Найти в Дзене
2 подписчика

Социология ответы на вопросы 12

Вопросы для итогового контроля по дисциплине «Социология»

 

1. Объект и предмет познания социологии.

2. Структура социологии. Основные категории социологической науки.

3. Социология в системе социогуманитарных наук. Функции социологии.

4. Предпосылки возникновения социологии как науки. Социологическая теория О.Конта.

5. Социологическая теория Г.Спенсера.

6. Социология Э.Дюркгейма («социологизм» и учение о методе).

7. Социология М.Вебера.

8. Социология марксизма.

9. Классовый и стратификационный подходы к анализу социальной структуры.

10. Тенденции и особенности изменения социально-стратификационной структуры России в постсоветский период.

11. Модели социальной стратификации западного и российского общества.

12. Социальная мобильность: природа и типология.

  • Объект и предмет познания социологии.

Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе. Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом. Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации. 

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии: 1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт); 

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм); 

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер); 

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

  • Структура социологии. Основные категории социологической науки.

Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части:

а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общи закономерностей функционирования и развития социума как целого;

б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

В структуре социологического знания особое место занимает метасоциология, объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание. Один из основных принципов структурирования социологического знания − соотношение теории разного уровня, общего и отраслевого знания. Выделяется несколько групп отраслей социологии − в зависимости от их предмета, природы возникновения, направленности функционирования.

Основными уровнями социологического знания является макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются, как минимум, по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, ориентаций социологии, степени обобщения изучаемого материала. В связи с наличием противоречий и даже "пропасти" между основными уровнями социологического знания была предпринята попытка преодоления разрыва между макро- и микросоциологическими уровнями в виде теории "среднего ранга" или "среднего уровня" (Р. Мертон). В соответствии с ней существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории "среднего ранга" выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Степени социологического познания включают в себя: знания об обществе в целом, о сферах, о социальных общностях, институтах и организациях, о личности. Таким образом, социология выступает, во-первых, как наука, то есть как определенная система знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира.

Социологическое знание, включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, может рассматриваться как относительно точное и строгое. Но, поскольку объекты социологии − социальные общности − отличаются в своем поведении значительными флуктуациями, это знание не может быть столь же строгим и точным, как в естественных науках. Несмотря на то, что имеет дело с изучением субъективных мнений людей, она стремиться к объективности, которая определяется не только применяемыми методами исследования, но и рядом других факторов: непредубежденной и независимой позицией социолога, публичным характером его деятельности, критическим анализом представленных материалов со стороны коллег. Социологическое знание базируется на фактуальной основе, которая оказывается достаточно зыбкой, если полученные социальные факты не могут быть в полной мере достоверными и надежными. Социальный факт регистрируется социологом либо как онтологический, либо - будучи включенным в социологическое знание - как гносеологический. В последнем случае он становится фактом социологии, теряя свой онтологический статус.

В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:

1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).

2) прикладная (эмпирическая) социология − изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.

3) социальная инженерия − уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)

  • Социология в системе социогуманитарных наук. Функции социологии.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие: 

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни; 

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия; 

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества; 

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля; 

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий; 

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции; 

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.

Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.

Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой. Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология. 

Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности. 

Еще одной смежной с социологией наукой является психология. Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.

Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии, которая пока входит в состав социологии. 

Тесная связь существует также между социологией и политологией. Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; втретьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.

  • Предпосылки возникновения социологии как науки. Социологическая теория О.Конта

Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях. 

Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г. 

Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. 

Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. 

Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. 

Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. 

И наконец, на третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума. 

Переход между этими стадиями в различных науках происходит независимо и характеризуется возникновением новых фундаментальных теорий. 

Итак, первым социальным законом, выдвинутым Контом в рамках новой науки стал закон о трех стадиях интеллектуального развития человека. Вторым стал закон о разделения и кооперации труда. 

Согласно этому закону социальные чувства объединяют только людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая способна разрушить основы общества – чувства солидарности и согласия. Это является еще одним аргументом необходимости возникновения такой науки, как социология. 

Социология должна выполнять функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка. 

Именно изучение социальных законов позволит государству проводить правильную политику, которая должна реализовывать принципы, определяющие структуру общества, обеспечивающие гармонию и порядок. В рамках этой концепции Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции. 

Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику, в чем нетрудно видеть явную симпатию ученого к физике. Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам. 

Социальная динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества. 

Это обуславливается его представлением общества как единого, органического целого, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. 

В рамках этих же воззрений Конт противопоставлял своим концепциям концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами. 

Основываясь на естественном характере общественных явлений, Конт выступал против переоценки роли великих людей, указывал на соответствие политического режима уровню развития цивилизации. 

Значение социологической концепции Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

  • Социологическая теория Г.Спенсера.

Герберт Спенсер (1820–1903) был английским социологом, одним из родоначальников позитивизма. В начале 60-х гг. он создает свою систему «синтетической философии», объединяющей все теоретические науки того времени. Труд Г. Спенсера «Основания социологии» (1877)

На формирование мировоззрения Г. Спенсера большое влияние оказали идеи ряда мыслителей того вре-мени – Ч. Дарвина, идеи выживания наиболее приспособленных Т. Маль-туса, идеи разделения труда А. Смита, идеи индивидуализма и утилитаризма И. Бентли.

Основными принципами социологии Г. Спенсера были концепция общества как организма и идея со-циальнойэволюции. Органицизм и эволюционизм свидетельствовали о натуралистической ориентации его со-циологическойконцепции.

Рассматривая общество по аналогии с живым организмом, Г. Спенсер считал, что подобно живому орга-низму оно состоит из различных органов (подсистем), каждая из которых выполняет определенную функцию.

Уподобляя общество биологическому организму, Г. Спенсер применил к нему «закон социальной эво-люции». Он считал, что эволюция совершается сама собой, и для того, чтобы она приводила к естественным результатам, со стороны человека не требуется никакого вмешательства. Последовательно отстаивая идею ес-тественной эволюции общества, Г. Спенсер выступал не только против идеи революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ.

В своем понимании характера общественной жизни Г. Спенсер был индивидуалистом. Если у О. Конта социальное предшествует индивиду, доминирует над ним, а последний не является самостоятельной его ча-стью, то у Г. Спенсера общество существует для блага своих членов, а не члены существуют для блага общест-ва. Он считал недопустимым растворение индивида в социальном организме.

Г. Спенсер выводит следующий закон развития общества: социальная эволюция – это выживание наи-болееприспособленных обществ. Наиболее приспособленными являются те общества, которые более интегри-рованы и дифференцированы. Чем более дифференцировано общество, тем более оно жизнеспособно.

Прослеживая эволюцию от простых обществ к более сложным, Г. Спенсер приводит мысль об усилении дифференциации и интеграции социальных функций в процессе общественного развития. Всякое развитое об-щество, по Г. Спенсеру, имеет три системы:

• поддерживающую и производящую средства жизнеобеспечения;

• распределительную, обеспечивающую связь между различными частями организма с помощью разделе-ния труда;

• регулятивную, обеспечивающую подчинение частей целому.

Спенсер выделяет два типа обществ: военное и промыш-ленное (индустриальное). При этом эволюция от военного общества к индустриальному считается закономер-ной.

«Военный» тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим по-рядкомвласти. В обществе введена жесткая дисциплина, личность целиком подчинена социальному порядку. Основ-нойдеятельностью общества является совместная деятельность по обороне и наступлению, сохранению и уве-личениютерритории. Наблюдается ограничение свободы, собственности и мобильности индивида, который существует для государства. Статус человека носит фиксированный, наследственный характер. Основными социальными ценностями являются храбрость, лояльность, покорность, вера во власть, дисциплина.

В индустриальном обществе преобладают промышленность и торговля, появляется политическая сво-бода, социальная организация становится более гибкой, наблюдается пластичность и открытость статуса. Соци-альнаякооперация становится добровольной, механизмы сотрудничества основаны на экономических отноше-ниях. Здесь государство существует для человека, ограничения собственности и мобильности значительно ни-же. Наблюдается децентрализация власти, власть рассматривается как выражение воли индивидов. Основными социальными ценностями являются независимость, уважение, сопротивление насилию, индивидуальная ини-циативность, правдивость, доброта.

