57,6K подписчиков

Венеция: что смотреть на Биеннале и где искать гастрономические сюрпризы

Открытие Венецианской биеннале уже прогремело, но выставки можно смотреть до конца ноября — уже без многочисленной толпы любителей искусства. Автор проектов на стыке гастрономии и искусства Иван Дубков рассказывает о выставках параллельной программы, выделяет несколько павильонов в рамках основной и, конечно же, рекомендует траттории, которые нельзя обойти вниманием.

   Matteo Losurdo
Matteo Losurdo

Русский след

Все, что происходит в Венеции, удивительные смотры искусства и архитектуры, театра, танца, музыки — это результат ее заслуг в сложной череде войн и эпидемий. «Венеция выжила и находится на пенсии, делясь мудрыми историями прошлого и создавая образы будущего», как однажды справедливо заметил стример Bushwacker. Поэтому вовсе не удивительно, что здесь ищут пристанища те, кто также создавал свою историю вопреки, а не благодаря. Один из них — Андрей Бильжо, автор карикатурного Петровича, в небольшой Galleria ItinerArte, которая предлагает художникам из всех слоев общества возможность экспонировать свои работы.

Российский художник Катерина Ковалева приняла участие в официальной параллельной программе Биеннале Personal Structures со своими жизнеутверждающими слоганами и полотнами из парашютного ситца — как будто бы теми же, что она показывала на персональной выставке «Зона ожидания» в Музее истории ГУЛАГа в 2023 году.

Австрийский павильон представлен советской художницей Анной Ермолаевой: цветы революции, распечатанные виниловые пластинки на рентгеновских снимках, репетиция балета «Лебединое озеро» — ностальгический (ли?) слепок «железного занавеса». Четыре тотальные инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых в старом Fondazione Querini Stampalia на выставке-трибьюте «Между небом и землей» (до 14 июля) работают в парадигме site-specific — разбитая люстра и советский стул в пятиэтажке находятся в диалоге с барочной роскошью старого палаццо. Этот контекст лишний раз подчеркивает аутсайдерство и инаковость как неотъемлемую часть программы настоящей биеннале, основная тема которой — «Чужестранцы повсюду».

Венецианская одиссея

Выйдя в первый день на узкие улочки города и бегло осмотрев две выставки, уже через 20 минут я встретил первого знакомого «чужестранца» — Ольгу Свиблову. Мне было страшно любопытно ее мнение о происходящем — не только как директора Мультимедиа Арт Музея, но и как дважды куратора российского павильона в Венеции. Ольга Львовна решительно двигалась в направлении выставки американского фотографа Питера Худжара — «Portraits in Life and Dead». Мы разговорились, и я проводил ее до экспозиции. Камерная выставка на три комнаты сосредоточилась на двух темах: портреты нью-йоркской богемы и мертвецов катакомб Палермо. Интимные, очень личные кадры — соблазняющие и отталкивающие одновременно.

За углом проходил еще один смотр — выставка «Над Забеидой», под кураторством Чанг Чана. Это масштабные художественные инсталляции и цифровые принты, созданные молодым художником из Макао Вонг Венг Чонгом. Они представляют вымышленный мир и одновременно выражают озабоченность развитием человеческой цивилизации. Мрачно, запутанно, невероятно стильно. Мы сошлись во мнении, что это прекрасные выставки, и договорились увидеться на следующий день, чтобы вместе посмотреть официальную программу Биеннале — национальные павильоны.

На следующий день я встретил Ольгу Львовну у гигантского подъемного крана в районе Арсенал — там где раньше были исторические верфи Венеции и строили корабли, теперь показывают искусство. Кажется, и то, и другое отлично выполняет функцию транспорта, в первом случае людей, во втором — идей. Выставка Looking for the Ark — затерянный на задворках Арсенала склад с современной версией Ноева ковчега от художника Коэна Ванмехелена как раз развивает эту мысль. Оказаться в этой локации без проводника практически невозможно: без указателей переплыть через канал, пройти каскад офисных павильонов, где чинят и продают лодки, и оказаться в таком же типовом здании павильона Венеции — нереально.

