268,8K подписчиков

Лилю любить увели, а Володя царапался в дверь и плакал

219K прочитали

Скрип кровати доносился из-за запертой двери. Володя припал лицом к равнодушному дереву, заплакал. До крови срывая ногти, стал царапаться, стучаться. "Пустите, Лилечка! Пустите ради Бога!".

Эта безумная любовь началась осенью 1913 года. Правда, сначала двадцатилетний поэт Владимир Маяковский увлекся не Лилей, а ее младшей сестрой, семнадцатилетней гимназисткой Эльзой Каган.

Это произошло в доме сестер Иды и Али Хвас, где часто собирались молодые литераторы. Эльза была поражена "огромным, шумным и эпатажным" поэтом, желтая блуза которого так выделялась на общем фоне.

Когда принесли чай, Маяковский, только что прочитавший вслух "Бунт вещей", заговорил с приглянувшейся ему гимназисткой. Беседовали о литературе, о поэзии. На улице было уже совсем темно, и Владимир предложил проводить Эльзу до дома. Она согласилась.

После вечера у Хвас, Маяковский стал регулярно приглашать Эльзу на прогулку, в кино. Девушка благосклонно принимала ухаживания поэта, но вот родителям Каган футурист совсем не понравился. Отец Эльзы, присяжный поверенный при Московской судебной палате Урий Александрович Каган, называл Маяковского "горлодериком". Не в восторге была и мать, рижская пианистка Елена Юльевна Берман.

Эльза Каган.
Эльза Каган.

О том, что у Эльзы есть старшая сестра, Маяковский знал, но до поры до времени Лилю не видел.

Отношения Владимира и Эльзы продолжались, но вяло: кажется, поэт понял, что девушка все же не героиня его романа, и решительных действий не предпринимал.

В июле 1915 года Маяковский приехал на дачу Каганов в Малаховке. Владимир собирался погулять с Эльзой в ночном лесу, посмотреть на звезды и послушать крики ночных птиц.

На даче, помимо Урия Александровича и Елены Юльевны, находилась также Лиля Брик, приехавшая из Петрограда отдохнуть у родителей.

Первая встреча Маяковского и Брик оказалась непримечательной. Молодые люди лишь поздоровались. Лиле поэт не понравился настолько, что она выразила беспокойство за сестру:

"Сижу полчаса, сижу час, пошел дождь, а их все нет... Родители боятся футуристов, а в особенности ночью, в лесу, вдвоем с дочкой".

Но Лиля и ее родители напрасно беспокоились: Эльза от общения с Маяковским совершенно не пострадала.

Лиля с мужем Осипом Бриком.
Лиля с мужем Осипом Бриком.

Через месяц в петроградской квартире Осипа и Лили Брик состоялся литературный вечер, на который были приглашены Эльза и Владимир. Маяковский представил публике свою новую поэму "Облако в штанах".

Лиля смотрела на ухажера младшей сестры и не узнавала его. Только сейчас Брик поняла, кто таков этот неуклюжий "футурист" - это великий Поэт, это Гений.

Маяковский, в свою очередь, читал поэму, глядя не на сидящую напротив гимназистку Эльзу, а туда, в уголок, где примостилась на стульчике хозяйка квартиры, "Ее Лиличество".

Лиля Брик.
Лиля Брик.

Владимир закончил чтение и громко заявил, что поэму он посвящает "Лиле Юрьевне Брик". Соответствующую надпись поэт тут же сделал на заглавной странице рукописи.

Для Эльзы тот вечер стал тяжелым ударом.

Забегая вперед, судьба младшей сестры Лили Брик сложилась благополучно. В 1918 году Эльза вышла замуж за французского офицера Андре Триоле и переехала во Францию, где стала успешной писательницей.

Маяковского и сестру, кстати сказать, Эльза никогда ни в чем не винила.

Лиля Брик с сестрой.
Лиля Брик с сестрой.

Через несколько дней после памятного вечера, Маяковский заявился к Брикам и в свойственной ему прямой манере заявил, что он "влюбился в Лилю Юрьевну".

Лиля, осознавшая гениальность и перспективы молодого поэта, была польщена. Отличавшаяся большой практичностью мадам Брик тут же прикинула, какие выгоды ей сулят отношения с Владимиром. Выгоды были немалыми.

В свою очередь, 24-летняя замужняя женщина, кажется, любви к Маяковскому не испытала:

"Володя не просто влюбился в меня — он напал на меня, это было нападение. Два с половиной года не было у меня ни одной свободной минуты — буквально. Меня пугала его напористость, рост, его громада, неуёмная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна".

Маяковский готов был горы свернуть ради "Ее Лиличества", но подпускать поэта к себе Брик не собиралась. Словно верный паж, Владимир поселился неподалеку от Бриков в гостинице, затем снял квартиру.

