Как пользоваться приложением «Госключ»

Мобильное приложение Госключ — это электронная подпись (ЭП или ЭЦП), которая даёт возможность подписывать юридически значимые цифровые документы через телефон.

Мобильное приложение Госключ — это электронная подпись (ЭП или ЭЦП), которая даёт возможность подписывать юридически значимые цифровые документы через телефон. Эту платформу запустило министерство цифрового развития и Ростелеком.

В статье подробнее расскажем, как пользоваться приложением Госключ и получить там электронную подпись (ЭП или ЭЦП), чтобы упростить свой документооборот.

Что такое Госключ и зачем он нужен

Государственный сервис электронной подписи (Госключ) предоставляет услуги по выпуску УНЭП — усиленной неквалифицированной подписи, и УКЭП — усиленной квалифицированной электронной подписи.

Для работы и хранения электронной подписи было разработано бесплатное приложение «Госключ» для мобильных устройств на базе операционных систем iOS или Android. Использование мобильного приложения Госключа доступно всем гражданам РФ, у которых есть подтверждённая учётная запись на сайте Госуслуг.

Подпись выпускается на смартфон, поэтому для заверения документов можно использовать именно это устройство. Если смартфон будет утерян или заменён на новый, необходимо выпустить новую подпись, а старая будет аннулирована. Хотя сервис Госключ пока ещё находится в статусе эксперимента, его использование уже разрешено законом и регулируется нормативными актами.

О том, как выглядит электронная подпись и как её проверить через Госключ, читайте в нашей статье.

На основании чего функционирует Госключ

Прежде чем перейти к обсуждению сервиса Госключа, давайте рассмотрим законодательство, которое регулирует использование электронной подписи. В соответствии с Федеральным законом № 63, существует три вида ЭП:

  • УКЭП — это наиболее надёжный способ, но и самый дорогостоящий. Для получения УКЭП необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр (АУЦ) и пройти идентификацию. УКЭП сложнее в использовании по сравнению с другими типами подписей.
  • УНЭП по своим функциям похожа на УКЭП. Получить неквалифицированную подпись проще: не нужно обращаться в АУЦ, можно пройти идентификацию удалённо. УНЭП можно использовать с ограничениями. Например, для внешнего документооборота нужно заключить дополнительное соглашение с партнёрами по бизнесу.
  • Простая электронная подпись (ПЭП) обычно является бесплатной, её легко получить и использовать. Однако ПЭП менее надёжна, чем две предыдущие подписи. Она не придаёт документам юридическую значимость.

Важная составляющая системы Госключ — это единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА). Мы используем учётную запись в ЕСИА на «Госуслугах», ресурсах ФНС и СФР, на сайтах и в приложениях коммерческих организаций. Государство обеспечивает надёжность учётной записи в ЕСИА. Как мы уже ранее упоминали, Госключ предлагает УНЭП и УКЭП. УНЭП может использоваться при условии подписания дополнительного соглашения или в случаях, отдельно упомянутых в 63-ФЗ.

Использование УКЭП Госключа, как и любой другой УКЭП, обеспечивает юридическую значимость любых электронных документов без подписания дополнительного соглашения.

Кто может воспользоваться приложением

Мобильным приложением «Госключ» могут воспользоваться все владельцы смартфонов под управлением:

  • Google Android;
  • Apple iOS;
  • Huawei Harmony OS и других ОС на базе Android.

Скачать его можно из App Store, Google Play, App Gallery или Rustore. После установки приложение запрашивает доступ к камере, файлам и настройкам.

Чтобы пользоваться приложением, необходима подтверждённая учётная запись на портале Госуслуг. Подтвердить личность можно через онлайн-банк, в центрах обслуживания МФЦ, в отделениях банков или через Почту России.

Как подписать документ электронной подписью Госключ

Для подписания любого документа в приложении Госключ нужно сначала получить электронную подпись.

Получить ключ и сертификат электронной подписи можно бесплатно в приложении. Процедура занимает немного времени.

