96,2K подписчиков

Елена Майорова сгорела в кино и в жизни: печальная судьба актрисы, которая сама предсказала свой страшный финал

354 прочитали

Она выскочила из подъезда, объятая пламенем. Огонь смогли потушить, но полученные ожоги оказались несовместимыми с жизнью. Красавицу-актрису хоронили полностью укрытой от посторонних глаз.

За 7 лет до своего трагического финала 32-летняя Елена Майорова появилась на обложке самого главного советского издания о кино, выходившего тиражом 1 млн. экземпляров.

Журнал «Советский экран» июнь 1990 г.
Журнал «Советский экран» июнь 1990 г.

Этот портрет означал и любовь зрителей, и признание коллег. Притом что в кино она «всего» 10 лет, а сыгранные главные роли можно пересчитать по пальцам одной руки. Но практически каждое появление Елены Майоровой на экране, даже в эпизодах, надолго запоминалось…

В интервью, опубликованном в журнале, молодая и востребованная актриса, произнесла монолог, ставший для нее пророческим:

«У меня много работы – значит, я кому-то нужна. Я согласна гореть, сгорать, не замечая трудностей. Кстати «Елена» в переводе с греческого «факел». Я бы хотела быть достойной своего имени».

Да, она говорила образно. Но в свои 39 лет Елена Майорова в буквальном смысле превратилась в огненный факел. Получилось, что свой страшный финал она сама и предсказала.

Что произошло в тот роковой день? Удивило ли несчастье коллег и знакомых актрисы? И можно ли называть виновных в той жуткой трагедии?

Кадры из фильмов «Макаров» (1993), «Парад планет» (1984) и «Понолуние» (1983). Все скриншоты сделаны специально для статьи
Кадры из фильмов «Макаров» (1993), «Парад планет» (1984) и «Понолуние» (1983). Все скриншоты сделаны специально для статьи

Елена Владимировна Майорова родилась 30 мая 1958 года в Южно-Сахалинске в обычной рабочей семье. Занималась в детской театральной студии, школу окончила с серебряной медалью и полностью уверенная в своем актерском таланте, отправилась покорять Москву. Подала заявления сразу в несколько мест.

Но главные театральные вузы сходу отвергли напористую провинциалку. Елена раз за разом заваливала подготовленный творческий конкурс. Тогда никто из именитых экзаменаторов не смог разглядеть будущую жемчужину.

Возвращаться домой девушка не стала. Поступила в московское ПТУ, ради временной прописки и гарантированного места в общежитии. Не особо напрягаясь, за год окончила училище с красным дипломом и получила абсолютно ненужную ей профессию «изолировщица».

Кадр из фильма "Затерянный в Сибири" (1991)
Кадр из фильма "Затерянный в Сибири" (1991)

В 1976 году она вновь пробует стать актрисой. В тот год в ГИТИСе свой курс набирал Олег Табаков, который сразу что-то увидел в этой высокой, худой и смешной девчонке. В своих мемуарах Олег Павлович посвятил Елене Майоровой целую главу. О ее актерском таланте отзывался исключительно в восторженных тонах и пытался объяснить ее преждевременный уход:

- Она была, как бы это поточнее сказать, таким странным чувствилищем, способным острейшим образом откликаться на все, что происходит в жизни. Эта редкая способность творит больших актеров, но и часто убивает, уничтожает их…
- Мне кажется, что она надорвалась…
Цитата по: Табаков О. Моя настоящая жизнь. Москва, 2000.

В 1980 году диплом вместе с Еленой получали ее однокурсники, со многими из которых она потом будет сниматься: Андрей Смоляков, Сергей Газаров, Марина Шиманская, Василий Мищенко, Игорь Нефедов и др.

Так в фильме «Родителей не выбирают» молодая актриса сыграла мать героя Андрея Смолякова, притом, что они оба – ровесники, им по 25 лет на момент съемок.

Кадр из фильма «Родителей не выбирают» (1982)
Кадр из фильма «Родителей не выбирают» (1982)

А в драме о нелегкой судьбе спортивных чемпионов «Везучая», Елена Майорова и Сергей Газаров исполнили главные роли влюбленных, которые все никак не могут быть вместе.

Молодая актриса оказалась в Театре «Современник», а через три года перебралась в тогда еще единый МХАТ. Здесь она стала настоящей звездой у Олега Ефремова и, как говорят, «последней любовью» стареющего мэтра. После раздела театра в 1987 году ушла вместе с наставником в МХАТ имени Чехова.

Достоверно неизвестно о том, были у них романтические или чисто платонические отношения. В любом случае, Елена Майорова запоминалась в каждом спектакле, вызывала восторги зрителей и критиков, и как театральная прима была известна много больше, чем киноактриса.

Да и в семейной жизни пока еще все в порядке.