Самым главным законом развития общества он провозглашал «закон равной свободы», который гласит: каждый член общества имеет право на свободную деятельность и на пользование ее результатами, но при этом он должен помнить о том, что другие люди также имеют эти права. Г. Спенсер призывал признавать свободу для каждого члена общества, ограничивая ее только равной свободой всех.

Главной заслугой новой науки – позитивной социологии были: установка на объективное изучение общества, критика теологических концепций и поиск закономерностей развития общества.

  • Социология Э.Дюркгейма («социологизм» и учение о методе).

В начале XX в. в общественной жизни происходили значительные изменения, что не могло не отразиться на развитии социологического знания. ​

Капитализм вступил в свою развитую стадию, которая характеризовалась революциями, мировыми войнами, волнениями в обществе. Все это требовало разработок новых концепций общественного развития. 

Одним из виднейших представителей социологии, оказавшим влияние на создание классической социологии стал Э. Дюркгейм (1858–1917 гг.). Французский социолог во многом опирался на позитивистскую концепцию О. Конта, однако пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: 

1) натурализм – установление законов общества аналогично установлению законов природы; 

2) социологизм – социальная реальность не зависит от индивидов, она автономна. 

Дюркгейм также утверждал, что социология должна изучать объективную социальную реальность, в частности, что социология должна изучать социальные факты. Социальный факт – это элемент общественной жизни, который не зависит от индивида и обладает по отношению к нему «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). Таким образом, можно выделить три принципа социальных фактов: 

1) Социальные факты представляют собой основополагающие, наблюдаемые, безличные явления общественной жизни; 

2) изучение социальных фактов должно быть независимым от «всех врожденных идей», т. е. субъективной предрасположенности индивидов; 

3) источник социальных фактов находится в самом обществе, а не в мышлении и поведении индивидов. 

При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. 

Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. Здесь находит свое выражение другой термин, выдвинутый французским социологом – социальная функция. 

Социальная функция – это установление связи между институтом и определенной им потребностью общества как целого. Функция представляет собой вклад социального института в стабильное функционирование общества. 

Другим элементом социальной теории Дюркгейма, объединяющим ее с концепцией Конта, является учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства. Дюркгейм вслед за своим предшественником выдвигает консенсус в качестве основы общества. Он выделяет два типа солидарности, первый из которых исторически сменяет второй: 

1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны; 

2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. 

Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

  • 7. В одно время с Дюркгеймом жил и другой видный теоретик социологической мысли – М. Вебер (1864–1920 гг.). Однако его взгляды на общество значительно отличались от французского мыслителя. 

Если последний безраздельно отдавал приоритет обществу, то Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» – скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы. 

Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип. Идеальный тип – это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем. 

Они служат основой понимания человеческих действий и исторических событий. Общество как раз и является таким идеальным типом. Оно предназначено для того, чтобы одним термином обозначить огромную совокупность социальных институтов и связей. Другим методом исследования для Вебера является поиск мотивов человеческого поведения. 

Именно он впервые ввел этот метод в разряд социологических и четко разработал механизм его применения. Так, чтобы понять мотивацию человеческого действия, исследователю необходимо поставить себя на место этого человека. Знание всей цепочки событий и того, как поступает большинство людей в определенных случаях, позволяет исследователю определить, какие именно мотивы руководили человеком при совершении им конкретного социального действия. 

Только в совокупности с ним социальная статистика может стать ядром методологической базы социологии. Именно метод исследования мотивов человеческой деятельности лег в основу теории социального действия. 

В рамках этой теории Вебер выделил четыре его типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. 

Важным элементом социального учения Вебера является также теория о ценностях. Ценности – это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Процессом формирования ценностей Вебер называет отнесение к ценностям. 

Отнесение к ценностям – это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. 

Значительное внимание Вебер уделял также исследованию вопросов социологии власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию – специально созданный аппарат управления. 

Вебер разработал теории идеальной бюрократии, которая, по мнению мыслителя, должна обладать следующими характеристиками: 

1) разделение труда и специализация; 

2) четко определенная иерархия власти; 

3) высокая формализация; 

4) внеличностный характер; 

5) планирование карьеры; 

6) разделение организационной и личной жизни членов организации; 

7) дисциплина.

  • Социология марксизма.

