбища Большой Северинки.
События после ранения легли в основу повести «Мертвым не больно», после публикации которой газета «Правда», «Огонек» и другие журналы напечатали разгромные статьи о недопустимости показа пренебрежительного отношения высших военных чинов к простым солдатам, обвиняли автора в «абстрактном гуманизме». По сути, повесть являлась полностью антивоенной и антисталинской, ее надолго запретили к печати, включив полвека спустя в список «100 книг», рекомендованных Министерством образования РФ для прочтения школьниками.
После возвращения из госпиталя Василь Быков участвовал в Ясско-Кишинёвской операции по освобождению Молдавии от фашистов и выводу Румынии из войны. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии, дослужившись до командира взвода армейской артиллерии, имел множество боевых наград.
Глубина и реалистичность в описании подвигов «маленького человека на большой войне» стала настоящим творческим почерком писателя, который всегда пытался отстаивать своё священное право говорить правду о войне, даже самую горькую и стыдную. Всемирную известность Василю Быкову принесли повести «Альпийская баллада», «Обелиск», «Сотников», «Дожить до рассвета» - та самая «лейтенантская проза», без малейшего налёта псевдоромантики и стилевых изысков.
Писатель-фронтовик Виктор Некрасов назвал войну лакмусовой бумажкой, позволяющей узнавать людей по-настоящему. Таким же проявителем для многих явилась перестройка и постсоветское время, открывшее шлюзы для новой информации, по большей части неотфильтрованной и грязноватой.
На Президентских выборах в Беларуси 1994 года герой Великой Отечественной войны Василь Быков стал доверенным лицом Зенона Позняка, основателя Белорусского Народного фронта, неоднократно призывал «обратиться лицом к Западу, а не к Востоку». В итоге, в 1998 году оказался в политической эмиграции – в Финляндии, Германии, Чехии… Зачем? Что бы ответили на это его герои - партизан, командир Красной армии Сотников, лейтенант Ивановский, учитель Мороз? Посмотрите в их глаза, в них – правда.
Из книг Василя Быкова:
Война удивительно слепа к людям и далеко не по заслугам распоряжается их жизнями.
Те, кто только и жаждет любой ценой выжить, заслуживают ли они хотя бы одной отданной за них жизни?
Если посмотреть на многовековое прошлое культуры народов, то можно увидеть, что художники-гуманисты всегда были против войны, больше всего их заботили проблемы мира.
Наверно, характер каждой следующей войны слагается не столько из типичных закономерностей предыдущей, сколько из незамеченных или игнорированных ее исключений и неожиданностей, что и формирует как ее победы, так и ее поражения.
Зачем весь этот стародавний обычай с памятниками, который, по существу, не более чем наивная попытка человека продлить свое присутствие на земле после смерти? Но разве это возможно? И зачем это надо? Нет, жизнь - вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже.
Литература должна не переставая бить в свои колокола, настойчиво пробуждая в людях потребность в высокой духовности, без которой любой самый высокий прогресс материальной культуры будет не в радость.
Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других - другая. Поэтому у каждого времени свои герои.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!