71,4K подписчиков

«Инна лежала в коридоре. Шептала: «Помогите...» Что сгубило звезду «Покровских ворот» Инну Ульянову

42K прочитали

30 июня блистательной актрисе Инне Ульяновой (1934-2005) могло бы исполниться 90 лет

Инна Ульянова в молодости. Фото из открытых источников
Инна Ульянова в молодости. Фото из открытых источников

Видно так ей на роду было написано – кометой сверкнуть, сыграв Маргариту Павловну в «Покровских воротах», вкусить «вселенской» славы, искупаться в народной любви и сгореть из-за нежелания понижать взятую планку, не сыграв и десятой доли того, на что была способна. К сожалению, так бывает…

«Почему-то пишут, что Инна умерла от цирроза печени, от алкоголизма, - искренне удивлялся многолетний друг актрисы актер и режиссер Юрий Ершов. – На самом деле Инна не страдала от алкоголизма. Да, она выпивала, мы выпивали вместе, но это никогда не выходило за определенные границы. Актерам свойственно расслабляться с помощью алкоголя…»

Инна Ульянова. Фото из открытых источников
Инна Ульянова. Фото из открытых источников
И. Ульянова и ее роли. Фото из открытых источников
И. Ульянова и ее роли. Фото из открытых источников

СПАСИТЕЛЬНАЯ «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ» КРЫЛОВА

Инна Ульянова родилась 30 июня 1934 года в Горловке Донецкой области Украинской ССР – в семье крупного горного инженера. Вскоре ее папа, Иван Александрович, был назначен на пост замминистра угольной промышленности, и семья переехала в Москву.

Инна Ивановна вспоминала, что ее детство было благополучным и безоблачным – они жили в шикарной четырехкомнатной квартире министерского дома в центре столицы, ни в чем не нуждаясь. Она росла домашним, избалованным ребенком и с ранних лет знала, что станет только актрисой. С одной стороны, этому способствовало «звездное» окружение – их соседями были народные любимцы, «небожители» - Сергей Герасимов с Тамарой Макаровой, Марина Ладынина, Принц из «Золушки» Алексей Консовский, и девочке безумно хотелось таких же лучей славы и восхищенных взглядов. С другой… Как уверяла Ульянова, сказались папины гены - Иван Александрович в юности был очень артистичным, прекрасно пел, танцевал и, если бы не его головокружительная профессиональная карьера, вполне мог стать успешным и на творческом поприще.

Раз и навсегда определившись со своим «высоким» предназначением, Инна в школе училась кое-как, считалась твердой «троечницей» (дескать, зачем актрисе химия и математика), при этом была заядлым книгочеем – страсть к чтению она пронесла через всю жизнь. Стихов она знала сотни, но, как ни странно, никогда не читала их публично, «не видя себя» в школьной самодеятельности.

И к вступительным экзаменам в Щукинское театральное училище девушка отнеслась довольно авантюрно. В то время как многие поступающие прошли через творческие кружки, школьную сцену и театральные студии, готовили свои программы с помощью профессиональных актеров или педагогов, Ульянова явилась перед очами членов приемной комиссии без всякой подготовки, наобум. Прочитанный почти скороговоркой отрывок из прозы комиссия во главе с легендарным театральным педагогом Верой Константиновной Львовой встретила прохладно. Как вспоминала Ульянова, она сразу поняла, что это – провал, фиаско всех «мечт».

«Затем я стала громко - как научили другие абитуриенты - читать басню Крылова. Но, как оказалось, заучила я ее автоматически. И только на экзамене до меня стал доходить смысл происходящего у Крылова! Я читала и заливалась смехом на каждой строчке. Члены комиссии подняли головы, потрясенные такой оригинальной интерпретацией... Стихотворение было еще круче. Я выбрала не популярного Пушкина, а малоизвестное стихотворение Ходасевича. Там был и «грошовый дом свиданий», и «сомнительные девы в непотребном хороводе». Комиссия вновь встрепенулась».

Неожиданная «интерпретация» сработала: смешную и смешливую абитуриентку зачислили на первый курс. Правда, с испытательным сроком, предупредив, что, «если разочарует преподавателей в течение полугода, ее отчислят». Видимо, педагоги наметанным глазом увидели: что-то в этой девушке есть.

