Моё погружение в киберпанк

В восьмидесятых годах прошлого тысячелетия в Америке зародился жанр под названием «Киберпанк». Писатель фантаст по имени Брюс Бетке, решил, что весело будет назвать свой рассказ таким словом. Забавно, что этот рассказ с жанром имеет мало общего, зато в скором времени красное словцо использует литературный критик Гарднер Доуз в своей заметке про роман Уильяма Гибсона «Нейромант». Так всё и завертелось, так всё и закрутилось.
Чем-то предшествующем киберпанку считается роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», ну и его экранизация, созданная Ридли Скоттом. Роман я читал. Там меня ожидало неприятное будущее, где планета выдавливает людей со своей поверхности, большинство животных сдохло, а те, кто остался в живых, теперь декоративные и очень дорогие. Для людей без серьезного дохода, но желающих развивать в себе чувство эмпатии, придумали животных-андроидов. На мой взгляд, роман вышел отличным, поднял темы этики, религии, социального неравенства. Но, киберпанком, на мой взгляд, был лишь частично.

В общем и целом, я немного изучил это киберответвление научной фантастики и вычленил основные отличительные черты. Сначала напишу о них, а потом буду думать, как же можно привнести в киберпанк что-то новое и свежее, так как считаю, что скорее всего, будущее человечества, может быть, будет плюс-минус таким. В космос летать мы не очень хотим, тратим деньги на другого вида летающие объекты, так что, про космическую цивилизацию можно забыть. Кстати, жаль, образ человечества, рисуемый Стругацкими куда оптимистичнее, чем будущее, представляемое писателями жанра киберпанк. Но, заглядывая в окно интернета или же реальное окно, я вижу, как укладывается фундамент болезненного будущего.

Итак, какие базовые образы можно встретить в культовых творениях этого жанра:

— Хакеры и киберпространство.

Поскольку, киберпространство для людей прошлого тысячелетия стало чем-то радикально новым и не особо понятным, естественно фантасты взяли да и наделили это явление мифическим ореолом. Это что-то вроде астрала или лимба, только созданное при помощи рук человека. Самое интересное, что я встречал — это то, что в киберпространстве можно встретить одичавшие искусственные интеллекты. Они вроде духов, обитающих там. Так же, словосочетание «чёрный заслон», он отделяет обычную сеть, которую охраняют органы, от кибертерриторий, где обитают дикие ИИ.

В восьмидесятых годах прошлого тысячелетия в Америке зародился жанр под названием «Киберпанк». Писатель фантаст по имени Брюс Бетке, решил, что весело будет назвать свой рассказ таким словом.

— Нищета, моргинальность, азиатская архитектура.

В мирах киберпанка процветает бедность. Людям насаждают идеи потребления, причем нездорового. Отсюда рождает фанатизм по постоянному действию. Людям всё время что-то нужно. Поэтому, общество страдает от разного рода зависимостей, как от психоактивных веществ, так и изменения себя при помощи имплантов.
Дальше ниточка тянется к продажным женщинам и мужчинам, уличным бандам, барыгам и всем остальным прелестям неблагоприятных мест для жизни.

А обитают люди в районах-крепостях. Это такие многоквартирные дом, которые либо соединены друг с другом, либо построены в плотную. Нечто подобное строили в Гонконге во время опиумных войн. Соединяем образ Гонконга с современным образом Токио, доводим неблагоприятность до уровня каких-нибудь фавел, добавляем бесконечные лавки торговцев на первый этаж, приправляем всё это ярким неоновым освещением, и получаем в итоге образ загнивающего города будущего.

В восьмидесятых годах прошлого тысячелетия в Америке зародился жанр под названием «Киберпанк». Писатель фантаст по имени Брюс Бетке, решил, что весело будет назвать свой рассказ таким словом.-2

— Корпорации и мафиози.

Корпорации — это бандиты мирового масштаба, мафиози — регионального. Получается так, корпорации, обычно их парочка, захватывают все сферы обслуживания города, плюс нанимают для себя частную армию и становятся силой неподконтрольной государству. А местные якудзы или еще какие-бандиты, наживаются на всём, на обычных людях и на корпоратах.

— Импланты (хром, киберпротезы).

Вот я задумался, Илон Маск создал чип, который можно имплантировать под череп и подключить с помощью проводов к мозгу. С его помощью, можно будет в один клик отключить депрессию, заставить паралитика ходить, пользоваться компьютером при помощи мысли и еше, бог знает сколько всяких возможностей даёт эта технология. Взамен, человек просто отдаёт себя большому брату. Мне кажется, большинству людей не нужна свобода, им нужна функциональность.  Тут и начинается обдумываение кибернетики будущего.

В восьмидесятых годах прошлого тысячелетия в Америке зародился жанр под названием «Киберпанк». Писатель фантаст по имени Брюс Бетке, решил, что весело будет назвать свой рассказ таким словом.-3

Один из фундаментальных вопросов этого жанра — «В какой момент человек перестаёт быть человеком, потому что заменил слишком много частей своего тела и слишком слился с электроникой». Этот вопрос круче всех был обдуман в аниме «Призрак в доспехах», где главная героиня ничто иное, как призрак человека, помещенный в роботизированное тело.

В восьмидесятых годах прошлого тысячелетия в Америке зародился жанр под названием «Киберпанк». Писатель фантаст по имени Брюс Бетке, решил, что весело будет назвать свой рассказ таким словом.-4

Вообще, истории о разумных андроидах хорошо подходят к жанру киберпанк. Вспомним «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта и «Бегущего по лезвию 2049» Дэни Вильнёва. Эти фильмы рассказывают о сложных чувствах, что зарождаются в искусственно созданных существах. Философское рассуждение о свободе воли всегда идёт в кассу для таких зрителей, как я, хоть мы и знаем, что свобода воли, скорее всего, отсутствует даже у человека, по причине особенностей строения мозга. Приведу понятный пример. Если, у человека деформированы миндалевидные тела в головном мозге, он будет более агрессивен, чем остальные. Он убивает прохожего в драке во время приступа гнева на почве бессмысленного конфликта, разбившегося из-за пустяка, вроде брошенного окурка. Это преступление или его выбор? Или же последствие деформации миндалин в мозге? Виноват ли он в преступлении, если родился обреченным на агрессию? Этично ли заранее искать таких людей и оперировать их?

Вопросов можно поднять уйму. Для меня киберпанк — это направление в фантастике, где как раз можно и нужно поднимать подобные философско-этические вопросы. Опять же, весь нуарно-неоновый антураж очень хорошо подходит, чтобы настроиться на тяжелые экзистенциальные вопросы. Я считаю, что книги напрямую влияют на формирование будущего человечества. Не секрет, что те личности, которые двигают мир вперед, читают книги и ими вдохновляются. Поэтому, чтобы избежать ужасов киберпанка с городами-муравейниками, загубленной природой, тотальной бедностью и преступностью, нужно аккуратно проговаривать фантастические проблемы людей будущего. Это терапия.

Что ж, это только первая заметка о жанре киберпанк. Покуда я буду глубже погружаться в его изучении, появятся следующие.
Всем добра!