Русский стиль, как и стиль других народов, традиционно связывают с крестьянским костюмом, ведь роскошные туалеты знати всегда были подвержены моде. В наши дни страстью к подобному обновлению гардероба заражены уже все слои населения, а потому сохранить коды предков становится всё сложнее и сложнее. Кажется, что кроме этнографических музеев, уже и встретиться с настоящим Русским стилем негде. Или есть?
Вы что-нибудь слышали о современной РУССКОЙ одежде? Кто её производит? Какая она сегодня? Я, признаюсь, имею об этом очень смутное представление. Поэтому, недолго думая, решила отвлечь наших художников, дизайнеров и модельеров от творческого процесса и задать им несколько серьезных вопросов.
Существует ли современный русский стиль?
Варвара Зенина, основатель бренда VARVARA ZENINA — первого в России массового производства традиционной модной одежды:
«Более 20 лет я занимаюсь исследованием русского традиционного костюма, была и в фольклорных экспедициях и хранилищах музеев. Работала с подлинной народной одеждой разных регионов России. Поэтому, когда меня спрашивают о русском стиле, для меня это очень многослойный интересный разговор, требующий уточнения множества деталей.
Русский стиль — это не кокошник, шапка ушанка, валенки, павловопосадский платок, или скажем, не только они. Каждому историческому времени — свой русский стиль. Ему не удается выкристаллизоваться во что-то одно. То, что формирует русский костюм, само по себе охватывает необъятную бездну цветов, образов и фактур. Да и то, с чем он сегодня вступает в игру — все современное, так же объемное и множественное явление».
Светлана Левадная, основатель марки одежды и украшений Levadnaja Details:
«Раньше национальная одежда была средством общения, ношением глубокой информации о себе, о Роде, о своем представлении мироустройства. Сейчас ушла "деталировка". Мы потеряли язык вышивки, и потеряли безвозвратно, за исключением отдельных символов. Но национальная одежда так и осталась языком общения с миром: "Вот я. Вот мой род за мной. Вот моя красота и сила. Вот, откуда я". Язык национальной одежды — это по-прежнему уникальный способ выразить гордость за свое происхождение».
Татьяна Корелякова, исследователь и художник русского стиля, дизайнер, декоратор:
«15 лет назад слышала, что "Русского стиля" вообще не существует (смеется). Думаю, такие мысли могли возникнуть из-за попыток привести к одному общему знаменателю большое разнообразие, которым как раз отличается Русский стиль, и русский костюм в частности. Мы — большая и древняя страна, много успели всего накопить в своей культуре и всё это сегодня является для нас творческим источником.
Конечно, существует много различных мнений о том, каким должен быть настоящий русский костюм, но я считаю, что его самое главное качество — это пластичность и способность к трансформации. И еще мне кажется, что было бы очень правильно дать развитие всем его направлениям: и сценическому, и реконструкторскому, и современным (дизайнерским) интерпретациям».
Людмила Шипилова, модельер, основатель ателье «Неглинка-студио»:
«Современный русский стиль в одежде только формируется, но есть уже очень узнаваемые признаки в его лучших вариациях. Это определенная лаконичность, ориентированность на повседневную жизнь, а не на праздничный выход. Ведь те варианты народной одежды, которые мы видим в музеях — в основном праздничные и свадебные комплексы, они носились редко и по особым случаям.
Судя по моим наблюдениям, сегодня существует несколько направлений в создании одежды в современном русском стиле:
1. Упор на традиционный крой и его вариации с минимумом декора.
2. Сочетание элементов декора в русском стиле (кружево, вышивка, ткачество, пэчворк, принты, шрифтовые композиции) с видами массовой современной одежды (джинсы, худи, спортивные костюмы, парки и т.д.)
3. Авторский крой с использованием принтов и вышивок русской тематики.
4. Реконструкторское направление, когда создаются реплики с традиционных моделей. Результаты таких работ, выполненных с глубоким изучением традиционных техник и мотивов, не могут не впечатлять!»
Где вы черпаете вдохновение и как рождаются новые идеи для ваших коллекций?
Ирина Батькова, основатель бренда аксессуаров и одежды «Птица Сирин»:
«Моим вдохновением для коллекции одежды "Белокаменная" стала каменная резьба первых, наикрасивейших соборов Русского севера и северо-востока России, еще несущих в своем убранстве идею райского сада и живого мира, содружества и охранной функции всех живых существ, находящихся всегда во взаимодействии, являющих собой радость многогранности живого.