И Инна своих педагогов не подвела. В творческой атмосфере она почувствовала себя как рыба в воде – училась вдохновенно, была одной из лучших на курсе (где, кстати, были будущие знаменитые артисты - Александр Ширвиндт, Юлиан Панич, Лев Борисов, Нина Дорошина, Владимир Земляникин, Раиса Куркина) и, в конце концов, получила диплом с отличием.

В студенческие годы. Фото из открытых источников
В студенческие годы. Фото из открытых источников

СТАТУСУ ПРИМАДОННЫ ПРЕДПОЧЛА ЛЮБОВЬ

После окончания «Щуки» Ульянова оказалась в Ленинградском государственном театре комедии. Оказалась неслучайно – худрук театра Николай Павлович Акимов (сейчас этот театр носит его имя, - авт.) лично присутствовал на дипломных спектаклях, где молодая актриса буквально сразила его темпераментом, острой характерностью, умением радоваться жизни и чувством юмора.

«Инна, у вас редкий комедийный дар, не надо этого стесняться!», - воскликнул Акимов, приглашая ее в труппу. И он оказался прав – Ульянова идеально подходила для театра комедии. Там она играла и лирических, и комических героинь, и довольно быстро стала любимицей питерской театральной публики. Например, на спектакль «Тень» по пьесе Евгения Шварца, где Ульянова блистала в роли Юлии Джули, достать билеты было невозможно. Хохот в зале стоял такой, что казалось – вот-вот рухнет потолок.

На сцене театра комедии. Фото из открытых источников
На сцене театра комедии. Фото из открытых источников
"Мы тоже не ангелы", 1958 год, Ленинградский театр комедии
"Мы тоже не ангелы", 1958 год, Ленинградский театр комедии

Будущий многолетний друг Инны Ульяновой Юрий Ершов так описывал свое впечатление от увиденного спектакля:

«Тогда я даже не знал, как она выглядит, но когда на сцене в роли Юлии Джули появилась актриса в голубом парике, я сразу понял – передо мной Ульянова. Инна была настолько яркой, что казалось – амплуа гранд-дамы как будто специально создано для нее. Несколько секунд пребывания на сцене… и Ульянова уже владела всем залом. Я тоже стал пленником ее магического таланта и обаяния».

Годы спустя, эти шесть с половиной лет, проведенные в Ленинградском театре комедии, Инна Ивановна называла счастливейшими. «Это была не школа и даже не университет, - вздыхая, ностальгировала актриса, - это как черный пояс у каратистов. Да с таким учителем передо мной ни один мужчина не мог устоять - весь Невский у ног лежал!»

Несмотря на бурный успех у публики, полное доверие худрука и калейдоскоп ярких ролей, тем не менее, в 1963 году Ульянова решила вернуться в Москву. Одной из причин стали бытовые неурядицы – все эти шесть с половиной лет она скиталась по съемным квартирам, а в Москве ее ждали четырехкомнатные родительские хоромы напротив американского посольства, мама с папой, любимые друзья, по которым она скучала. К тому же в столице у Ульяновой в разгаре был роман со знаменитым драматургом Евгением Помещиковым – лауреатом Сталинской премии, сценаристом фильмов Ивана Пырьева «Трактористы», «Сказание о земле Сибирской». Это была ее первая большая любовь, и то, что возлюбленный находится так далеко, было для нее мучительно.

Еще нельзя не учитывать, что возвращалась Инна Ивановна опытной актрисой, вкусившей успеха, и она не без оснований рассчитывала этот успех закрепить.

И. Ульянова в театре. Фото из открытых источников
И. Ульянова в театре. Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

ТЕТКА В БУШЛАТЕ И ТЕЛОГРЕЙКЕ

Из всех столичных театров Ульянова свой выбор остановила на Театре на Таганке. На этот счет существует байка, дескать, Юрий Петрович Любимов сам пригласил Ульянову в свой театр, предложив ей показаться. На что без пяти минут прима театра комедии гордо ответила отказом – не студентка чай, показываться ей уже по статусу не положено.

«Тогда - дебют. Если понравитесь – останетесь».

«Если вы мне понравитесь, то тоже останетесь», - якобы съязвила Любимову актриса.

На самом деле Ульянова показывалась своей коронной концертной зарисовкой «Репетиция», в которой она попросила подыграть своего друга Юрия Ершова. Тот потом рассказывал об этом показе и своем удивлении выбором Ульяновой театра – он считал «Таганку» ее роковой ошибкой.

