75,1K подписчиков

От Розенбаума до иудея Гитлера - небольшая экскурсия по Еврейскому кладбищу Петербурга

5,2K прочитали

Я давно собирался побывать на Еврейском кладбище Петербурга, и вот такая возможность мне представилась. Да ещё и с экскурсией по нему, что, разумеется, куда как лучше, чем просто бродить среди могил в надежде обнаружить что-то интересное. За что я благодарен Культурно-ритуальному центру еврейской общины Петербурга "аГутэр Бэтэр". К слову, тем, кому интересна тема как еврейского кладбища, так и иудаизма в Санкт-Петербурге, рекомендую этот центр. Вот их страница "ВКонтакте" - aGUTER BETER - КРЦ еврейской общины. Экскурсия была очень интересной, а проводятся они один-два раза в месяц, и побывать на них может каждый. Если кому-то будет интересно увидеть больше фотографий с Еврейского кладбища, предлагаю посмотреть видео в формате слайд-шоу, пройдя на этот материал - "От Розенбаума до Клебанова - небольшая экскурсия по Еврейскому кладбищу Петербурга".

Я давно собирался побывать на Еврейском кладбище Петербурга, и вот такая возможность мне представилась.

Несколько слов о самом кладбище. Находится оно в южной части Петербурга - к северо-востоку от станции Обухово, между проспектом Александровской фермы, Октябрьской железной дорогой, улицей Тихой и переулком Антокольского (кстати, скульптор похоронен на этом кладбище). Первые несколько лет - с 1875 года до начала двадцатого века - формально оно было частью Преображенского кладбища - его отдельным иноверческим участком. Хоронили здесь не только иудеев - были отведены участки под евангелическо-лютеранские, римско-католические, магометанские и караимские захоронения. Официальное открытие нового кладбища состоялось шестнадцатого февраля 1875 года, ко дню открытия кладбища был построен и освящён деревянный двухэтажный дом для омовения и отпевания по проекту архитектора Ивана Шапошникова. Также были построены хозяйственные сооружения и жилой дом для сторожа, раввина и могильщиков. Правда, большинство этих зданий не сохранилось, а Дом омовений сгорел через несколько лет при пожаре. После этого было решено построить каменный Дом омовения. Санкт-Петербургской синагогой был проведён конкурс, победителем которого стал молодой - ему едва исполнилось двадцать девять лет - архитектор, ученик Леонтия Бенуа Яков Гевирц. Строили Дом омовения и отпевания ровно четыре года - торжественная закладка произошла 15 сентября 1908 года, а освятили здание 23 сентября 1912-го. Его мы и можем видеть сейчас, хотя за годы советской власти оно подвергалось различным актам вандализма, неоднократно протекала крыша, произошло несколько возгораний, производился лишь косметический ремонт и была утрачена практически вся утварь. Сохранилась лишь люстра в зале ожидания и каменная плитка на полу.

Я давно собирался побывать на Еврейском кладбище Петербурга, и вот такая возможность мне представилась.-2

В 2008 году Дом омовения был передан в бессрочное безвозмездное пользование Санкт-Петербургской еврейской религиозной общине. Сейчас не очень быстрыми темпами Дом омовения реставрируется, но пока действует лишь как синагога - здесь есть раввин, который по воскресеньям в полдень читает молитву за усопших. А все иудейские ритуалы, связанные с похоронами, проходят в моргах. А в этом здание проходит прощание с усопшими.

Дом омовения и отпевания
Дом омовения и отпевания

Первые похороны на этом кладбище прошли через две недели после его официального открытия - второго марта 1875 года. Похоронены были двадцатитрёхлетние мужчины Берка Бурак и Мошка Фрисна, погибшие при взрыве на Охтинском пороховом заводе. Как это ни удивительно, первая могила сохранилась в довольно хорошем состоянии. Памятник в виде скрижалей, изготовленных из песчаника, можно увидеть неподалёку от Дома омовений. И на нём даже можно прочитать надпись на двух языках - иврите и русском. Она гласит:

Берка Бурак, Мошка Фрисна. Лаборатористы Охтенского порохового завода 23 лет от роду. Погибли при взрыве лаборатории 28 февраля, 15 адара и погребены на кладбище 2-го марта 1875 года.
Первая могила Еврейского кладбища
Первая могила Еврейского кладбища

К слову, их не случайно похоронили вдвоём в одной могиле. Ведь иудаизм запрещает обрекать душу на одиночество.

