Найти в Дзене

Глава 17. Снова на родном "Форварде"!

Как я уже писала в предыдущей главе, пароходство стало распродавать яхты. Борис предвидел, что этим кончился и стал собирать документы на выкуп нашей яхты. Я продолжила плавание на торговом судне "Киржач" Мурманского пароходства, зарабатывая на неё. Но в этот раз это был уже не 4-х месячный, как предыдущие два рейса, а затянулся он на 7, 5 месяцев.

Всё время, что я пребывала на судне, писала домой письма, которые спустя какое-то время, опубликовала сначала в журнале "Капитан клуб", а затем, в своей книге "Морские рассказы."

Не стану повторять свои "письма" здесь. Кто не читал мои "Морские рассказы", может почитать "Письма стюардессы" на сайте "Проза.ру". Они там тоже припаркованы.

Чтобы понять, моё моральное состояние на «Кержаче», воткну сюда стихотворение, которое у меня родилось в этом вояже. Назвала это стихотворение «Узел»:

Дни как братья-близнецы все похожи друг на друга

Повседневных дел концы в пучок собраны все туго

Не ослабить тот пучок, ритм жизни не нарушить,

К горлу подступил комок. Спазмы в горле, слёзы душат.

В сотый раз возник вопрос: "для чего всё это надо?"

Жизни часть моей унёс вихрь судьбы, исчадье ада!

Где-то в глубине меня, боль мою унять стараясь,

Шепчет мне второе "я", вразумить меня пытаясь:

"Разве это был каприз? То была необходимость.

Где ж теперь твой оптимизм, где теперь твоя решимость?

Трудно, знаю, но тебе треть пути всего осталось.

Потерпи, скажи себе: "треть пути - такая малость!"

И отпустит боль в груди. Главное - не расслабляться.

Узел туже затяни, чтоб тоске не поддаваться."

По моему возвращению из плавания, мы выкупаем наш «Форвард». Команда остаётся с нами. Боже! Какое наслаждение идти на собственной яхте и ни от кого не зависеть!

Мой первый выход после «заключения» - 22.07.97, буквально после празднования дня рождения дочери.

Идём в Котку на новую регату Сурсари-рейс. На борту: мы с Борисом, чета Лавровских, А.Горелин и Мила. Серёга женат, и уже папаша. Ему не до нас.

Взяли на буксир Акеллу. У них какая-то проблема с двигателем. Проходим на Кроншлоте таможню и пограничников. У Толбухина «Акелла» ставит паруса, мы отдаём буксирный.

На траверзе Б.Тютерса по левому борту видим предмет, напоминающий спасательный плот. Меняя курс, идём к нему. Но на подходе обнаруживаем, что это связка воздушных шаров оранжевого цвета. Возможно, так обозначен спущенный в воду какой-то предмет, а над ним временный знак. А возможно улетел с какого-нибудь праздника. Но оранжевый цвет всех шаров настораживает. Лучше туда не соваться. Продолжаем путь.

23.08.97г. Заходим на о-в Хапасари, где у финнов паспортный контроль. Идём дальше и швартуемся в я/к г.Котка.

24.08.97 – старт. Ветра нет. Спинакер не стоит. Небо затянуто тучами. Флот еле тащится. Под вечер поддуло. Финишируем 25.08.97 в 11.10, идём в я/к, где нас ждёт уже сауна. Лёгкая программа праздника, пати с пивом и сосисками, а на утро – награждение за 2-е место.

26.08.97. Идём финскими шхерами в сторону дома. Тормозимся у острова. Мила закидывает удочку и сразу вытаскивает приличную рыбину. Глядя на Милу, достают удочки и остальные. Даже я, которая в жизни никогда ничего не поймала, закидываю спиннинг.

И каково моё удивление: я вытаскиваю приличную щуку! Но ещё удивительнее то, что она поймалась не как все порядочные рыбы - на крючок, а крючком за жабру! Народ смеётся надо мной: «вечно ты, Галина, хоть в чём-то, да выделишься!»

-2

Вскоре приходится сматывать удочки, потому, что в ведро уже не влезает улов. Боимся, что нас поймают и накажут за браконьерство.

И всё же, стоило промучится столько времени, считай в изоляции, (на «Киржаче» в обществе не стойких к стакану, трудно было найти адекватного собеседника), чтобы ощутить всем своим существом полную свободу!