Моих львов можно найти на стенах Дмитриевского собора, основанного в XII веке, а декор для остальных моделей коллекции создан под впечатлением от каменной резьбы, но уже фантазийно. Прекрасно, что можно ездить по нашей удивительной стране и вдохновляться, прислонив руку, чувствовать время, чувствовать в камне тех, кто приезжал сюда в течение столетий и не мог, как и я, сдержать чувства восхищения»
Екатерина Ребежа, основатель бренда REBEZHA:
«Мне по душе ближе самобытные народные промыслы и всегда важно внести лепту в популяризацию Народного искусства. С самого начала образовательной деятельности я обращалась к народной культуре, с каждым годом все глубже погружаясь в малоизученный материал.
Частенько приходится выезжать в этнографические экспедиции, в места бытования того или иного промысла, чтобы соприкоснуться с артефактом "седой старины".
В моей коллекциях дизайн некоторых вещей часто выполнен по мотивам Северодвинских росписей Архангельской губернии. Источником вдохновения служат расписные корневые прялки, от которых выбран орнамент гибкого стеблевидного Древа и других деталей орнамента.
"Древо" хорошо вписывается в силуэт платьев и сарафанов. Такие самобытные вещи — это возможность рассказать о народной культуре через призму современного авторского видения.
Чтобы рассказать об увиденном я использую художественно-графический язык, создавая им красочные иллюстрации на одежде вручную. В них всегда можно найти обращение к корням, любовь к истории и традициям».
Какова ваша версия современного русского костюма в 2024 году?
Варвара Зенина, основатель бренда VARVARA ZENINA:
«Продолжаю опираться на первоисточники и достаточно мало приношу авторского. Исследую выбранную тему, которая может ограничиваться географией, конструкцией или редким узором. Использую в основном два излюбленных приема: традиционный крой исполняю в современных тканях или совершенно привычную современную форму украшаю интересным по моему мнению традиционным декором.
Цвет чаще люблю и использую, потому что наряду с орнаментом — это живой язык, способный передать контексты. Цвет меняет форму, бывает, что вещь становится актуальной только лишь благодаря замене цвета».
Ирина Воробьева, модельер, основатель бренда Irina Vorobyeva:
«Я именно тот человек, который использует современные реплики народных ремесел, но выполняю их по традиционным технологиям. Мне нравится открывать новые декоративные возможности рушниковых орнаментов, стараясь при этом, чтобы платье с выраженным национальным декором и кроем не оставалось музейным экспонатом или арт-объектом, а становилось любимой частью модного гардероба.
Модели из коллекции 2024 г. Ирины Воробьевой
Явственно ощущаю связь с теми женщинами, которые ткали узоры на рушниках и подолах где-то в глубине веков, в глубине России. Чувствую, в каком настроении они были, что вкладывали в орнамент».
Людмила Шипилова, модельер, основатель ателье «Неглинка-студио»:
«Сегодня народный декор в изделиях чаще используют цитатно, больше акцентируют фактуру ткани, которая или домотканая, или особой выделки, или современная практичная типа плащевки и трикотажа. Также применяют и активно ищут сочетания современных тканей и отделочных материалов со старинными. Это, бесспорно, актуальный подход.
Декорирование одежды в современном русском стиле имеет свои особенности. Помимо традиционных текстильных техник используется наследие других крестьянских или исторических ремесел. Например, мотивы изразцов, росписи и резьбы по дереву легко сейчас могут стать украшением одежды. Так, в своей коллекции "Лукоморье", как основу для вышивок на пальто и свитшотах, мы использовали стилизованные нашим художником Татьяной Кореляковой образы ювелирных украшений XIII века из Старой Рязани».
Дарья Попова, основатель бренда Сурепка:
«Наш бренд создает современную одежду, в том числе и ориентируясь на образцы русского крестьянского костюма XIX века, но без клюквы и стереотипов.
В традиционном костюме много природной гармоничности, скрытых смыслов и комфорта. Мы черпаем из этого наследия то, на что откликается сердце, что хочется надолго сохранить, оставить при себе, что дарит радость обладания и вдохновляет. Пусть это всего лишь фрагменты, пазлы некогда единой древней культуры, мы заимствуем у наших далеких предков лучшее и движемся с этим багажом во времени дальше».
Светлана Левадная, автор марки одежды и украшений Levadnaja Details:
«Levadnaja Details — это марка на стыке традиций родной культуры, искусства ручной вышивки и моды. Наши коллекции являются гармоничным соединением эстетики Русского Севера, простых форм с богатством их наполнения.
Сегодня русский стиль это про тех, кто стремится к чему-то уникальному, кто готов воплотить в свою жизнь индивидуальность и связь с родной культурой. Мы смело и гордо заявляем о том, кто мы есть, откуда мы и какую историю мы несём с собой».
Мне нравится настрой и творчество наших создателей современного русского стиля. Интересно, а у вас есть своя швейная позиция по озвученным вопросам? Что в вашем гардеробе характеризует вас, как русского, башкира, удмурта, татарина или представителя любого другого народа России? Жду ваших чистосердечных признаний в комментариях.
***
Вера Рощупкина. Fashion-журналист Выкройки-легко