472 подписчика

С чего всё начиналось: первые в истории короткометражные фильмы

Многие из них стали законодателями современных жанров и направлений


На заре возникновения кинематографа первые творения могли удивить, рассмешить и испугать зрителя всего за несколько минут. В начале все фильмы были очень короткими, черно-белыми и без звука. В новой рубрике «Они были первыми» мы будем знакомить вас с шедеврами короткометражного кино прошлых лет.

Первый короткометражный документальный фильм: «Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота» (1896)

Так сложилось, что с именно с этим 48-секундным наблюдением камеры за перроном связывают рождение кинематографа. Из советского учебника по зарубежному кино вышло расхожее заблуждение, что он был показан вместе с другими первыми микро-короткометражками во время платного развлекательного мероприятия на бульваре Капуцинок в Париже в декабре 1895 года. На самом деле премьера фильма «Прибытие поезда» состоялась только 6 января 1896-го. По сути, это первый документальный фильм с главным киногеничным объектом — паровозом. Его мощь, величина, необычность (ведь поезд в те времена был чудом научно-технического прогресса) вызвали удивление и восторг у первых зрителей. Чтобы передать плавность движения и достичь комфорта в восприятии для показа была выбрана частота 24 кадра секунду. Она используется в кино до сих пор. Картину снимали статичной камерой, но именно она позволила объемно передать движение пребывающего паровоза и приближающихся людей на перроне. Впервые в одном кадре были объединены съемки общим, средним и крупным планом. Фильм стал очень популярным, его демонстрировали по всей Европе. В Москве показ состоялся 6 мая 1897 года в театре Солодовникова (историческое здание на углу улиц Кузнецкий Мост и Большая Дмитровка. С 1961 года и по сегодняшний день здесь размещается Московский театр оперетты. — Прим. ред.).

Кадр из фильма «Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота»
Кадр из фильма «Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота»

Первая короткометражная комедия: «Политый поливальщик» (1895)

Другой киноопыт братьев Люмьер стал настоящим открытием жанра, который впоследствии стал самым любимым у зрителей. Это была первая постановочная комедия. Актеры в образах садовника и мальчишки-шалуна разыгрывают забавную сценку. Для этого фильма впервые в истории был создан киноплакат — его в постимпрессионистском стиле написал известный художник Анри Тулуз-Лотрек. Сегодня ни один фильм не обходится без официального постера. Премьера картины, продолжительность которой была всего 49 секунд, состоялась 21 сентября 1895 года во время приватного показа в поместье Люмьеров в Ла-Сьота. И именно этот фильм вошел в состав десяти короткометражек, показанных в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в 1895 году. На мероприятии присутствовал режиссер Жорж Мельес, который был поражен и вдохновлен этим фильмом. Впоследствии именно он станет законодателем сразу нескольких жанров в кино. Многие режиссеры затем не раз переснимали этот комичный сюжет.

Кадр из фильма «Политый поливальщик»
Кадр из фильма «Политый поливальщик»


Первый короткометражный экшен: «Нападение на миссию в Китае» (1900)

Английский кинорежиссер и продюсер Джеймс Уильямсон пошел еще дальше и представил на суд зрителей историю о Ихэтуаньском восстании в Китае (началось в 1899 году). Продолжительность полной версии фильма — 3 минуты 59 секунд. Сюжет разворачивается вокруг дома миссионера, на который напали восставшие. Герой прячет жену и ребенка, а сам отчаянно сражается. В финале приходит подкрепление из моряков под командованием офицера. Им удается отразить удар. Динамичное действие было снято на вилле «Иви Лодж» самого режиссера в Брайтоне. Джеймс Уильямсон один из первых использовал метод параллельного монтажа. Это эффектное изобразительное средство позволяло нагнетать напряжение, показывая события, которые происходят одновременно в разных местах. Такой метод невозможно было использовать в театре. В фильме режиссер попеременно показывал врывающихся через ворота восставших и события перед входом в поместье, где пытаются скрыться члены семьи хозяина дома. В картине использовалось несколько ракурсов съемки, снялось много актеров и массовка. Картину снабдили тирами, что позволило показывать ее в других странах. Это способствовало активному распространению кинематографа по всему миру и его динамичному развитию.

