Найти тему
Компания инженеров

ГАЗ-3307. Нет искры - Найдём!

Сегодня (18 июня 2024 года) я занимался установкой в одно лицо на своё место ванны в квартире. Ванна чугунная, тяжело. И вот в процессе, как и положено, звонит мне товарищ и просит помочь с поиском пропавшей искры на машине ГАЗ-3307. Машина не абы какая, а мусоровоз. Хорошо хоть, что встал он недалеко от ворот базы. Затащили на территорию другой машиной и стали искать искру своими силами.

Система зажигания на этих машинах уже давно бесконтактная с датчиком-распределителем 24.3706-10, коммутатором 131.3734 и катушкой зажигания Б116.

Какая первая мысль возникает при пропадании искры? Конечно, вышел из строя коммутатор! Покупаем новый коммутатор, ставим на штатное место. Проверяем - искры нет. Ну ясно, катушка зажигания! Покупаем...

У вас часто маслонаполненные катушки зажигания из строя выходили? Я занимаюсь ремонтом автомобилей, чаще всего грузовых. Так вот, в моей практике катушки зажигания выходили из строя всего два раза.

С новой катушкой зажигания искра так и не появилась.

Возникают три исконных вопроса русской интеллигенции:

1. Кто виноват?

2. Что делать?

3. Где мои очки?

Далее товарищ решил позвать меня, ибо своими силами репка не вытаскивается. Надо помогать ближнему, поэтому откладываю в сторону сантехнические инструменты и еду к предмету труда. Машина стоит на территории, на территории есть чай с лимоном, к нему прилагаются розовые пирожные. Это очень способствует мыслительному процессу, кстати говоря! Ещё очень хорошо, что машина встала летом, днём и в городе, а не зимой, вечером и на трассе далеко от обжитых мест (а бывает и такое!).

Проверяю подключение проводов к катушке зажигания и к коммутатору. Их меняли, могли что-нибудь напутать. К счастью, всё правильно. Включаю зажигание, смотрю при этом на амперметр панели приборов. Стрелка отклоняется в минус примерно на 5 ампер, через две секунды возвращается на ноль. Это важно! Это - критерий нормальной работы коммутатора типа 131.3734, собранного на микросхеме КР1055ХП2 (отечественный аналог вражьей микросхемы L497). Далее замыкаю выводы коммутатора "+12" и "Д" проволочной перемычкой. При каждом замыкании возникает хорошая мощная искра.

А вот при проворачивании двигателя стартером искры нет вообще никакой. При этом обмотка датчика-распределителя прозванивается адекватно, сопротивление 407 Ом. Снимаю крышку распределителя, беру рукой за бегунок и обнаруживаю, что ротор датчика-распределителя свободно вращается вокруг своей оси на любое число оборотов и в любую сторону!

Масляный насос заклинило и срезало штифт привода распределителя? Я тоже сначала так подумал. Снимаю распределитель и обращаю внимание. что два потайных винта крепления пластины к корпусу датчика-распределителя ослабли и отвернулись примерно на 4 миллиметра каждый. Сфотографировать было нечем, так что приведу фотографию датчика-распределителя, на которой эти винты хорошо видны

Внешний вид датчика-распределителя зажигания ГАЗ-3307. Картинка из интернета.
Внешний вид датчика-распределителя зажигания ГАЗ-3307. Картинка из интернета.

В результате хвостовик ротора датчика-распределителя вышел из зацепления с приводом. Двигатель проворачивается стартером, а ротор датчика-распределителя стоит на месте. Понятно, что искры не будет!

Подтягиваю оба винта, устанавливаю распределитель на место, закрепляю болтом в прежнем положении. Ключ на старт - есть старт! Двигатель запустился, работает устойчиво.

Мораль сей басни такова: думай сначала, деньги расходуй потом.