Юрий Ершов: «Уверен, что Инне не стоило туда стремиться – это был театр нее эстетики, не ее драматургии. И если у Акимова она была одной из ведущих артисток труппы, а со временем имела все шансы стать примадонной, то у Юрия Петровича Любимова ее мало занимали, да и роли были далеко не главными».

Может, Ульянова повелась на известное двустишие Андрея Вознесенского:

«Все богини – как поганки

Перед бабами с Таганки!»?

Тем не менее, актриса отдала «Таганке» почти 30 лет. Эти годы были для Инны Ивановны непростыми. Хотя коллектив ее принял и полюбил, отношения с худруком не сложились – как известно, у Любимова были другие фавориты и фаворитки.

Сравнивая два театра и двух худруков, Ульянова с горечью констатировала: «Акимов все знал о женской красоте! И если у кого-то были красивые ножки - будьте уверены! - зритель их видел. Если были красивые плечи, грудь - это всегда было оголено и оценено по достоинству! И в таких ролях я купалась. А тетка в бушлате и телогрейке, которой я потом оказалась у Любимова на Таганке, - не мое».

И. Ульянова в спектакле "Бенефис" театра на Таганке, 1973 год
И. Ульянова в спектакле "Бенефис" театра на Таганке, 1973 год
Кадр из фильма-спектакля Вениамина Смехова «Фредерик Моро», 1973 год
Кадр из фильма-спектакля Вениамина Смехова «Фредерик Моро», 1973 год

«НАТЮРЛИХ, МАРГАРИТА ПАВЛОВНА!»

Театр театром, но Инна Ульянова всегда мечтала о кино. Однако с кинематографом ей катастрофически не везло.

Свою дебютную роль актриса сыграла еще студенткой, в 1956-ом, причем, ни много ни мало - в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. Правда, роль «гостьи карнавала в зеленом платье» (так она значилась в сценарии) оказалась такой крохотной, что Ульянову даже не упомянули в титрах.

Кадр из комедии "Карнавальная ночь", 1956 год
Кадр из комедии "Карнавальная ночь", 1956 год
В фильме "Чудак из 5-го "Б", 1972 год
В фильме "Чудак из 5-го "Б", 1972 год

Потом актриса неоднократно ездила на пробы, но безрезультатно. Об одной такой поездке Ульянова рассказывала так:

«Дело было под Новый год. Мы с Женей Моргуновым поехали в Киев пробоваться на картину, оба молоденькие, никому не известные. Пробы прошли, и надо бы возвращаться домой, да вот только тогда праздник пришлось бы отмечать в пути. Решили остаться и отправились гулять по Киеву. На его предложение вместе поужинать я стала отнекиваться. На что Женя извлек откуда-то бутылку Шампанского и со словами: «Тогда мы прямо здесь встретим Новый год!», - сорвал пробку. Вино успело изрядно подогреться за пазухой у Моргунова, поэтому фонтан игристого напитка окатил меня с ног до головы. Позже мужчины устраивали мне ванны с Шампанским, но этот «душ» я запомнила на всю жизнь».

В начале 1970-х в ее фильмографии числились всего пять эпизодов, где, по большому счету, ей развернуться, показать свой актерский потенциал, было негде.

Такая возможность Инне Ивановне представилась только в 1973 году, когда Татьяна Михайловна Лиознова пригласила ее в свою ленту «Семнадцать мгновений весны». И актриса этим шансом воспользовалась сполна. Полутораминутная сцена навязчивого флирта подвыпившей «дамы с лисой» (в ее исполнении) со Штирлицем, с ее сакраментальной фразой «в любви я - Эйнштейн!» была сыграна шедеврально.

Любопытно, что Лиознова сняла продолжение этой сцены: выйдя из кафе, дама нетвердой походкой подходила к стоявшей на улице машине, стучала в стекло и говорила: «Ку-ку». Говорят, Ульянова выглядела на этих кадрах просто уморительно. Но Лиознова справедливо посчитала, что эта сцена отвлечет зрителей от «миссии Штирлица», и ее вырезали.