   Иван Дубков и Ольга Свибловаличный архив
Иван Дубков и Ольга Свибловаличный архив

Итак, выставка. «Ноев ковчег» создан на базе канонического венецианского «речного трамвайчика» вапоретто, с помещенным на его палубу микрокосмом явлений и персонажей. Рядом скульптуры из стекла с острова Мурано, а на входе в павильон — двухметровая статуэтка мальчика с бронзовым якорем на хрустальной цепочке. Коэн Ванмехелен создал произведение о прошлом и будущем Венеции, о хрупкости города на воде. По словам бельгийского художника, «эти работы предлагают путешествие в душу человечества — странствие по морям времени, сознания и коллективной памяти». Ольга Львовна же усмотрела в этих объектах широкий кросскультурный подтекст, вспомнив об инсталляции Кабаковых «Корабль толерантности», который бороздил воды и смыслы Венеции ранее.

lookingfortheark.com📷Коэн Ванмехелен, «Ноев ковчег»
lookingfortheark.com📷Коэн Ванмехелен, «Ноев ковчег»

Национальные павильоны

Итальянский павильон можно смело назвать хайлайтом Арсенала. Гигантские инсталляции, по словам Ольги Свибловой, демонстрируют «высокое искусство работы с пространством и архитектурное мышление». Проект Массимо Бартолини «Due qui / Слышать» (куратор Лука Черицца) обращается к теме Биеннале «Stranieri Ovunque» («Чужестранцы повсюду»). Его тезис заключается в следующем: чтобы не быть иностранцами для окружающих, мы должны перестать быть иностранцами для самих себя. А для этого нужно по-настоящему услышать свой внутренний голос. Делать это предлагается в пространстве, наполненном звуковыми и архитектурными инсталляциями, лесом металлических труб, силиконовым бассейном и причудливыми музыкальными шкатулками.

Чтобы не быть иностранцами для окружающих, мы должны перестать быть иностранцами для самих себя.

Египетский павильон — зрелищный, легкий, остроумный — стал настоящей сенсацией в садах Джардини. Мы провели здесь целых 40 минут, что кажется роскошью, учитывая амбицию рассмотреть значительную часть из 88 национальных павильонов. «Drama 1882» интерпретирует знаменательную египетскую революцию Ураби, направленную против имперского правления. Эпическая музыкальная постановка переосмысливает драматическую последовательность событий, которая началась с драки в кафе, переросла в массовые беспорядки и закончилась полномасштабной бомбардировкой Александрии британскими войсками. Успех площадки обусловлен не только обаятельным квазилегкомыслием экспозиции, которая словно вышла из мира инфантильных образов Уэса Андерсона, женившись на магическом реализме Кафки, но и признанием международной арт-критики. Кстати, художник Тимофей Парщиков также остался под большим впечатлением от увиденного.

Адриано Педроса, куратор 60-й Венецианской биеннале, выбрал тему «Чужестранцы повсюду» и посвятил ее маргинализированным группам и аутсайдерам. Эмиграция понимается не только физически, но и психологически, ведь все мы порой ощущаем себя скитальцами. Восемь дней я осматривал экспозиции. Помимо 330 художников основной программы, 88 национальных павильонов, 30 выставок параллельной программы, неофициальных событий и старинных церквей, я могу похвастаться тем, что видел гравировку на золотом пистолете телохранителя папы Римского. Ах да, и самого папу, который приехал посмотреть павильон Ватикана, расположенный в самой настоящей венецианской тюрьме.

С 15 июня в городе стартовал каскад малых форм биеннале: театральная, танцевальная, кинематографическая и музыкальная. Есть на что посмотреть.