В настоящее время кладбище является действующим, хотя в 1968 году решением Ленгорисполкома новые захоронения здесь были запрещены. Но уже в наше время территория была расширена, и похороны возобновились. Правда, хоронят здесь, не всегда соблюдая иудейские обычаи. К слову, разнообразных традиций и обычаев, связанных с похоронами, в иудаизме довольно много. Так, например, в иудаизме крайне негативно относятся к кремации. Ведь Всевышний сказал, обращаясь к первому человеку, Адаму: "…возвратишься в землю, ибо из неё ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься". Согласно еврейской традиции, существует одна кость, называемая "луз", которая находится в нижней части шеи и после похорон никогда не разлагается. И в будущем, во время воскрешения из мёртвых, когда души умерших будут воссоединяться со своими телами, человеческое тело будет восстановлено именно из этой кости. А после кремации, как известно, не остаётся ничего. Но сейчас можно похоронить и урну с прахом еврея. Также иудейские обычаи не одобряют букеты цветов на могилах. По той простой причине, что цветы символизируют собой жизнь. А мёртвое символизируют камни. Вот только их, причём не больше одного от человека, можно приносить на могилы. Кстати, можно принести камень с собой, а можно взять его прямо в Доме омовения и отпевания, положив за него какую-нибудь сумму в ящик для пожертвований. Но сейчас даже в Израиле на кладбищах можно увидеть вазы для цветов, что уж тут говорить о Петербурге. Кроме того, на иудейских могилах не принято было писать дату рождения, но, как вы убедитесь, взглянув на фото могил Еврейского кладбища, это сплошь и рядом не соблюдается. Также не принято было на памятниках евреям размещать портреты умерших. Кстати, на Еврейском кладбище можно увидеть много памятников в виде деревьев с отрубленными ветками. Такой памятник назывался "Древо плача" и ставился на могиле человека, последнего в роду. Это может быть умерший молодой человек или девушка, кто до смерти не обзавёлся потомством. Или взрослый, а то и пожилой человек, у которого так же не осталось детей, и после его ухода не остается никого из семьи.

Памятник в виде дерева с обрубленными ветвями
Памятник в виде дерева с обрубленными ветвями

Сами еврейские похороны всегда были довольно жёстко регламентированы. Усопшего нужно было похоронить как можно быстрее, желательно в те же сутки, что он скончался, ведь любая задержка заставляет душу дополнительно мучаться. Правда, в субботу хоронить запрещено. Покойный должен быть омыт не менее чем сорока литрами воды, а затем обряжен в саван, одинаковый как для бедных, так и для богатых. Саван должен полностью закрывать тело, включая и лицо. Обувь на покойника не надевают. Хоронят евреев в очень простых гробах, опять же, вне зависимости от финансового состояния умершего. Хоронят обязательно в закрытом гробу - тело покойника вообще нельзя выставлять на всеобщее обозрение. Правда, в гробу должно быть небольшое отверстие - чтобы тело иудея не теряло связи с землёй. Если же следовать закону досконально, то иудея нужно хоронить вообще без гроба, но так сейчас практически нигде не поступают.

Изначально места на этом кладбище делились на пять разрядов - чем ближе к Дому омовения и отпевания, тем выше разряд и место дороже. Стоимость места в первом разряде достигала нескольких тысяч рублей. Поэтому, разумеется, у Дома омовения похоронены наиболее богатые иудеи Петербурга. Ну а в последнем, пятом, разряде места евреям предоставлялись бесплатно. И число бесплатных захоронений сначала было значительно больше, чем платных, но потом бесплатные стали составлять примерно половину от общего количества. В среднем в год здесь производилось шесть похорон в первом разряде, четыре - во втором, одиннадцать - в третьем и пятьдесят в четвёртом разряде.

Схема Еврейского кладбища
Схема Еврейского кладбища

Обращает на себя внимание памятник на могиле скульптора Марка Антокольского (1840 - 1902). К слову, автором этого памятника является архитектор Яков Гевирц - тот самый, что проектировал Дом омовения. Лишь скульптурный портрет умирающего Антокольского создал его ученик Илья Гинцбург. И когда-то на памятнике была эта скульптура - умирающего Марка Матвеевича (Мордуха Матысовича) (что там про запрет портретов на памятниках?), но он украден ещё в начале 1928 года. На памятнике написаны названия основных работ Марка Антокольского: "Инквизиция", "Иван Грозный", "Пётр I", "Сократ", "Ермак" и другие.