Совсем другой, нежели Конт, подход к пониманию общества выдвинул родоначальник марксизма Карл Маркс (1818–1883 гг.). Он совместно с Ф. Энгельсом (1820–1895 гг.) предложил материалистическую теорию объяснения общества и общественной жизни. 

При этом они также исходили в создании своей социологической теории из позитивистских установок, ориентированных на рассмотрение социальных явлений по аналогии с природными. 

Материалистическая марксистская теория общества основывалась на ряде основополагающих принципов: 

1) принцип определения общественным бытием общественного сознания, что является главным признаком материализма марксисткой социологии; 

2) принцип закономерности общественного развития, признание которого свидетельствует о наличии в обществе определенных связей и отношений между процессами и явлениями; 

3) принцип детерминизма, признания причинно-следственных связей между различными социальными явлениями – изменение общественной жизни под влиянием смены средств производства; 

4) принцип определения всех социальных явлений экономическими явлениями; 

5) принцип приоритетности материальных общественных отношений перед идеологическими; 

6) принцип поступательного прогрессивного общественного развития, который реализуется через учение о смене общественно-экономических формаций (в естественных науках это определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов), основой которых является способ производства, т. е. определенный уровень развития производительных сил и соответствующий ему уровень производственных отношений; 

7) принцип естественно-исторического характера развития общества, в котором нашли отражение две противоположные тенденции: закономерность процесса развития общества, с одной стороны, и его зависимость от деятельности людей – с другой; 

8) принцип воплощения в человеческой личности социальных качеств, определяющихся совокупностью общественных отношений; 

9) принцип согласования эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», т. е. невозможность абстрагирования научных данных от субъективных установок исследователя. Сами создатели марксистской социологии не раз признавались, что она по своему характеру была очень принципиально политически и идеологически направлена на выражение интересов рабочего класса. 

Другим немаловажным элементом марксизма было учение о социальной революции. По мнению Маркса, переход от одной формации к другой возможен только через революцию, так как невозможно устранить недостатки общественно-экономической формации путем ее преобразования. 

Главной причиной перехода от одной формации к другой являются возникающие антагонизмы. 

Антагонизм – это непримиримое противоречие основных классов любого общества. При этом авторы материалистической концепции указывали, что именно эти противоречия. и являются источником общественного развития. Важным элементом теории социальной революции являются условия, при которых ее совершение становится возможным: она не совершается, пока не созреют в обществе необходимые социальные, прежде всего материальные, предпосылки. 

Учение о социальной революции в марксистской социологии носило не только теоретический, но и практический характер. Так, она была тесно связана с революционной практикой. 

Марксистская социология собственно перерастает рамки науки в общепринятом смысле, она становится целым, самостоятельным идейно-практическим движением масс, формой общественного сознания в целом ряде стран, придерживавшихся и придерживающихся социалистической ориентации. 

Согласно марксистскому видению социального прогресса капитализм представляется завершающей стадией развития эксплуататорского общества, основой которой выступает частная собственность. 

Завершение указанной стадии и переход на новую осуществляется в марксистской теории в результате пролетарской революции, которая должна привести к ликвидации классового деления общества в результате огосударствления всей собственности. В результате социальной революции возникает новый тип общества, в котором существует только один класс – пролетариат. Развитие в таком обществе основывается на свободном развитии каждого его члена. 

Несомненной заслугой марксистской социологии является разработка в ее рамках ряда основных категорий науки: «собственность», «класс», «государство», «общественное сознание», «личность» и т. д. Кроме того, Маркс и Энгельс разработали значительный эмпирический и теоретический материал в исследовании современного им общества, применив к его исследованию системный анализ. 

В дальнейшем марксистскую социологию более или менее последовательно и успешно развивали многочисленные ученики и последователи Маркса и Энгельса: в Германии – Ф. Меринг, К. Каутский и др., в России – Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др., в Италии – А. Лабриола, А. Грамши и др. Теоретическое и методологическое значения марксистской социологии сохраняются по сей день.

  • Классовый и стратификационный подходы к анализу социальной структуры.