Приложение создаёт, хранит и применяет ключ ЭП внутри себя и самостоятельно. Не требуется никаких USB-токенов и SMS-паролей и установки сертификатов на компьютер. Главное — иметь подтверждённый профиль в ЕСИА и определиться с вариантом электронной подписи.

При оформлении УНЭП нужно учитывать, что придётся заключать дополнительное соглашение с контрагентами об использовании данной подписи и её юридической силе. В работе с УКЭП этого делать не нужно, так как её правовую силу регулирует федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи», что автоматически наделяет подпись юридической значимостью.

Как сделать усиленную неквалифицированную электронную подпись через Госключ

После выбора подходящей подписи и подтверждения учётной записи в Госуслугах нужно войти в приложение и придерживаться следующих действий:

  1. Ввести номер телефона при входе и подтверждающий SMS-код.
  2. Войти в профиль.
  3. Принять условия лицензионного соглашения.
  4. Установить пароль для входа в приложение.
  5. Сгенерировать случайные числа для работы приложения. Для этого нужно перемещать палец по экрану.
  6. Подтвердить выпуск и получение сертификата УНЭП и согласие на обработку персональных данных.

Как сделать усиленную квалифицированную электронную подпись через Госключ

Для получения УКЭП удалённо, без посещения МФЦ, потребуется загранпаспорт нового образца с биометрическими данными владельца и смартфон с NFC-модулем.

  1. Нужно зайти в раздел «Получите сертификат УКЭП».
  2. Выбрать способ идентификации по загранпаспорту нового поколения.
  3. Ввести его номер и дату окончания срока действия.
  4. Запустить считывание загранпаспорта с помощью NFC-модуля.
  5. Поступят бланки ознакомления заявления и сертификата УКЭП.
  6. Подписать документы.

Как только поступят документы, приложение отправит push-уведомление на экран телефона. Зайдя в приложение, нужно выбрать поступивший документ, ознакомиться с ним и подписать его с помощью ЭП.

Срок действия электронной подписи, выпущенной в приложении, равен одному году. По истечении срока действия сертификат подписи в Госключе нужно заменить, как и в случае с КЭП из АУЦ. Перевыпуск бесплатный.

Подробнее об УКЭП для разных бизнес-субъектов, где применяется и как сделать, можно прочитать в нашей статье.

Как отправить документ на подпись в Госключ

Документы на подпись можно отправить прямо из Госуслуг или через специальные программы для электронного документооборота, которые работают с Госключом.

Как поставить подпись в Госключе

Рассмотрим пошагово, как создать электронную подпись в Госключе:

  1. Зайдите на Госуслуги и найдите услугу Госключ.
  2. Создайте электронный документ и отправьте в Госключ.
  3. На госуслугах и в Госключ придёт уведомление на подписание нового документа.
  4. На подпись документа выделяется 24 часа. Если его не подписать, он удалится автоматически.
  5. Откройте мобильное приложение Госключ и нажмите кнопку «Подписать».
Важно! Перед тем как загрузить документ на подпись в Госключ, убедитесь, что он в формате PDF, XML, TIFF, JPEG или TXT.

Какие документы можно подписывать

Пользователь может воспользоваться приложением Госключ для заключения договоров, свершения сделок, отправки заявлений и других юридически значимых действий на портале Госуслуг и коммерческих площадках, интегрированных с цифровой платформой.

Приложение сотрудничает с мобильными операторами связи, и в нём можно оформить договор на оказание услуг, чтобы стать абонентом, на перенос номера или перевыпуска SIM-карты. Достаточно подписать электронные документы и заказать доставку при необходимости.

С помощью сервиса можно подтверждать аккаунты в торговых агрегаторах (маркетплейсах). В настоящее время сервис начал взаимодействовать с торговыми онлайн-площадками. Пользователи могут заключать договоры о покупке товаров и услуг.