С Татьяной Догилевой. Кадр из фильма «Забытая мелодия для флейты» (1987)
С Татьяной Догилевой. Кадр из фильма «Забытая мелодия для флейты» (1987)

Первый раз Елена вышла замуж в студенческие годы за своего однокурсника, москвича Владимира Чаплыгина (1955-2007). По одной из версий это был фиктивный брак, чтобы получить московскую прописку. Но не исключено, что чувства были взаимными, хотя и недолгими.

Ей приписывали и другие романы с коллегами, но 8 июня 1985 года она встретила любовь, как тогда казалось, всей своей жизни. Сидела на кухне у подруги и в какой-то момент, на вопрос о перспективах в личной жизни, смеясь, заявила:

- Вот сейчас дверь распахнётся, и Он войдёт...

И в тот момент на пороге появился мужчина. Некогда модный художник Сергей Шерстюк, старше Елены на 7 лет, в тот вечер бесцельно слонялся по улицам. Проблемы в личной жизни (ушла жена), творческий кризис. В знакомом окне увидел свет и решил зайти в гости к старой подруге. Но увидел там прекрасную незнакомку и сразу забыл о хозяйке.

Это была любовь с первого взгляда. Следующие 12 лет Сергей и Елена были образцовой семейной парой в московской творческой богеме. Молодожены переехали в квартиру на Тверской улице, которую отдал им свекор-генерал.

Кадр из фильма «Одиноким предоставляется общежитие» (1983)
Кадр из фильма «Одиноким предоставляется общежитие» (1983)

Когда-то в юном возрасте Лена побывала в Москве, и пораженная столичным величием, заявила, что обязательно будет здесь жить, причем возле Кремля. Ее детская мечта осуществилась. И ни о каком браке по расчету не могло быть и речи.

Сергей Шерстюк на многие годы оказался невостребованным. Его картины просто не покупали. Все это время семья жила за гонорары Елены, которая пахала и на сцене, и на съемочных площадках.

Свои первые роли в кино Елена Майорова получила еще в студенческие годы. В советской классике «Вам и не снилось» сыграла эпизодического персонажа - соседку главной героини, которая пытается выпытать у школьницы подробности ее романа с одноклассником.

В кинодебюте героиня Елены вышла в подъезд покурить. Для самой актрисы подобная история в жизни станет фатальной…

Кадр из фильмА «Вам и не снилось…» (1980)
Кадр из фильмА «Вам и не снилось…» (1980)

Через год – первая главная роль. В фильме-катастрофе «34-й скорый» Елена Майорова предстала в роли проводницы вагона, из которой, в какой-то степени, случилось возгорание. По мере движения пассажирского состава зритель осознает, что веселая и добродушная девушка на самом деле несчастлива и дома, и на работе.

И вот оно первое роковое совпадение в жизни актрисы – в первой же главной роли героиня Елены Майоровой то ли гибнет, то ли получает тяжелые повреждения (до конца этот момент не ясен) во время пожара.

С Александром Фатюшиным. Кадр из фильма «34-й скорый» (1981)
С Александром Фатюшиным. Кадр из фильма «34-й скорый» (1981)

Еще одна запоминающаяся роль из начала 80-х – соседка по комнате главной героини (Наталья Гундарева) в мелодраме «Одиноким предоставляется общежитие». Героиня Майоровой настроена цинично и иронично к деятельности своей подруги, но сама не заметит, как обретет с ее помощью свое семейное счастье.

Это трудно назвать амплуа, но практически все экранные и сценические персонажи Елены Майоровой объединяет одно – это глубоко несчастные девушки и женщины из народа. Такие же провинциалки и страдалицы, как сама актриса.

Не зря Олег Табаков говорил, что она все время врет. Не в том плане, что старается кого-то обмануть, а просто пытается что-то присочинить, приукрасить о своей жизни, спрятаться от гнетущей реальности.

Получалось, что актриса постоянно носила маску, и, кажется, не всегда осознавала, где реальность, где вымысел. А дополнительно топила свои проблемы в алкоголе.

Кадр из фильма «Везучая» (1987)
Кадр из фильма «Везучая» (1987)

Она не была запойной, не срывала спектакли и съемки, но гуляла отчаянно. Однажды в поезде, выпивала в купе с коллегами по театру. Туда зашел милиционер, а Елена незаметно вытащила у сотрудника пистолет из кобуры и стала стрелять в потолок. Ефремову потом едва удалось «отмазать» актрису от уголовной статьи.

В кино она не играла возвышенных барышень из русской классики. Не видели ее режиссеры в образах правильных учительниц или деятельных комсомолок. Не приглашали в слезливые мелодрамы.

Елена Майорова была по-настоящему гениальной, когда перевоплощалась в женщин с несчастной и трудной судьбой, в женщин, которые столкнулись с неразрешимыми проблемами, в женщин обиженных и обманутых. Она умела показать душевный надлом без слез, истерик и заламывания рук.