"17 мгновений весны"
"17 мгновений весны"
"Дама с лисой". Кадр из легендарного сериала "17 мгновений весны", 1973 год
"Дама с лисой". Кадр из легендарного сериала "17 мгновений весны", 1973 год

Настоящий звездный час Инны Ульяновой пробил в 1982-ом, когда режиссер Михаил Козаков добился ее утверждения на роль Маргариты Хоботовой в «Покровские ворота». Сделать это было непросто, поскольку худсовет «Мосфильма» настаивал, чтобы главные роли в нем играли артисты первой величины.

Вообще изначально планировалось так: Лев Хоботов – Андрей Миронов (он очень хотел сыграть эту роль), Маргарита Павловна – Наталья Гундарева, Савва Игнатьевич – Евгений Лазарев или Никита Михалков. Но Казаков (для которого это был второй фильм в качестве режиссера) считал, что органичнее будут смотреться «не засвеченные, мало знакомые широкой зрительской аудитории актеры». Поэтому в качестве альтернативы он сделал пробы Анатолия Равиковича, Инны Ульяновой и Виктора Борцова.

«Коммуналка - это неизвестные лица, - резонно объяснял свою позицию режиссер. - И среди них - одно известное, Велюров. Он - артист».

И Казакову удалось убедить в этом директора «Мосфильма» Николая Сизова, лично утверждавшего кинопробы. Так Инна Ульянова сыграла свою единственную главную и самую знаменитую роль. Причем «сыграла» - это еще слишком мягко сказано, она ею, не побоюсь этого слова, - буквально шандарахнула. Фразы из диалогов ее героини практически сразу стали крылатыми и вошли в повседневный быт.

«Это мой крест!!! И нести его мне!»

«- Высокие… выс-с-сокие отношения!
- Нормальные! Для духовных людей».

«Что это тебя понесло со штихилями?» «Натюрлих, Маргарита Павловна!» И так далее.

"Покровские ворота"
"Покровские ворота"
"Покровские ворота", 1982 год
"Покровские ворота", 1982 год

«Инна очень волновалась во время работы над ролью Хоботовой, - вспоминал актёр Анатолий Равикович, сыгравший Хоботова - Ведь, хотя она была опытной артисткой, это была её первая большая роль в кино. Отношения на площадке у нас были замечательными. Мы помогали друг другу: Она была человеком очень жизнелюбивым, с колоссальным чувством юмора, очень мужским, поскольку женщины очень любят смеяться, а смешить умеют нечасто».

Сама актриса признавалась, что успеху картины способствовало то, что атмосфера на съемках была просто чУдной. «Настолько теплых, родственных отношений между актерами я больше не встречала. В этом заслуга Миши Казакова - режиссера картины. Гениальный человек!»

Фильм «Покровские ворота» стал поистине народным и сделал Инну Ульянову настоящей звездой. И хотя сопоставимых по яркости, мощи, драматургии ролей Инна Ивановна больше получила, зато сбылась ее главная мечта – она «проснулась знаменитой».

Кадр из фильме "Покровские ворота", 1982 год
Кадр из фильме "Покровские ворота", 1982 год

«У МЕНЯ ПОРОДА – ВОЛК-ОДИНОЧКА!»

По воспоминаниям коллег и друзей, Инна Ивановна была невероятно обаятельной и жизнелюбивой женщиной, пользующейся успехом у мужчин. И женщиной любвеобильной. Если уж влюблялась, то - насмерть… Ей приписывалось много романов с известными актерами, большинство из которых на самом деле были либо чисто дружескими «выс-с- сокими отношениями» либо шутливыми. Ульянова любила выйти в свет с другом или партнером по съемкам, представляя его окружающим: «Это мой муж».

На самом деле замужем актриса была один раз. Когда ее отношения со сценаристом Евгением Помещиковым сошли на нет (все-таки он был старше на 26 лет), в театре на Таганке Ульянова познакомилась с актером Борисом Голдаевым (самые его известные роли – помещик Левин в «Анне Карениной» и коллекционер антиквариата Панайотов в сериале «Рожденная революцией»). Вспыхнула взаимная пламенная страсть… Пара расписалась в 1966 году и поселилась в квартире родителей Инны.

Этот брак продлился менее двух лет – однажды на актерском банкете в Доме кино Инна Ульянова приревновала мужа к его партнерше по «Анне Карениной» Анастасии Вертинской, закатила громкий скандал. Наутро Борис собрал свои вещи и съехал в театральное общежитие. А когда, поостыв, жена пришла мириться, он «возвращаться в семью» отказался наотрез и подал на развод.