На о-ве Сантио прошли финских погранцов 27.07, а к ночи ошвартовались в Выборге для прохождения нашей таможни.

-3

Конец августа. У всех дети-школьники. Народ готовит детей к началу нового учебного года, и ни в какие дальние походы их не выманишь. У нас студенты. По идее, нас тоже должен тревожить этот вопрос. Но… В Москву приезжает на гастроли Майкл Джексон. А Мила его страшная фанатка…

Впрочем, рассказ о нашем походе на его концерт у меня описан и напечатан в журнале «Катера и яхты», да и в «Морских рассказах он есть, и на «Проза.ру». Но т.к. он много места не занимает, решила его здесь повторить, ничего не исправляя. И так,

«НА КОНЦЕРТ МАЙКЛА ДЖЕКСОНА ПОД ПАРУСАМИ».

В нашей семье яхтсменов есть один ярко выраженный "джексономан" - 18-ти летняя дочь. Поэтому, когда стало известно, что ее кумир дает концерт в Москве, был, довольно остро поставлен вопрос о поездке в столицу. Однако, ехать туда - удовольствие дорогое: билеты на поезд (нечего и мечтать о самолете), проживание в гостинице плюс сумасшедшая цена самого билета на концерт - в общем, все это оказалось не по карману. В эти же дни выяснилось, что по пути М.Джексон выступает в столице Финляндии. Хельсинки - другое дело: своя яхта будет и средством передвижения, и крышей над головой, и провиант в трюмах. К тому же, нам было известно, что в гостевой гавани финского порта стоянка бесплатная. Итак, решено. Везем ребенка в Хельсинки. Штатная команда "Форварда" (именно так называется наш "однотонник"), "наевшаяся яхтой" за время весеннего ремонта, не изъявила особого желания идти в Финляндию, хотя визы были у каждого. Пришлось идти семейным вариантом состава, втроем: я - Галина, мама этого Фана, по имени Мила, ее папа - Боря, капитан яхты, и, естественно, сама вдохновительница плавания. 23 августа - день отхода. Народ ходит по берегу и удивляется ненормальному экипажу (т.е. нам): погода такая, что свист в стоячем такелаже и бешеное бряканье фалов о мачту отпугивают яхтсменов от выхода не то, что в дальний поход, но и на рядовую прогулку. Но семья Хрящевых - семья "яхнутых", и ни какая буря не помешает осуществлению заветной мечты главного члена экипажа. Отходим. В баке соляры всего 20 литров. Больше и не надо, т.к. двигатель не работает. Впрочем, иногда работает, но для этого приходится выпендриваться всей команде. Выглядит это так. Предварительно надо подсосом накачать топливо. Одновременно в другом конце включить массу, которая залипает, и ее, в момент схватывания двигателя, надо выключить, а затем, снова включить, не переставая подсасывать топливо. В кокпите рулевой ловит неуловимую нейтраль огромным разводным ключом (ручка реверса сломалась в начале навигации), и это он должен успеть сделать, стремглав перелетев через погон гика, от кнопки "стартера" (который заводится отверткой) и поменяв на лету отвертку на разводной ключ. Но так, как это может не сработать, одновременно идет работа на парусах: яхта должна быть управляемой. А поскольку это отход, то добавить надо работу со швартовыми и якорными принадлежностями. Вся эта работа выпала на троих. Отошли без проблем под одной Генуей. На ходу поставили грот. По закону подлости, идти приходится в лавировку. На траверзе Лисьего носа ломается звено ликпаза на штаг-пирсе. Приходится убирать геную. Идем под гротом. При подходе к Кроншлоту (для оформления пограничного и таможенного контроля), обилие судов на фарватере не дает возможности сделать пару необходимых контргалсов и, въезжая в узкий проход, мы теряем наветренность и встаем, причем течение тащит нас на камни. Опережая приказ Бориса, достаю отпорник и успеваю упереться им в выступающие камни. Борис и Мила резко стравливают грот и, описав круг почти на месте, яхта, отделавшись легким ударом об один из камней, делает фордевинд, затем, набрав ход, на продолжении циркуляции делает оверштаг и входит в гавань. Пока я оформляю выход, Борис с Милой ремонтируют ликпаз. Поход возобновляется в 22:35 по Москве. "Форвард" идет под гротом и Генуей. До м. Стирсудена мы с Милой на вахте, затем идем спать, предварительно сдав Борису прокладку курса. Будит нас чужая речь через мегафон и прожектора. На вопрос "что случилось?", Борис отвечает: "Да вот, машут, приветствуя нас". Мы со сна силимся понять английский в финском исполнении. До Милы доходит быстрее. Финские "спасатели на воде" предупреждают нас о том, что идя этим курсом, через пол мили мы будем на камнях. Борис невозмутимо пожимает плечами: "У меня все рассчитано. Я уже собирался вас будить". Через 5 минут, с 6-ти узловым ходом, мы бы… Худо-бедно, до Хельсинки дошли, правда уже при швартовке без цирковых номеров не обошлось. У самого причала подсели на необозначенную мель. Потеряли ход, а грот уже срубили. Пришлось заводить его снова и снова отрабатывать подход. Наконец, яхта стоит у причала, концы собраны в бухты, паруса уложены на штатные места.