Венецианская биеннале 2024: глобальный Юг на севере Италии

Приложение гурмана

Венеция — город, который не поддается описанию. У него нет центра, а изобретение колеса не коснулось его улиц, здесь принято ходить пешком. Возможно, Венецию и не назовешь гастрономической столицей Италии, где ей тягаться с неаполитанской пиццей, генуэзским песто и винами Тосканы. Чтобы почувствовать настоящую магию этого города, нужно проявить дисциплину и насмотренность, подобную той, что нужна на смотре искусств, когда внимательный зритель обращается к экспликации, желая подробнее узнать захвативший его внимание объект.

Начнем с напитка, который идеально передаст вам итальянское настроение — кинотто (chinotto). Этот газировка, приготовленная из сока плодов апельсинового дерева с миртовыми листьями, освежает и оживляет. Кинотто мгновенно переносит вас на шумный рынок Риальто, где ароматы свежих морепродуктов наполняют воздух.

Риальто — это не просто место торговли, это живой музей. Морепродукты здесь выставлены как произведения искусства. Осьминоги, мидии и кальмары, сверкающие на льду, манят своей свежестью. Кстати, этот рынок буквально заливает морем — aqua alto, высокая вода, приходит сюда во время приливов. Но Венеция это не только море. Ее гастрономический ландшафт многогранен и разнообразен.

Обязательно попробуйте варенье из горьких апельсинов. Вообще, итальянцы не завтракают — эспрессо, круассан и ciao! Но мне повезло, хозяйка моего пристанища, Рената, узнав о том, что я русский и не пропускаю утренний прием пищи, накрывала для меня удивительный стол, в котором варенье играло ведущую роль. В свежем виде эти плоды практически не съедобны, но, превратившись в джем, они становятся великолепным десертом или намазкой на тост с козьей рикоттой. Это сочетание — взрыв вкусов, который запомнится надолго.

И вот, где эти вкусы раскрываются в полной мере — Alla Madonna. Это бывшая столовая гондольеров, где вы найдете лучшие блюда традиционной венецианской кухни, например, кальмара в черном соусе из каракатицы с традиционным итальянским гарниром — кукурузной кашей-полентой.

Или отправляйтесь в Paradiso Perduto в Каннареджо — одном из самых оживленных районов города. Здесь, в рыбном ресторане, подают свежайшие дары моря, и вы можете наслаждаться блюдами, глядя на проносящиеся мимо гондолы.

Не забудьте посетить Caffè Florian, старейшее кафе в Европе, основанное в 1730 году. Здесь обязательно закажите кофе Imperatore — сочетание слоев эспрессо, яичного ликера и взбитых сливок. Это не просто напиток — это ощущение, сравнимое с поцелуем. Именно так говорят местные.

В национальном павильоне Кот-д'Ивуар на протяжении всей Биеннале вас бесплатно угостят кофе и ремесленным шоколадом. Прекрасное место, чтобы сделать перерыв и насладиться моментом.

Поговорим о специалитетах. Ндуя (Nduja) — это острая намазка на основе свиного жира и красного чили, которая добавит огонька в ваш день. Ее можно найти во многих остериях и тратториях по всему городу.

И, конечно, не пропустите чикетти в Osteria Al Squero. Это выдающаяся траттория с феноменальным видом на мастерскую гондольеров. Здесь вы сможете насладиться маленькими закусками, которые сочетают в себе богатство вкусов и ароматов и стали настоящим символом Венеции.

Несколько советов для экономии:

  • В кафе ешьте за барной стойкой или берите еду навынос, чтобы сэкономить до 20% от суммы.
  • Если в ресторане видите за пустым столом лимончелло — это комплемент. Требуйте такой же после оплаты счета.
  • Расплачивайтесь наличными, чтобы сэкономить до 10%.

Венеция — это город, где еда становится приключением. Так что забудьте о туристических маршрутах и погружайтесь в настоящую Венецию, наслаждаясь каждым мгновением.