Противопоставление классового и стратификационногоподходов к социальной дифференциации общества имело первоначально ярко выраженный идеологический и, соответственно, политический характер. Теории стратификации возникли как реакция на концепцию К. Маркса о классовых противоречиях. Однако постепенно идея выделения социальных слоев в качестве единицы анализа структурных элементов общества утвердилась в науке. Объективный смысл стратификационного подхода усиливался за счет подвижности социальной структуры вследствие социальной мобильности, что приводило к определенному размыванию межклассовых границ, с чем столкнулся уже сам Маркс.

Хотя термин «класс» имеет древнегреческое происхождение, и употреблялся многими мыслителями (Платон, Аристотель, Ж. Мелье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ф. Кенэ и др.), задолго до К. Маркса, объяснение этого феномена в социологии тесно связывают с его именем.

Несмотря на то, что Маркс не дал определения классов, он рассматривает само движение истории как более или менее явно выраженной борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем столкновение между собой в свою очередь как обусловленное степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена.2 Таким образом, в основе деления общества на классы находятся социально-экономические факторы. Однако классы, владеющие собственностью, стремятся не только к получению все больших доходов, но и к господству над теми, кто ее не имеет. Отсюда постоянная вражда и конфликты между классами, находящимися на полюсах богатства и бедности. Противоположные экономические условия и отношения господства-подчинения предопределяют отличие и враждебное противопоставление образа жизни, интересов и образования классов.3

Позднее, В.И. Ленин (Ульянов) сформулирует более широкую социально-экономическую дефиницию: ««Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». 4

Это определение вызывало острые дискуссии и неприятие в западной науке. В советской науке, оно, напротив, получило всеобщее признание, и стало чрезмерно идеологизированным. Очевидно, следует признать, что названные признаки класса есть критерии экономического неравенства, которое является объективным фактором общественного устройства. Как справедливо подчеркивает Э. Гидденс, классовая принадлежность определяется не представлениями людей о своей социальной позиции, «а объективными условиями, позволяющими одним группам получать преимущественный по сравнению с другими доступ к материальным благам».5

К.Маркс осознавал, что внутри классов существует определенная дифференциация. Так, класс буржуазии включает в себя промышленников, финансистов, владельцев земли, рудников, рыбных угодий и т.д., чье положение и интересы часто не совпадают. В свою очередь пролетариат состоит из безработных, люмпен-пролетариата и рабочих различного уровня квалификации и сфер деятельности. В обществе существуют также промежуточные классы – крестьянство и дворянство, а также врачи и чиновники. То есть, помимо основных классов в обществе есть еще различные классы и слои, которые трудно идентифицировать и различать только с точки зрения отношения к собственности.

Привязанность определения класса к производству, собственности и противостоянию эксплуататоров и эксплуатируемых в марксистской теории позволила в дальнейшем развернуться широкой критике, а также аргументам в пользу того, что классовый анализ потерял свое методологическое значение в условиях существенных изменений и подвижности социальной структуры общества (У. Бек, Н. Кларк, С. Липсет, Я. Пакульски, М. Уотерс и др.).

В современной социологии ленинское определение класса стали трактовать как широкий подход. А в узком значении класс стал пониматься как любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии и начинает разделяться отечественной. В современном обществе выделяют не два противоположных, а несколько переходящих друг в друга страт, называемых классами. Согласно узкой трактовке, классов не было ни при рабовладении, ни при феодализме. Они появились только при капитализме и знаменуют собой переход от закрытого к открытому обществу.

В закрытых кастовых и сословных обществах полностью запрещены или существенно ограничены социальные перемещения из низших страт в высшие. В открытых обществах перемещения из одной страты в другую официально никак не ограничены.

Теории социальной стратификации в отличие от классовых основной упор делают не на противопоставление классов и их интересов, что является основанием для раскола общества, а на неравное их положение, которое обусловлено субъективными качествами индивидов, общественной оценкой социальной значимости этих качеств и функциональной необходимостью для обеспечения жизнедеятельности общества. Было бы неверно утверждать, что все западные социологи игнорируют место больших социальных групп в системе общественного производства и, прежде всего отношение собственности как главный признак классового деления общества. Классовый подход активно используется для анализа крупных социальных совокупностей общества (Э. Гидденс, М. Хоут, К. Брук и Дж. Манза и др.). Но большинство западных ученых отрицают противостояние классов и, соответственно, раскол капиталистического общества на антагонистические классы − буржуазию и пролетариат. Чаще рассматривается разделение общества на «высший», «средний» и «низший» классы или как у Э. Гиденнса - высший, средний и рабочий класс.

