В театре Вахтангова много постановок Римаса Туминаса, все таки он был художественным руководителем театра 15 лет - с 2007 по 2022гг.
Я видела только три: "Ветер шумит в тополях" (2 ч. 40 мин.),"Онегин" (3 ч. 30 мин.) и "Война и мир" (4 ч. 45 мин.).
В каждом - прекрасная актерская игра и особенный режиссерский взгляд. Но среди этих спектаклей, определенно, мой фаворит - "Онегин".
"Ветер шумит в тополях" - французская разговорная трагикомедия. На сцене всего три персонажа, все трое ветераны войны, живут в богадельне, ищут смыслы.
Сейчас играют Вдовиченков (просто прекрасен), Симонов и Артур Иванов (раньше Максим Суханов играл).
Спектакль мне понравился, хотя местами грустно и длинно.
Как пишут в рецензиях знатоки, это спектакль, в котором постановщик отказался от концептуальной режиссуры. Видимо речь о том, что на сцене - минимум декораций и артистам прятаться не за что, кроме своего таланта.
Но вообще-то не так уж непривычно это смотрелось.
Вообще идея отказа от всего на сцене, кроме актеров, похоже нарастала от постановки к постановке.
Потому что если в "Онегине" еще есть реквизит, хотя бы стулья, кровать и аккордеон, то в "Войне и мире" - сцена практически голая. Есть огромная серая стена, имитирующая здание с колоннами в глубине сцены, которая иногда немного перемещается. Но стена эта такого цвета тумана, что ее словно и нет.
После "Онегина" у меня был как будто бы даже шоковый период принятия. Босые актеры, бегающие туда-сюда по сцене, Ольга, играющая на аккордеоне, несколько Онегиных и Ленских одновременно на сцене, странная всклокоченная девочка с домрой, много музыки, движения. Это было местами необычно и все вместе - очень интересно и максимально искренне.
Онегины - Маковецкий, Гуськов, молодые Онегины - Добронравов и Бичевин. Ленские - Макаров, В.Симонов и Романовский. А еще Максакова и Купченко.
Восторг. Так сильно меня поразил только еще, пожалуй, "Бег" в том же Вахтангова. Если что-то пересмотреть, то, пожалуй, этот спектакль.
Лучше, чем сам режиссер, об идее спектакля и не скажешь:
"Я пытался разрушить стереотипы, стремился к полифоничности, музыкальности, эмоциям, при этом хотелось избежать выспренности и ложной лиричности. Для меня было важно открыть новый смысл в характерах и сюжете."
В "Войне и мире" таких решений, сильно удивляющих, уже не было. На сцене не было ничего, но как бы уже окей. Массовых сцен тоже никаких нет. Но это ожидаемо - режиссер оголяет максимально основных героев, отрезает текст, отдельные сцены. Вообще сценарная работа здесь - очень сложная. Невозможно представить, как из 4-х томов толстовского романа получить ВСЕГО 4 часа 45 минут спектакля. Постановка "Войны и мира" в полном объеме на сцене - кажется невыполнимой задачей. И у Туминаса получилась цельная история, да, без батальных цен, где-то иносказательно, где-то на метафорах, но целиком. При этом с ярко окрашенными эмоционально сценами.
Конечно, пришлось сконцентрироваться на отдельных сценах, которые наполнены максимально, чтобы передать в минутах, то что описано в десятках страниц.
Как мне показалось, самая удачная линия с точки зрения раскрытия- Наташи Ростовой, потом Пьер и Андрей Болконский.
Но в чем сильнейшая сторона спектакля - так это в глубоком эмоциональном воздействии на зрителя. Здесь все - танец, музыка, диалоги, реквизит, все направлено на пронзительность момента. Война и смерть перекручивают жизни и души.
Спектакль этот - определенно эмоциональное потрясение. Интересно было бы еще посмотреть на Добронравова в роли князя Андрея. Может быть, в следующий раз.