Борис Голдаев в фильме "Казнены на рассвете...", 1964 год
Борис Голдаев в фильме "Казнены на рассвете...", 1964 год
В фильме "Рожденная революцией", 1974-=1977 гг
В фильме "Рожденная революцией", 1974-=1977 гг

Кстати, сам Голдаев молчал на эту тему много лет, категорически не стал сниматься ни в одном фильме, посвященном бывшей супруге. И только в 2015 году объяснил причину разрыва.

«Кроме актерства, она ничего другого в упор не видела и видеть не собиралась, поэтому мы развелись. Инна в личной жизни была несчастливым и одиноким человеком из-за своего бескрайнего эгоизма, в зрелом возрасте пристрастилась к игре в карты, писали, что начала выпивать, – утверждал Голдаев (1937-2022) в своем единственном интервью. – Она любила только себя и больше ни с кем не могла существовать».

Ульянова тоже считала, что не создана для семейной жизни – слишком любит работу и личный комфорт. И никогда не жалела ни о несостоявшихся браках, ни об отсутствии детей. «Похоже, что у меня порода — волк-одиночка!» - отшучивалась она, когда ее доставали вопросами, не пора ли завести семью.

В жизни актрисы случился еще один яркий роман – с французским летчиком эскадрильи «Нормандия-Неман» Жаном-Пьером Константеном Фельдзером, командором ордена Почетного легиона, который был старшее на 15 лет. Они познакомились в Москве, в театре. Константен прекрасно говорил по-русски – его родители были выходцами из России.

Бывший французский летчик Жан-Пьер Константен Фельдзер. Фото из открытых источников
Бывший французский летчик Жан-Пьер Константен Фельдзер. Фото из открытых источников

Инна Ульянова рассказывала: «Он горел в самолете, был в плену, а после войны остался работать в России, здесь у него были и друзья и сердечные привязанности, а там, во Франции только двухэтажная вилла, домоправительница, которая была старше на десять лет и племянник. Однажды наш театр поехал с гастролями в Париж. И Костя, как я его называла, полетел следом за нами. Все свободное время мы проводили вместе, в маленьком парижском кафе я читала стихи: Блока, Цветаеву - Косте нравилась наша поэзия, по духу он был абсолютно русским. Для меня этот человек был воплощением настоящего мужчины: добрый, вежливый, мужественный, заботливый, ответственный и предельно честный - он даже не мог соврать по телефону, что меня нет дома. И я влюбила его в себя. Когда мы расставались, мы писали друг другу дивные письма, он посвящал мне стихи».

Этот роман длился четыре года. Бывший летчик звал возлюбленную замуж и предлагал ей переехать во Францию, но актриса отказалась – она жила театром, продолжала ждать хороших ролей и взлета актерской карьеры, понимая, что на чужбине об актерстве придется забыть. А потом пришло письмо от племянника: он сообщил, что его дядя умер. В отчаянии Ульянова сожгла все его письма…

Инна Ульянова: «Возможно, мне надо было больше внимания уделить именно женским проблемам, родить детей... Возможно. Но всё равно пожаловаться на свою жизнь я не могу. Меня всегда окружали только достойные мужчины, и мне было хорошо с ними. Но, как всегда, для меня главное в том, что продолжается моя актёрская жизнь...»

С мамой, 1990-е годы
С мамой, 1990-е годы

«ХРЕНОВЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПЕРЕЖИВЕМ»

Именно «звездный статус», громкое имя сослужили Ульяновой добрую службу в сумасшедшие 1990-е. Когда для кино и театра в стране наступили мрачные времена, Инна Ивановна уволилась из «Содружества актеров Таганки» и ушла на «вольные хлеба». Она успешно снималась на ТВ в рекламе чистящего средства и переключилась на антрепризы. Тогда как раз появилась такая фишка: известные режиссеры ставили спектакли на нескольких популярных актеров, и гастролировали с ними по стране. На «имена» зрители шли.