Но основной единицей анализа социальной дифференциации общества являются страты. Термин «страта» (слой, пласт) заимствован из геологии и географии. В обществознании его стали трактовать как слой общества, а стратификацию как деление общества на слои. Стратификация характеризует социальное расслоение как иерархию социальных групп и слоев в социальном пространстве по определенным признакам.

П.А. Сорокин по праву является признанным в социологии ученым, разработавшим проблемы социальной стратификации. Он сформулировал ставшее классическим определение этого понятия: «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». 6 То есть социальная стратификация – это дифференциация совокупности людей на классы в иерархическом ранге.

Различают одномерную стратификацию, когда расслоение рассматривается с точки зрения одного признака. Например, авторитета, как это делает Р. Дарендорф. Это понятие, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. Исходя из этого, американский ученый представляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых. В первой группе он различает управляющих-собственников и управляющих-несобственников, или бюрократов-менеджеров. Во второй − высшую, или рабочую аристократию, и низшую − низко квалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещает «новый средний класс».

Чаще применяется метод многомерной стратификации, когда основой классификации являются несколько признаков. Например, П. Сорокин в структуре социальной стратификации выделяет три основные формы: имущественное неравенство, которое порождает экономическую дифференциацию; неравенство в обладании властью, свидетельствующее о политической дифференциации; разделение по роду деятельности, различающейся уровнем престижа, что дает основание говорить о профессиональной дифференциации. В последней форме он также различает внутри и межпрофессиональную стратификацию.

Американский социолог Л. Уорнер в качестве определяющих признаков группы выделяет четыре параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. Другой американский социолог Б. Барбер выделяет шесть стратификационных показателей: престиж, профессия, власть и могущество; уровень дохода; уровень образования; степень религиозности; положение родственников; этническая принадлежность.

Большой вклад в развитие стратификационныхпредставлений внес М. Вебер. Он выделяет три фактора стратификации – богатство, власть и престиж, которые рассматривает как три самостоятельных, но взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархии в любом обществе. Различия в собственности, доходе порождают экономические классы, престижные различия − статусные группы, а различия, имеющие отношение к власти − партии.

Идеи К. Маркса и М. Вебера имеют большое значение для современной социологии. Их подходы к классовой и стратификационной структуре общества являются основой для анализа современных процессов социального расслоения. Так, американский ученый Э.О. Райт синтезировав идеи обоих немецких ученых, создал собственную концепцию, согласно которой степень контроля над тремя экономическими ресурсами (инвестиции и финансовый капитал, физические средства производства, рабочая сила и власть) позволяет идентифицировать два основных класса в капиталистическом обществе – капиталистов и рабочий класс. Помимо основных классов он выделяет также классы, занимающие противоречивое классовое положение, например, класс «белых воротничков». В свою очередь другой американский социолог Ф. Паркин, используя в большей степени веберовский подход, обосновал, что в основе классовой структуры, помимо ограничения доступа к средствам производства и богатству, существуют и другие социальные барьеры, монополизированные меньшинством и используемые для власти: статусные, этнические, религиозные, языковые и т.д.

В современной отечественной науке также есть приверженцы веберовского (Н.Е. Тихонова, В.В. Радаев, О.И. Шкаратан, В.И. Ильин и др.) и марксистского (М.Н. Руткевич, Л. А. Беляева и др.) подхода к анализу социальной структуры общества. Названные и другие российские авторы, используя теоретическое наследие классиков, создают собственные концепции и подходы к анализу социального расслоения российского общества с учетом его специфики в условиях кардинальных социальных трансформаций.

К настоящему времени сложился вполне определенный круг стратификационных признаков − богатство (доход), власть, престиж и образование, − которые используются большинством ученых для анализа вертикального расслоения в обществе.

Тенденции и особенности изменения социально-стратификационной структуры России в постсоветский период.