Маяковский проводил у Лили и Осипа дни напролет, но ночевать всегда уходил к себе. Поэт понимал: у "Лилички" есть горячо любимый муж Ося:

Если вдруг подкрасться к двери спаленной,
перекрестить над вами стёганье одеялово,
знаю —
запахнет шерстью паленной,
и серой издымится мясо дьявола.
А я вместо этого до утра раннего
в ужасе, что тебя любить увели,
метался...
Владимир Маяковский и Осип Брик.
Владимир Маяковский и Осип Брик.

В декабре 1917 года Владимир по литературным делам отправился в Москву. В Белокаменной тоска по Лиле накрыла поэта с головой, он находился на грани сумасшествия, на грани самоубийства. Письма в Петроград шли нескончаемым потоком.

В мае 1918-го, когда состояние Маяковского стало внушать серьезные опасения, Лиля выехала в Москву.

Поселилась Брик у Владимира, что сделало его счастливейшим из мужчин. Проведя в Москве пару месяцев, Лиля и Владимир вместе вернулись в Москву. По просьбе жены, Осип Брик тут же прописал Маяковского на своей жилплощади. Лиля записала в дневнике:

"Только в 1918 году я могла с уверенностью сказать О. М. о нашей любви".

Таким образом, с 1918 года сформировался самый знаменитый любовный треугольник русской литературы.

То, что Осип Брик смиренно принял решение Лили привести в дом Владимира, объясняется просто: мужчина обожал жену и готов был исполнить любой ее каприз.

Страдания Осипа, которые, безусловно, были весьма тяжкими, облегчало то, что он сам безмерно любил Маяковского - и как человека, и как поэта.

Осип, Лиля, Владимир.
Осип, Лиля, Владимир.

Лиля сразу же начала "облагораживать" Владимира. Под влиянием возлюбленной поэт начал носить модную, "буржуазную" одежду, вставил себе фарфоровые белоснежные зубы - до этого, по словам Лили, у Маяковского торчали во рту гнилые "пеньки".

Осуждения со стороны общества Брики и Маяковский не боялись - времена были свободные, в верхах всерьез обсуждали "теорию стакана воды".

В 1919 году троица переехала в Москву. Владимир, к тому времени зарабатывавший приличные деньги, снял для своей "семьи" квартирку. Прямо на двери прибили табличку - "Брики, Маяковский".

Поэт был счастлив:

«Двенадцать квадратных аршин жилья.
Четверо в помещении  -
Лиля, Ося, я и собака Щеник».

Собаку Щеника поэт подобрал в Подмосковье. Потерянный сеттер метался под дачной улице. Владимир предложил Брикам забрать бедолагу, те согласились.

К 1920 году зависимость Владимира от Лили достигла апогея: поэт не мог прожить без любимой женщины и недели. Брик шутила, что Маяковский преданностью своей похож на собаку Щена.

Однако любовь к Лиле не мешала Владимиру иметь отношения с другими женщинами. Так, художница Лавинская из "Окон РОСТА" родила от поэта ребенка.

Маяковский и Брик на отдыхе.
Маяковский и Брик на отдыхе.

"Семейная" жизнь Владимира с Бриками была очень сложной. Лиля, при всей декларируемой нежности к Маяковскому, в любовных делах отдавала предпочтение Осипу. Вот как Брик в интервью поэту Андрею Вознесенскому вспоминала об отношениях с Маяковским:

Скрип кровати доносился из-за запертой двери. Володя припал лицом к равнодушному дереву, заплакал. До крови срывая ногти, стал царапаться, стучаться. "Пустите, Лилечка! Пустите ради Бога!".-8

Вознесенского это признание покоробило, поэт счел Брик настоящим монстром по отношению к Маяковскому.

Между тем, Владимира все активнее публиковали, его известность росла с каждым годом. К 1922 году Маяковский был вполне обеспеченным человеком. Огромные средства Владимир тратил на Лилю и Осипа. Поэт возил свою "семью" на курорты, за границу, покупал им дорогостоящие подарки.

На деньги Маяковского "троица" пару месяцев жила в Париже, ни в чем себе не отказывая.

Лиля и Осип Брики.
Лиля и Осип Брики.

В середине 1922 года в Москве Лиля Брик начала встречаться с видным мужчиной - руководителем Промбанка и героем Гражданской войны Александром Краснощековым. Краснощеков был значительно богаче и влиятельнее Маяковского, к тому же, он, как и Лиля, обожал роскошь и красивую жизнь.

Маяковский, которого Лиля попросила пожить отдельно, ужасно страдал. Словно собачка Щен, поэт приходил под окна любимой, стоял под дождем, чего-то ждал. Владимир забрасывал возлюбленную письмами, в которых, помимо нежных слов, были и рисунки:

Рисунок Владимира Маяковского.
Рисунок Владимира Маяковского.