И - в отличие от большинства актеров - в кино Ульянову тоже снимали. Например, в те же 1990-е актриса снялась в «Утомленных солнцем» у Никиты Михалкова и еще ряде довольно крепких фильмов. Да и в «нулевые» она без работы не сидела – снималась и в полном метре, и в сериалах «Русские амазонки-2», «Даша Васильева. Любительница частного сыска», ездила со спектаклями на гастроли.

Кадр из картины Георгия Шенгелии «Наша Дача», 1990 год
Кадр из картины Георгия Шенгелии «Наша Дача», 1990 год
В фильме Н. Михалкова "Утомленные солнцем", 1994 год
В фильме Н. Михалкова "Утомленные солнцем", 1994 год
Кадр из сериала Анатолия Матешко «Даша Васильева. Любительница частного сыска», 2003 год
Кадр из сериала Анатолия Матешко «Даша Васильева. Любительница частного сыска», 2003 год

Поэтому когда говорят, что Инна Ульянова «погибала» от безролья и одиночества, это неправда. От нереализованных амбиций, возможно, сильно страдала, но не «умирала».

Оценивая свою профессиональную карьеру, Ульянова со свойственной себе самоиронией говорила: «По-настоящему изменить судьбу сложно. Если уж не судьба - значит, не судьба. Я никогда не питала в отношении себя никаких иллюзий и всю жизнь во всех театрах играла проституток всевозможных стран и эпох. Но, конечно, не только. На самом деле мне очень повезло с театральными режиссерами: Акимов, Любимов, Эфрос, Петр Фоменко, Арцыбашев... В кино мне, кстати, тоже очень повезло - Козаков, Михалков, Лиознова!»

И вообще Инна Ивановна была очень светлым, легким, позитивным человеком, жила полной жизнью, ярко, красиво, никогда не унывала, умела дружить и из всего сделать праздник. Всегда трепетно относилась к своему внешнему виду, здоровью, еде и режиму дня, одевалась «с иголочки», следила за весом, каждое утро начинала с тщательных процедур ухода за лицом. Поэтому и после 60-ти оставалась энергичной и подтянутой.

«Жизнь удивительно коротка - это банально, но это так, - философствовала Ульянова. - И если ты каждую её минуту воспринимаешь, как чудо, пусть обыкновенное - значит все в порядке. У меня никогда не было космических запросов. Если ты просыпаешься утром, и светит солнце, или идёт дождь, если ты настроен радоваться, если у тебя есть хорошая книга, добрые друзья, работа, которая позволяет кушать и одеваться, если тебе везёт в картах, да ещё и в любви, то… жизнь прекрасна. Ну а хреноватые обстоятельства мы как-нибудь переживём».

Кадр из картины Олега Штрома «Русские амазонки-2», 2003 год
Кадр из картины Олега Штрома «Русские амазонки-2», 2003 год
Кадр из картины Дмитрия Астрахана «Тартарен из Тараскона», 2003 год
Кадр из картины Дмитрия Астрахана «Тартарен из Тараскона», 2003 год

«ШЕПТАЛА ОДНО СЛОВО: «ПОМОГИТЕ»

А вот что с ней случилось потом – до конца не понятно. Вернее, понятно – актриса тяжело заболела. Но что стало причиной ее смерти? Онкология или цирроз печени, которые в начале «нулевых» актрисе диагностировали?

Юрий Ершов до сих пор уверен, что Ульянова не страдала от алкоголизма. Хотя все его воспоминания о подруге рисуют как раз обратную картину. Например, он сам рассказывает об их общей любви к веселым шумным посиделкам в компании коллег или соседа Ульяновой - легендарного прыгуна в высоту Валерия Брумеля, ее любви к шампанскому – все это называлось «потребность отметить спектакль, концерт или приятное событие».

«С возрастом, - признается Юрий Николаевич, - мы чаще стали отмечать вдвоем – брали бутылочку шампанского и ехали к Инне домой».

Однажды, продолжает режиссер, они решили «завязать с выпивкой». Дело было на пике известности Ульяновой после «Покровских ворот». Они вышли на улицу прогуляться, «подышать свежим воздухом», но «завязать» не удалось – увидев «живую» Маргариту Павловну, сначала их уломали присоединиться к свадьбе и выпить за здоровье новобрачных, затем с восторженными воплями «Ульянова! Скорее к нам, мы вас обожаем» их обступили поклонники... Закончилась прогулка «чудовищной пьянкой» в мастерской какого-то художника на Гоголевском бульваре, где «дым стоял коромыслом».