Продолжая путь сравнения социальной стратификации с геометрическими фигурами (в высоко развитых индустриальных странах ромб), отметим, что в нашей стране стратификация напоминает скорее сплющенный треугольник с широким основанием (бедные слои общества, его низы) и маленькой вершиной (экономическая и политическая элита).

Этакратическая (властная) стратификационная система. Система советского типа является обществом без классов: в этой системе были ликвидированы дореволюционные классы, произошла атомизация общества (оно превратилось в совокупность статистических групп, за исключением правящих слоев), нарастали процессы социальной маргинализации (т. е. имело место расхождение между социокультурным происхождением групп и их нынешним общественным положением). В этих условиях, полагают В. В. Радаев и О. И. Шкаратан, основным критерием социальной стратификации становится распределение власти. 4 основных типа корпоративных иерархий: 1.структура партийных органов, 2.структура административно-хозяйственных органов, 3.структура Советов народных депутатов и их исполкомов, 4.структура официально утвержденных общественных организаций. Для подавляющего большинства населения доступ к экономическим и социальным благам открывался через его принадлежность к тому или иному корпоративному институту, а основными формами вознаграждения становились привилегии и льготы.

В постсоветской России произошли значительные изменения ее стратификационной картины в сторону усложнения. Формируется новая классовая (или слоевая) структура, включающая в себя крупных, средних и мелких предпринимателей, самостоятельных работников; наемных работников. Заславская выделяет следующие бизнес-группы: предприниматели, самозанятые, бизнесмены-менеджеры, менеджеры-совладельцы, "классические" менеджеры. Помимо названных перемен, в стратификационной системе России появились и другие элементы, возникли новые профессии и слои в связи с рыночными преобразованиями общества (челноки, частные охранники, проститутки, бомжи, безработные).

Заславская выделяет 4 слоя: 1.верхний средний слой (1,5% - собственники крупных и средних фирм), 2.средний слой (28,3% - предприниматели. Менеджеры, рабочая элита), 3.базовый слой (64,3% - квалифицированный исполнительный труд, государственный сектор экономики), 4.нижний (6%).

Модели социальной стратификации западного и российского общества.

Под социальной стратификацией понимается наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В таком иерархически выстроенном распределении социокультурных благ выражается сущность социального расслоения, посредством которого в любой социальной системе возникает возможность стимулировать одни виды деятельности и взаимодействия, терпимо относиться к другим и подавлять третьи.

Социальная структура современного российского общества характеризуется крайней неустойчивостью как на уровне процессов, происходящих в социальных группах и между ними, так и на уровне осознания личностью своего места в системе общественной иерархии.

В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию.

Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладали черты этактратической системы, построенной на властных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществе формулирование стратификационнойсистемы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.

Во-вторых, сложился довольно многочисленный предпринимательский слой, высшие представители которого не только составляют существенную часть хозяйственно-экономической элиты, но и в ряде случаев входят в политическую элиту страны.

В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности, что заметно изменило социально-профессиональную стратификационную систему.

В-четвертых, наметилось полярное расслоение общества, что находит выражение в растущей дифференциации доходов населения

В-пятых, несмотря на существенную социальную полярность общества, начинает формироваться средний класс, ядро которого образуют высокопродуктивные, инициативные и предприимчивые социальные категории (предприниматели, менеджеры, бизнесмены, фермеры, представители научно-технической интеллигенции, высококвалифицированные рабочие и др.)

  • Стратификационная модель современного западного общества. По существу речь не идет о противостоящих друг другу классах. Стратификационная модель современного западного общества представляет собой ранжированные определенным образом социальные группы. Среди них: высший класс (те, кто владеет производственными ресурсами или непосредственно их контролирует - крупные промышленники, высшее руководство); средний класс (профессионалы и "белые воротнички"); рабочий класс ("синие воротнички"); низший класс (малоквалифицированные работники, занятые в массовом производстве). Самым многочисленным является средний класс, составляющий более 2/3 самодеятельного населения.