В военной драме «Привет с фронта» ее героиню, медсестру из госпиталя, жестоко предает раненый офицер, которого она выхаживала. Кстати главную роль в этой картине сыграла актриса Елена Шилкина, в судьбе которой случился свой страшный пожар. О ее печальной судьбе есть статья на канале, подписывайтесь и Дзен вам ее покажет.

С Еленой Шилкиной. Кадр из фильма «Привет с фронта» (1983)
С Еленой Шилкиной. Кадр из фильма «Привет с фронта» (1983)

За роль несчастной матери-одиночки в картине «Скорый поезд» Елена удостоилась приза на первом кинофестивале «Созвездие» в 1989 году. В кинопритче «Макаров» она играет любящую жену, внезапно ставшую ненужной своему мужу.

А ее героиня-мученица в драме «Затерянный в Сибири» (1991) вообще живет в полнейшей безысходности. Живет и приспосабливается…

Даже в редком для себя детективе «Неустановленное лицо» (1990), где Елена сыграла сразу две главные роли, она не отошла от привычной трактовки образов. Ее героини внешне похожи. Но одна – успешная, но бедная журналистка, а вторая – купающаяся в роскоши путана и наркоманка. Но обеих роднит одиночество, ненужность для окружающих, желание одним махом, рискуя жизнью, перечеркнуть все свои невзгоды.

В последнем фильме «Послушай, не идет ли дождь», который выйдет через 2 года после гибели актрисы, она символично сыграла Смерть. Но роковой для нее стала другая картина - «Странное время».

Она выскочила из подъезда, объятая пламенем. Огонь смогли потушить, но полученные ожоги оказались несовместимыми с жизнью. Красавицу-актрису хоронили полностью укрытой от посторонних глаз.-11

Елена сыграла взрослую женщину, воспылавшую страстью к молодому человеку. Партнером актрисы по съемкам стал начинающий актер Олег Васильков. И экранный роман перенесся в реальный мир.

К тому времени начались проблемы и непонимания в семье. Елена все чаще прикладывалась к бутылке, хотя по-прежнему оставалась востребованной в профессии. Впрочем, друзьям она жалуется, что играть приходиться совсем не то, что хочется.

Внезапные чувства 39-летней Елены Майоровой к 27-летнему Олегу Василькову всем кажутся такими же ненастоящими. Об измене узнает муж, но каких-то радикальных шагов не делает.

Утром 23 августа 1997 года Елена должна была выйти на озвучание сериала «На ножах», но по телефону сообщила режиссеру, что заболела ангиной и осталась дома. Муж накануне, после очередной ссоры, уехал на дачу.

С мужем. Фото из открытых источников
С мужем. Фото из открытых источников

Казалось, ничего особенного не происходит. Она поболтала по телефону с лучшей подругой Татьяной Догилевой, встретила зашедшего в гости пасынка – сына Сергея от первого брака. Ничего необычного они оба не заметили.

А затем Елена начала отправлять сообщения на пейджер Олегу Василькову. Требовала срочно приехать к ней, заявляла, что умирает. Но адресат их так и не прочитал – находился на гастролях далеко от Москвы.

Что же произошло примерно в 16-00 на лестничной площадке дома 27 по улице Тверской?

Ясно только одно - Елена Майорова загорелась, объятая пламенем выскочила во двор, с криками о помощи пробежала несколько десятков метров и упала на пороге служебного входа Театра имени Моссовета.

Скорее всего, вспыхнул керосин, который хранился в квартире у актрисы. Его принес в дом по просьбе жены Сергей Шерстюк. Якобы Елена полоскала авиационным топливом горло, стремясь сохранить голос, либо использовала горючую жидкость для антикварной керосиновой лампы.

По официальной версии гражданка Майорова случайно пролила керосин на платье, а когда вышла на лестничную площадку, где она обычно курила, загорелась. Скорее всего, поднесла горящую спичку к сигарете во рту, из-за чего вспыхнули пары.

С Олегом Васильковым. Кадр из фильма «Странное время» (1997)
С Олегом Васильковым. Кадр из фильма «Странное время» (1997)

Но немало тех, кто уверен, что актриса, таким образом, решила раз и навсегда покончить со своими проблемами, реальными и мнимыми. Вся ее жизнь – это череда депрессий и эйфорий, меланхолий и искренних радостей, отчаяний и душевных порывов.

Через два месяца после похорон супруги, у Сергея Шерстюка обнаружили рак желудка. Он ушел вслед за любимой женой 23 мая 1998 года, ровно через 9 месяцев.

Елена Майорова осталась одной из наиболее ярких, неоднозначных и неповторимых актрис отечественного кинематографа.

Но, кажется, сама она так и не смогла отличить, где жизнь, а где кино…