Кадр из фильма «Нападение на миссию в Китае»
Кадр из фильма «Нападение на миссию в Китае»


Первая короткометражная фантастика: «Человек с резиновой головой» (1901)

Французский режиссер театра и аттракционов Жорж Мельес был очарован кинематографом. Его попытка купить первый киноаппарат у братьев Люмьер не увенчалась успехом, но он продолжил экспериментировать и снимать свои фильмы, наполняя их трюками и оригинальными приемами. До нас дошли несколько короткометражек автора, которые были построены на характерных оптических киноэффектах. Мельеса интересовали фантастические и мистические темы («Заколдованная гостиница», «Замок с привидениями», — оба фильма 1897 года). В трехминутном «Человеке с резиновой головой» ученый, роль которого исполняет сам режиссер, надувает свою «запасную» голову до огромных размеров. Но когда передает процесс в руки своего ассистента, тот увлекается, и голова взрывается. Для данного эффекта режиссер использует зум. Именно Мельес начал активно применять в своих фэнтезийных сюжетах и экранизациях комбинированные съемки. Сегодня без них мы уже не представляем ни одного фантастического блокбастера.

Кадр из фильма «Человек с резиновой головой»
Кадр из фильма «Человек с резиновой головой»

Первая короткометражная драма: «Жизнь американского пожарного» (1903)

Американский режиссер Эдвин Стэнтон Портер впервые снял подробное видео-повествование о действиях пожарных. В его 6-минутном фильме огнеборец видит сон о том, как в его доме вспыхивает пожар. Он должен спешить, чтобы спасти жену и детей. Мы в деталях видим сборы героя на задание, а затем и его последовательное выполнение. В сценах используются разные ракурсы и несколько локаций: улица, дом, комната. Кроме актеров-людей в кадре появляются и животные. Автор выстраивает все части фильма в определенной последовательности, конструируя пространство и время. Во второй части фильма использовался параллельный или сквозной монтаж. Долгое время считалось, что он впервые появился именно в «Жизни американского пожарного». Хотя этот прием был найден в ранних картинах и других авторов, это не мешает оставаться фильму одним из наиболее значимых в истории кинематографа. В 2016 году он был внесен в Национальный реестр фильмов США Библиотеки Конгресса как «культурно, исторически и эстетически значимый». Знаменитый режиссер и синефил Мартин Скорсезе («Отступники», «Убийцы цветочной луны») признавался, что визуальный стиль этого фильма очень повлиял на его «Короля комедии» (1982).

Кадр из фильма «Жизнь американского пожарного»
Кадр из фильма «Жизнь американского пожарного»

Первый короткометражный вестерн: «Большое ограбление поезда» (1903)

Тот же Эдвин Стэнтон Портер явился законодателем и самого американского жанра кино — вестерна. На студии Томаса Эдисона в 1903 году он снимает свой приключенческий фильм с крепким сюжетом, четкой последовательностью действий и яркими персонажами. В фильме он опирается на все последние достижения в сфере кинематографии того времени. Всего за 12 минут режиссер экранизирует произведение Скотта Марбла о банде из четырех преступников во главе с легендарным Бутчем Кэссиди. Этой группе удалось захватить поезд и отцепить пассажирские вагоны. Взорвав сейф, они смогли украсть 5000 долларов. В фильме, состоящем из 14 сцен, был использован параллельный монтаж, двойная экспозиция, натурные сьемки. Самый знаменитый эпизод, который заставлял зрителей содрогаться от ужаса и все же приходить и снова пересматривать фильм, показывал главаря банды, стреляющего прямо в камеру. Это самое первое эффектное нарушение «четвертой стены» (воображаемая грань между актерами и зрителями. — Прим. ред.) в истории кино. Изображение актера Джастеса Д. Барнса стало культовым и с тех пор часто используется на постерах. Его можно найти и на почтовой марке. Сцену часто повторяют другие режиссеры. Мартин Скорсезе сделал оммаж на «Большое ограбление поезда» в «Славных парнях», где герой Джо Пеши точно так же «стреляет прямо в зрителей».

Кадр из фильма «Большое ограбление поезда»
Кадр из фильма «Большое ограбление поезда»

Первопроходцы внесли ценнейший вклад в развитие кинематографа. В своих коротких работах они смогли заложить основу всех жанров и главных приемов, которые используются в кино и по сей день.

Кадр из фильма «Большое ограбление поезда»
Кадр из фильма «Большое ограбление поезда»

Больше статей сайте нашего канала: https://www.shot-tv.com/blog/