Средний класс внутренне неоднороден, в нем выделяют такие слои, как высший средний класс (в него входят имеющие в массе своей высокий престиж и большой доход менеджеры, юристы, врачи, представители среднего бизнеса), средний средний класс (владельцы мелкого бизнеса, фермеры), низший средний класс (конторский персонал, учителя, медсестры, продавцы). Главное заключается в том, что многочисленные слои, составляющие средний класс и характеризующиеся достаточно высоким уровнем жизни, оказывают весьма сильное, а подчас решающее влияние на принятие тех или иных экономических и политических решений, в целом на политику властвующей элиты, которая не может не прислушиваться к "голосу" большинства. Средний класс во многом, если не полностью, формирует идеологию западного общества, его мораль, типичный образ жизни. Отметим, что по отношению к среднему классу применяется комплексный критерий: его включенность во властные структуры и влияние на них, доход, престиж профессии, уровень образования. Важно подчеркнуть последнее из слагаемых этого многомерного критерия. За счет высокого уровня образования многочисленных представителей среднего класса современного западного общества и обеспечиваются его включенность во властные структуры разных уровней, высокие доходы и престиж профессии.

  • Социальная мобильность: природа и типология.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системесоциальнойстратификации с одного слоя на другой. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии проконтролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются за счет талантливых выходцев из низших слоев.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм:

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, но если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности;

Горизонтальная мобильность — изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Например, если автомеханик получит работу слесаря, такое переметение будет означать горизонтальную мобильность;

Межпоколенная (интергенерационная) мобильность — выявляется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть российского населения, возможно даже большинство, перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении;

Внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность — предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства из них носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

Для открытых систем стратификации вертикальная мобильность — довольно обычное явление, если говорить не столько о головокружительных прыжках из низов в элиту, сколько о перемещениях шаг за шагом, на при мер, дед — крестьянин, отец — сельский учитель, сын переезжает в город и защищает диссертацию.

В рамках современной социологии выделяют несколько типов и видов социальной мобильности, которые призваны дать возможность полного описания всей гаммы социальных перемещений. В первую очередь, выделяют два типа социальной мобильности - горизонтальную мобильность и вертикальную мобильность.

Горизонтальная мобильность - это переход из одного социального положения в другое, но расположенное на том же социальном уровне. Например, смена места жительства, смена вероисповедания (в религиозно терпимых социальных системах).

Вертикальная мобильность - это переход из одного социального положения в другое со сменой уровня социальной стратификации. То есть, при вертикальной мобильности происходит улучшение или ухудшение социального статуса. В связи с этим выделяют два подтипа вертикальной мобильности:

а) восходящая мобильность - перемещение вверх по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, улучшение своего статуса (например, получение военным очередного звания, переход студента на старший курс или получение диплома об окончании ВУЗа);

б) нисходящая мобильность - перемещение вниз по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, ухудшение своего статуса (например, урезание заработной платы, влекущее за собой смену страты, отчисление из ВУЗа за неуспеваемость, что влечет значительное сужение возможностей дальнейшего социального роста).

Вертикальная мобильность бывает индивидуальной и групповой.

Индивидуальная мобильность имеет место, когда отдельный член общества изменяет свое социальное положение. Он покидает свою старую статусную нишу или страту и переходит в новое состояние. К факторам индивидуальной мобильности социологи относят социальное происхождение, уровень образования, физические и умственные способности, внешние данные, место жительства, выгодный брак, конкретные поступки, которые зачастую могут сводить на нет действие всех предыдущих факторов (например, уголовное преступление, геройский поступок).

Групповая мобильность особенно часто наблюдается в условиях изменения самой системы стратификации данного общества, когда изменяется социальная значимость больших социальных групп.

Можно также выделить организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали социальной структуры санкционируется государством или является целенаправленной государственной политикой. При этом такого рода акции могут осуществляться как с согласия людей (добровольные наборы строительных отрядов), так и без него (урезание прав и свобод, переселение этнических групп).

Межпоколенная мобильность характеризует изменения социального распределения в разнопоколенных группах. Такой анализ позволяет проводить мониторинг долгосрочных социальных процессов, устанавливать закономерности осуществления социальной карьеры в различных социальных группах и общностях. Например, какие социальные слои в наибольшей или наименьшей степени подвержены восходящей или нисходящей мобильности? Объективный ответ на такой вопрос позволяет раскрыть способы социального стимулирования в отдельных социальных группах, особенности социальной среды, обуславливающие стремление (или его отсутствие) к социальному росту.