"Мефистофель" (М. Антокольский, 1883 г., мрамор), Русский музей
"Мефистофель" (М. Антокольский, 1883 г., мрамор), Русский музей

Многие его скульптуры хранятся в Русском музее, а его памятник Петру Первому видел, наверное, каждый россиянин - ведь он изображён на пятисотрублёвой купюре.

Памятник Петру Первому в Архангельске, изображённые на 500-рублёвой купюре
Памятник Петру Первому в Архангельске, изображённые на 500-рублёвой купюре

Марк Антокольский скончался 26 июня 1902 года от болезни желудка в Германии - по одним источникам во Франкфурте-на-Майне, по другим - в курортном городке Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ. Тело его было привезено в Россию и похоронено на этом кладбище. Вот как описывал памятник на могиле Антокольского Михаил Бейзер в своей книге "Евреи в Петербурге":

Памятник, который сейчас стоит на могиле, был выполнен в 1909 году, как тогда считали, в древнееврейском стиле. В центре - огромный магендавид. Наверху - семисвечник. Ступени ведут к двум скрижалям, на которых высечены по-русски названия главных работ скульптора. Над ними написано по-еврейски полное имя художника. Внизу - фамилия и даты жизни по-русски. Существовал ещё скульптурный портрет умирающего Антокольского, сделанный его учеником Ильёй Яковлевичем Гинцбургом, которого Марк Матвеевич вывез из Вильно одиннадцатилетним ребёнком и сделал скульптором с мировым именем. Эта работа исчезла во время блокады, и где она теперь - неизвестно.
Могила Марка Антокольского
Могила Марка Антокольского

Справа от могилы Антокольского упокоены родные известного петербургского певца Александра Розенбаума. Здесь похоронены его родители и младший брат Владимир Яковлевич Розенбаум (1956 - 2005). Александр Яковлевич очень любил своего брата, который был младше его на пять лет. Он посвящал ему песни, ещё когда тот был жив:

Брат мой, у тебя сегодня день рождения, извини, что снова далеко я.
Но и врозь всегда мы вместе, ты моя кровь.
Брат мой, ты весной рождён, а я осенний.
Никогда мне не найти покоя, оттого вот я бываю резок порой.
Брат мой, нас судьба немного разлучила, но, Вовчик, мы одни на белом свете,
Нам всегда стоять с тобой спиною к спине.
Брат мой, ну давай, померяемся силой, руку ставь на стол, - тебе не светит -
Старший должен быть всегда немного сильней.
Ты приснись мне этой ночью, маленький брат, будет завтра путь короче снова на трап.
Пару любит лебедь, и мне спокойней в небе, когда мы будем вместе с утра.
Брат мой...

Александр Розенбаум говорил:

Для меня это была тяжелейшая потеря. Оставались родители…Я всю жизнь думал: "Если со мной что-то случится, так есть младший брат, который будет им помогать". Я-то езжу всё время, восемь месяцев в году отсутствую. Мама и папа люди пожилые, я уж не говорю о детях… А тут он раз и свалил раньше всех. Нехорошо получилось.

Владимир Розенбаум скончался в возрасте 49 лет от цирроза печени в 2005 году. В 2009 году умерла его мама Софья Семёновна, а в 2018-м - его отец Яков Шмарьевич. Все они лежат теперь здесь.

Могила Розенбаумов
Могила Розенбаумов

За местом упокоения близких Александра Розенбаума можно увидеть памятник на могиле семьи Кауфман. Александр Аркадьевич Кауфман (1864 – 1919) был известным российским экономистом, статистиком, о чём и написано на этом памятнике. Александр Кауфман окончил с золотой медалью филологическую гимназию при Императорском Санкт-Петербургском историко-филологическом институте, а затем, тоже с золотой медалью, юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он написал множество работ по вопросам землепользования, теории и методов статистики, общинных порядков. За сочинение "Переселение и колонизация", представленное им в Московский университет, был удостоен звания доктора политической экономии. Кауфман был автором проекта закона о дополнительном наделении крестьян землёй за счёт выкупа части помещичьей земли по рыночной стоимости, правда, закон этот так и не приняли. Известен он был и как политик, являясь одним из лидеров партии кадетов - Конституционно-демократической партии.