Юрий Ершов: «В последние же годы жизни Ульянова предпочитала выпивать в одиночку. Я ее спрашивал: «Иннуля, ну как ты можешь выпивать одна?» «Очень даже хорошо и одной, за телевизором», - отвечала она шутливым тоном. Если вдруг Инна звонила, то речь ее была заторможенной, язык слегка заплетался – я, конечно, понимал, в чем дело».

Последняя встреча с Ульяновой его потрясла. «Я не узнал Инну. Обычно у нее всегда полыхал румянец на щеках, лицо было гладким, ухоженным, а каштановые волосы аккуратно собраны. Тут же вместо знакомого лица я увидел как будто загрунтованный холст цвета извести, испещренный глубокими морщинами… Я вышел на улицу, кружилась голова, шел, не видя дороги, и взмолился: «Господи, возьми у меня год жизни, но сделай так, чтобы она выздоровела».

По версии Юрия Ершова, Ульянову сломал диагноз «онкология», который ей поставили за год до смерти. «Это для нее прозвучало как приговор – Инна Ивановна, не найдя в себе воли для борьбы с болезнью, замкнулась, отрешилась от мира и отказалась от работы».

А вот по версии соседей, все было намного хуже и страшней. В последние годы Инна Ивановна перешла с шампанского на водку и периодически погружалась в запои. Не буду цитировать описанные свидетелями жуткие подробности, но один из запоев в 2001 году закончился госпитализацией Ульяновой в психиатрическую больницу – печально знаменитую «Кащенко». Диагноз - «алкогольный галлюциноз, органическое поражение головного мозга».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Оклемавшись, актриса с головой ушла в работу – снималась, ездила на гастроли. «В течение года-двух играла, зарабатывала, с цветами приезжала, счастливая такая», - вспоминала соседка Людмила Беляева.

Но потом - опять срывы. Ульянова стала сдавать на глазах – резко похудела, почти ничего не ела и еле ходила.

Людмила Беляева: «А как-то утром прохожу мимо Инниной квартиры и слышу подозрительный шорох. Подняла соседей, участкового, взломали дверь. Инна лежала в коридоре. Шептала одно слово: «Помогите». У меня слезы брызнули от жалости к ней. Она была истощена. В холодильнике никакой еды, лишь две засохшие груши. Дома, видимо, у Инны ноги отнялись, она ползком поползла на кухню воды попить – тут я и услышала шорох...»

…Инну Ивановну Ульянову не довезли до больницы – она умерла в машине скорой помощи 9 июня 2005 года. Ей было ровно 70 лет. Прощание состоялось 14 июня 2005 года в театре «Содружество актеров Таганки». В тот же день актрису похоронили на Ваганьковском кладбище, рядом с могилой отца.

Такова хроника последних лет ее жизни. Но насколько важно знать эти нюансы, - каждый зритель решает сам. Наверное, все-таки куда важнее, что жила-была удивительная, фанатично преданная искусству Инна Ульянова и оставила нам образы, которыми мы восхищаемся до сих пор. Восхитительная актриса, глубокий интересный человек.

P. S. Юрий Ершов: «Когда меня спрашивают, была ли Ульянова в жизни похожа на Маргариту Хоботову из «Покровских ворот», я уверенно отвечаю: «Не была». Инна была интеллектуалкой, глубже, тоньше, интеллигентнее, умнее, чем ее экранный образ».

Актер Александр Яцко, много лет работавший вместе с актрисой в театре на Таганке, очень точно сказал: «Инне Ульяновой, в отличие от многих наших коллег, повезло стать подлинной народной любимицей. Неважно, играла ли она свою блистательную «даму с лисой» в «17 мгновениях весны», свою Маргариту в «Покровских воротах» или веселую тетку из рекламы мыла. Она все делала точно, она умела нравиться зрителю. И память о ней очень хорошая, я думаю, она будет жить очень долго, поскольку работы, названные мною – этого уже достаточно для актерского бессмертия».

30 июня блистательной актрисе Инне Ульяновой (1934-2005) могло бы исполниться 90 лет Видно так ей на роду было написано – кометой сверкнуть, сыграв Маргариту Павловну в «Покровских воротах», вкусить-28
И. Ульянова. Фото из открытых источников
И. Ульянова. Фото из открытых источников