С помощью неквалифицированной электронной подписи (НЭП) Госключ можно подписывать:

  • Все кадровые документы: трудовые договоры, приказы, локальные нормативные акты (ЛНА). Исключение составляют документы, которые согласно статье 22.1 Трудового кодекса РФ должны быть оформлены в бумажном виде: приказ об увольнении, документы по охране труда, бумажная трудовая книжка.
  • Договоры купли-продажи автомобилей.
  • Договоры с операторами связи.
  • Договоры на платное обучение с вузом.

С помощью квалифицированной электронной подписи Госключ (КЭП) можно подписывать следующие документы:

  • заявление о регистрации и прекращении деятельности ИП;
  • заявление о расторжении брака;
  • документы о регистрации юридического лица;
  • заявления об исправлении технической ошибки в данных ЕГРН;
  • любые другие документы, которые можно подписать УКЭП.

Перечень документов, которые можно подписать с помощью КЭП и НЭП Госключ, пока небольшой, но регулярно увеличивается.

Где ещё получить УКЭП

Также электронную подпись можно получить в удостоверяющих центрах, аккредитованных Минцифры. Подпись позволяет пользоваться всеми сервисами Госуслуг: от оформления загранпаспорта до получения патента на изобретение; можно дистанционно отправить документы во все учебные заведения, подать заявку на кредит или ипотеку, удалённо заключать трудовые договоры с работодателем и многое другое.

УЦ «Калуга Астрал» входит в перечень аккредитованных удостоверяющих центров и имеет все необходимые лицензии для выпуска сертификатов КЭП физического лица — Астрал Подпись и 1С-ЭТП. Выпущенная УЦ «Калуга Астрал» подпись является универсальной и подходит для любых задач.

Подпись ИП или руководителя юридического лица получают только в удостоверяющем центре ФНС или у его доверенных лиц в соответствии с изменениями в 63-ФЗ «Об электронной подписи».

УЦ «Калуга Астрал» поможет с ускоренным выпуском сертификатов УКЭП юрлица и ИП. Для получения рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Наши специалисты помогут сэкономить время на идентификацию, регистрацию в налоговой и настройку рабочего места.

Сравнение УНЭП и УКЭП Госключ с другими сервисами

В таблице сравним подписи, выпущенные в приложении Госключ, с другими видами ЭП по пяти критериям.

Мобильное приложение Госключ — это электронная подпись (ЭП или ЭЦП), которая даёт возможность подписывать юридически значимые цифровые документы через телефон.-2

Плюсы и минусы Госключа

Государственная квалифицированная электронная подпись (Госключ) имеет свои особенности, которые можно отнести как к преимуществам, так и к недостаткам.

Преимущества:

  • Госключ полностью бесплатен для физических лиц.
  • Подписи госключа можно выпустить дистанционно.
  • Госключ подходит для подписания многих видов документов.
  • Госключ можно использовать для КЭДО как в информационных системах работодателя, так и на портале «Работа России».

Недостатки:

  • Госключ работает только через смартфон и приложение «Госключ». Без смартфона использовать электронную подпись не получится.
  • Подписи Госключа можно использовать только в тех информационных системах, которые непосредственно подключены к системе госключа. УКЭПы от других удостоверяющих центров более универсальны и могут быть использованы в любых системах, в том числе и офлайн, без подключения к интернету.
  • Для использования Госключа сотрудник должен иметь подтверждённый профиль на Госуслугах. Не у всех сотрудников он есть. В результате может возникнуть ситуация, когда часть работников сможет использовать Госключ, а остальным придётся оформлять электронную подпись в другом месте.
  • Для подписания документа работнику необходимо выполнить дополнительные действия. Сначала изучить документ на компьютере в информационной системе работодателя. Затем, используя телефон, нужно войти в приложение «Госключ» и выполнить дополнительные действия, необходимые для подписания документа.
Для массового выпуска неквалифицированных электронных подписей сотрудников рекомендуем сервис «API УНЭП». Решение автоматизирует внутренние процессы кадрового документооборота и наделяет данные документы юридической силой.