Могила семьи Кауфман
Могила семьи Кауфман

Рядом с могилой Антокольского стоит огромный склеп. Это место упокоения Абрама Моисеевича Варшавского (1821 – 1888). Абрам Варшавский был одним из самых богатых людей Российской империи. К слову, Большая хоральная синагога в Петербурге построена, во многом, на его средства. Занимался благотворительностью, был известным филантропом, был много раз награждён, получил звание коммерции советника. В своём имении построил школу для крестьянских детей, финансировал огромное количество различных еврейских учреждений - от сиротских домов до кладбищ. В 1883 году вошёл в созданную при Министерстве внутренних дел Высшую комиссии по рассмотрению законов о евреях и был одним из самых активных и успешных борцов за права евреев в России. Но в 1888 году Варшавский внезапно разорился и покончил жизнь самоубийством. По некоторым данным, незадолго до смерти он решил попросить взаймы у своего друга Самуила Полякова, которого тогда называли "королём железных дорог России". Сын Варшавского Леон был женат на дочери Полякова Розалии. Но тот ему отказал. После этого Абрам Моисеевич и свёл счёты с жизнью. Через много лет после его смерти на его могиле был воздвигнут склеп, который мы сейчас можем увидеть, правда, в довольно удручающем состоянии. Склеп-памятник на могиле Варшавского возводил всё тот же Яков Гевирц. Буквы на нём стилизованы под идиш, но, если приглядеться, то понятно, что имя и фамилия упокоенного написано по-русски.

Склеп на могиле Абрама Варшавского
Склеп на могиле Абрама Варшавского

На похоронах Варшавского гроб с его телом нёс Самуил Поляков. Но только он вышел из Дома омовения, как потерял сознание. Его хватил удар, и через три дня - седьмого апреля 1888 года - Самуил Соломонович Поляков (1838 - 1888) скончался. Он был похоронен буквально в паре десятков метров от Варшавского, на его могиле был воздвигнут великолепный огромный склеп, автором которого был известный архитектор Алексей Малов, незадолго до этого завершивший строительство Петербургской хоральной синагоги. Этот склеп простоял полвека, но в самом начале блокады в него угодила авиационная бомба. Могила и усыпальница были полностью разрушены, сейчас здесь руины. Памятник без согласия родных нельзя восстановить, а родных Полякова не осталось. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры правительства Санкт-Петербурга не признаёт эти руины историческим памятником, поэтому их даже нельзя законсервировать, и разрушение постепенно продолжается.

Руины на месте склепа Самуила Полякова
Руины на месте склепа Самуила Полякова

Напротив памятников, которые мы уже осмотрели - прямо у стены Дома омовений - есть несколько интересных захоронений, на которые я тоже предлагаю обратить ваше внимание.

Рядом со стеной похоронен Пётр Исаакович (Пейсах Ицкович) Геллер (1862 - 1933). Пётр Геллер в 1887 году за картину "Митрополит перед кончиной Иоанна Грозного посвящает его в схиму" получил звание классного художника первой степени, много выставлялся, был довольно успешен, но практически не писал на еврейские темы. Среди его картин "Малолетний Людовик XV у Петра Великого в Париже" (1903), "Гоголь среди великих друзей" (1904), "Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском Селе" (1910).

Пётр Геллер, "Митрополит перед кончиной Иоанна Грозного посвящает его в схиму". 1886 г. Русский музей
Пётр Геллер, "Митрополит перед кончиной Иоанна Грозного посвящает его в схиму". 1886 г. Русский музей

Всего художник написал около двухсот работ, которые хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, множестве частных собраний. Он умер в 1933 году. В 1979 году рядом с ним была упокоена его дочь Анна.