Роман с Краснощековым, скорее всего, положил бы конец отношениям Лили и Владимира, однако, Маяковскому сильно повезло. В сентябре 1923 года глава Промбанка был арестован "за присвоение государственных средств, устройство на эти средства безобразных кутежей, использование хозяйственных сумм банка в целях обогащения родственников".

Лиля, радуясь, что ее не арестовали вместе с Краснощековым, попросила Владимира вернуться. Маяковский примчался, как на крыльях.

Все пошло по-прежнему. Лиля позволяла себя любить, Владимир тратил на любимую и ее мужа деньги, а по ночам скребся в дверь кухни.

В 1928 году поэт поехал в Париж, снабженный инструкцией Лили по покупке автомобиля "Рено":

«1) предохранители спереди и сзади;
2) добавочный инжектор сбоку;
3) электрическую прочищалку для переднего стекла;
4) фонарик сзади с надписью „стоп“».

"Ее Лиличество" требовала машину иностранного производства. И Брик было все равно, что Маяковский к тому времени в финансовом отношении чувствовал себя значительно хуже, чем раньше.

Вскоре из Парижа в СССР был переправлен четырехместный "Рено", блестящий на солнце. Лиля Брик стала второй в Москве женщиной-автомобилисткой. Первой была супруга посла Франции.

Лиля Брик рядом со своим авто.
Лиля Брик рядом со своим авто.

Согласно признанию Лили, еще с 1925 года, между ней и Маяковским абсолютно ничего не происходило в интимной сфере. Это была платоническая любовь, привязанность, от которой "большой ребенок" Владимир никак не мог избавиться.

Маяковский все шел и шел в дом Бриков, в котором, кажется, его уже не сильно и ждали. Во всяком случае, Лиля писала Владимиру:

«Мне кажется, что и ты уже любишь меня много меньше и очень мучиться не будешь».

О том, что Владимиру нужно остепениться, завести собственную семью, говорил и Осип. Для супруга Лили было очевидно, что отношения эти неправильные, нездоровые. Брик искренне сочувствовал поэту.

Маяковский пытался вырваться из заколдованного круга "Ее Лиличества". Во Франции поэт познакомился с актрисой Татьяной Яковлевой, в которую искренне и глубоко влюбился. Владимир звал Татьяну в Советскую Россию, но та отказалась и вышла замуж за дипломата де Плесси.

В 1929 году в Москве на скачках Владимир встретил 21-летнюю красавицу-актрису Веронику Полонскую. Женщина была замужней, но в те годы это не считалось препятствием. Между поэтом и актрисой случился роман.

Лиля уже не ревновала, как в случае с Татьяной Яковлевой. Возможно, она просто не верила в жизнеспособность отношений Маяковского и Полонской.

Зимой 1930 года Лиля и Осип отправились в большое европейское путешествие. Из каждого большого города Лиля обязательно отправляла Владимиру письмо и открытку.

К середине весны Брики добрались до Амстердама. Здесь Лиля приобрела своему любимому другу прекрасные подарки - бамбуковую трость, изумительные галстуки, две коробки кубинских сигар. Все это Брик собиралась подарить Владимиру лично. Из Амстердама же в Москву отправилась открытка с изображением тюльпанов и надписью:

«До чего здорово тут цветы растут! Настоящие коврики — тюльпаны, гиацинты, нарциссы».

Открытку Лиля отнесла на почту 14 апреля. Мадам Брик не знала, что в этот же день рано утром поэт Владимир Владимирович Маяковский покончил с собой.

Роковой выстрел прогремел в комнате-лодочке на четвертом этаже коммунальной квартиры на Лубянке. Это жилье Владимир снимал для встреч с Вероникой Полонской.

Вероника Полонская.
Вероника Полонская.

14 апреля Владимир как раз должен был встретиться с Вероникой, которую накануне просил развестись с мужем.

В посмертном письме Маяковский оставил все свое имущество своей семье - матери, сестрам, Лиле Брик и Веронике Полонской. Архив и стихи поэт попросил передать Лиле и Осипу.

Брики прервали европейское турне и спешно примчались в Москву. Похороны поэта превратились в грандиозное шествие: казалось, за гробом Маяковского шел весь город.

Лиля Брик прожила долгую жизнь, еще дважды была замужем, однако, Маяковский оставался ее главным кормильцем и даже спасителем.

Так, когда в 1937 году был расстрелян второй муж Лили, военачальник Виталий Примаков, Сталин на списке подлежащих аресту "жен изменников родины" сделал пометку: "Не будем трогать жену Маяковского".

И Лилю Брик не тронули.

-----

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться - это важно для развития канала.

Всем добра! Моя книга:

"Цветы со шрамами" - трагические, трогательные, вдохновляющие истории о судьбах женщин в русской истории.

Викторианский детектив "Садовник"