Хельсинки
Хельсинки

Наскоро перекусив, мы с Милой отправляемся на поиски информации о Джексоне. Вместе с пожилой парой яхтсменов, мы выбираемся за ограду яхт-клуба. Поиски хозяина причала увенчались неудачей, т.ч. вопрос о свободном перемещении по причалу и за его приделы остался открытым, и мы всецело отдались мыслям о Милином кумире. После долгого прочесывания города удалось отыскать и стадион, на котором состоится концерт, и место продажи билетов на него (почему-то, эти оба объекта оказались в разных концах города). "Золотой билет", наконец, у нас в руках. От счастья у Милы начала "съезжать крыша". Обратившись к какой-то финке: "I need magasin kompaktdiskov", она получила в ответ хлопанье глазами и неясное бормотание, после чего сделала вывод, что та не знает английского. Весь оставшийся день она прибывала в задумчивости и с улыбкой "Джоконды" невпопад выполняла распоряжения кэпа, совершенно игнорируя некоторые важные его замечания. Кстати сказать, вернувшись из города и подойдя к ограде яхт-клуба мы поняли, что попасть за нее не так-то просто: в рабочие дни тут народу нет. Висит замок, а ключей нет. Наш бедный папа мечется по причалу (на котором нет даже гальюна), как тигр в клетке. Только через 40 минут нам удалось воссоединиться, но при этом, нам предложили перебраться на другой причал. В отличие от первого, он находился не за одной, а за двумя оградами, и где искать ключи оставалось неясно, но, зато, было видно, что есть вода и электрокабель. Мы с радостью переместились сюда (за наше отсутствие Борис устранил неполадки в двигателе) и забункеровались водой, воткнули в бесплатную розетку тройник и сразу все электроприборы. Небольшой фейерверк возвестил нас, что "кина не будет" (кстати, телевизор входил в эту "счастливую" тройку приборов). Пришлось лечь спать рано. Проснувшись, обнаружили за бортом отличное утро, а на борту отличное настроение. Благодаря случайно отловленному местному яхтсмену с ключом, , мы получили доступ к гальюну, однако, замок на второй калитке не выпускал нас в город. Закаленные грозными послевоенными годами, мы с Борисом свободно перемахнули через ограду. Но Мила стала жаловаться на скользкую подошву, короткую юбку и вообще, ее порядочность оказалась выше желания выбраться в город. Пришлось опять бегать по причалам в поисках обладателей второго ключа. Через час мы были на свободе.

-5

Так, как Мила на концерт шла одна, то у нас с Борисом освобождался вечер. Мы позвонили своим финским друзьям. Они мгновенно уладили вопрос с ключами, а потом, нас ожидала сказочная поездка в роскошном "Volvo", затем на быстроходном катере на остров, где обитают гномы и живет Санта-Клаус - хозяин этого поэтического уголка Лео и его очаровательная жена. Был славный ужин у камина при свечах и морских фонариках. Жаль, что каждой сказке приходит конец.

М.Джексон
М.Джексон

В первом часу ночи Мила на "автопилоте" добрела до яхт-клуба и на мой первый вопрос "ну как концерт?", из ее глаз брызнули слезы, минут десять она только мычала, будучи не в состоянии произнести что-либо членораздельное. Затем, постепенно появились первые, дрожащим голосом, отдельные слова. И уж потом мы долго слушали в тот вечер удивительный рассказ о в высшей степени гениальном артисте и его искусстве. На обратном пути навигатором она была уже никаким, так как все мысли свои оставила в концертном комплексе Хельсинки…