Известно, что на Руси детей до семи лет хоронили на перекрёстках, около болот, на гумне, под забором, в огородах, под углом дома, под порогом и даже в подполе. Считается, что эта традиция связана с представлениями древних славян о взрослости. Дескать, ребёнок ещё не дорос до «настоящего» человека, следовательно, его нельзя было упокоить рядом с ним. По другой версии этот обычай продиктован отношением славян к «застигнутым внезапной смертью» и умершим «до своего времени». Наши предки верили, что такие покойники станут русалками и мавками и поселятся в болоте или реке. Правда ли, что их хоронили не на родовых кладбищах? Разберёмся в этой статье.
Об этом обычае впервые заговорили советские археологи. В 2014-2017 годах их предположения нашли подтверждение во время экспедиций в Пермский край. Лингвист Светлана Юрьевна Королёва писала, что пермяки вплоть до XX века хоронили детей у дорог, на межах и берегах рек, в огородах, садах и даже подполе. Эта традиция не теряла своей актуальности до XVIII века, после власти стали более пристально следить за похоронными обрядами.
Подоляне обычно погребали детей «под любимым деревом» или в поле. Жители Юрлинского района Пермского края создавали для маленьких покойников специальные кладбища внутри поселения. В отличие от «взрослых» они считались безопасными, по ним было не страшно ходить вечером или ночью. В деревне Шадрина умерших при рождении младенцев или погибших раньше срока (но до 6-7 лет) хоронили за огородом или рядом с домом. Как мы видим, описанные в экспедиции воспоминания вполне соответствуют древним славянским обычаям.
Некоторые этнографы убеждены, что до XX века наши предки из-за высокой младенческой смертности относились к ней как к явлению рядовому. Они не видели особой необходимости в том, чтобы отрываться от работ и организовывать похоронную процессию далеко от дома. При этом существовала любопытная традиция: многие крестьянки посещали детские могилы перед тем, как отправиться на заготовку березовых веников, или перед другими работами. Это свидетельствует о том, что этот обычай родом из глубокой древности.
Житель посёлка Усть-Пышья рассказывал, что не мог спать в «материнском доме» и уходил на ночёвку к товарищу, так как слышал звуки, похожие на кошачье мяуканье, они доносились из подпола. Позже выяснилось, что мужчина знал, что там было захоронение. Зимой земля сильно застывала, поэтому малышей хоронили в «гольбче», то есть подполе. Если новорождённые дети по пути в больницу погибали, их прикапывали у дороги. Подобные случаи были задокументированы и в деревне Дубровка, основное население которой составляли старообрядцы. Под домами обычно хоронили некрещённых, мертворождённых и недоношенных малышей.
Кроме архаичных традиций причинами подобных захоронений был и криминал. Известен случай, когда женщина во время войны родила тройню и испугалась, что муж по возвращении бросит её, дескать, много ртов. В итоге вместе с повитухой она решилась оставить двоих вод землёй в подполе. Но чаще всего избавлялись таким способом от незаконнорождённых и «нагулянных» детей. Чтобы скрыть распутство и избавиться от позора, многие матери, вызвав у себя выкидыш или разродившись, избавлялись от нежеланного ребёнка где придётся.
В 1870 году в «Пермских губернских ведомостях» была опубликована заметка о незамужней девице из Красноуфимского уезда, которая спрятала свой «позор» под полом бани. Аналогичное захоронение было найдено и в Камышлове. Родившая ребёнка вдова говорила, что он сразу умер, поэтому она его похоронила. Какими бы ни были причины, погребения вне кладбища пользовались спросом во времена, когда рождаемость и смертность были высокими. Когда они начали снижаться, обычай стал забываться.
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!