Могила Петра Геллера
Могила Петра Геллера

Чуть ближе к Липовой дорожке мы можем увидеть памятники братьям Льву и Абраму Штернбергам. Лев (Хаим-Лейб) Яковлевич Штернберг (1861 - 1927) был известным этнографом, членом-корреспондентом Академии наук СССР. В восьмидесятых годах девятнадцатого века учился сначала на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, но за участие в студенческих беспорядках был из столицы выслан. После чего поступил на юридический факультет Новороссийского университета, но и там был арестован за участие в организации "Народная воля" и сослан в 1888 году на десять лет на Сахалин. На Сахалине начал заниматься этнографическими работами, печатался в научных журналах, а после досрочного освобождения стал старшим этнографом Музея антропологии и этнографии в Петербурге. Арестовывался и советской властью. Но был освобождён по ходатайству Максима Горького. Иного преподавал, был профессором Ленинградского Восточного института. Скончался в Дудергофе близ Ленинграда 14 августа 1927 года. Его могильный памятник венчает шар с надписью: "Всё человечество едино" - единство человечества с позиций эволюционизма он доказывал всю свою жизнь.

Рядом с ним похоронен его младший брат Абрам Яковлевич Штернберг (1873 - 1927) - фтизиатр, основатель туберкулёзного института в Северной столице. Изучением туберкулёза он занялся ещё в 1907 году, когда был заведующим мужским отделением для лёгочных больных Обуховской больницы. В 1922 году он был назначен главным врачом Специализированной больницы для больных легочным туберкулезом, а в 1924-м возглавил созданную при Ленинградском институте для усовершенствования врачей кафедру лёгочного туберкулёза.

Могила Льва Штернберга. Чуть дальше видно могилу Абрама Штернберга
Могила Льва Штернберга. Чуть дальше видно могилу Абрама Штернберга

Идём дальше. Справа невозможно не заметить склеп-усыпальницу в мавританском стиле. Здесь упокоен Абрам Генохович Каплун (1831 - 1904). Он был придворным портным, но не только. Петербургский купец 2-ой гильдии, домовладелец. На Невском проспекте у него была мастерская "Каплун и сын", а на Лиговской улице - кондитерская фабрика. Склеп на его могиле, даже в нынешнем, полуразрушенном состоянии, производит очень сильное впечатление и мало чем уступает усыпальнице Абрама Варшавского, находящейся рядом.

Склеп Абрама Каплуна
Склеп Абрама Каплуна

У задней стены Дома омовения и отпевания, на очень почётном месте упокоены Иосиф Ильич Клебанов (1919 - 1985) и Анна Израилевна Клебанова (1926 - 2006) - родители бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга, вице-премьера в правительствах Сергея Степашина, Владимира Путина и Михаила Касьянова, полномочного представителя президента России в Северо-Западном федеральном округе, а ныне одного из руководителей "Совкомфлота" Ильи Клебанова. Впрочем, думаю, его родители были удостоены столь почётного места захоронения вовсе не благодаря усилиям своего сына, ведь когда умер Иосиф Ильич Илья Иосифович трудился в скромной должности начальника технологического бюро на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО). А его отец был участником Великой Отечественной войны, закончил её в звании капитана авиационно-технической службы и, несомненно, был достоин этого места на Еврейском кладбище.

Могила Клебановых
Могила Клебановых

Рядом с могилой родителей Ильи Клебанова, на столь же почётном месте, можно увидеть памятник с лаконичной эпитафией:

Человек мудрый, спокойный и правильный

Здесь похоронен Берл Вульфович Горовацкий (1927 - 1997). Со слов экскурсовода, Берл Вульфович действительно был "правильным человеком". Ну и ещё он был вором в законе. Интересно, что будучи в системе воровских отношений, он никогда не ругался матом, никому не отказывал в просьбах, "разруливал" порой чрезвычайно сложные ситуации. В юности отсидел в Норильлаге, в 1953 году был освобождён по амнистии. Был коронован за несколько лет до смерти. Отвечал за так называемое "братское" – заботу о тюрьмах и арестантских больничках. Рассказывали, что на одном из судов над ним (по статье о наркотиках) попросил предъявить изъятый у него героин, выхватил его из рук сотрудника и проглотил.

Могила Берла Горовацкого
Могила Берла Горовацкого

Практически напротив могилы Горовацкого можно увидеть памятник, на котором написано "МАМА" и ниже - Бродская С.М. Я сначала решил, разумеется, что это могила матери поэта Иосифа Бродского - я знал, что она похоронена на этом кладбище. Но на самом деле, это могила мамы другого Бродского, чью фамилию и инициалы мы можем увидеть ниже на этом же памятнике. Впрочем, меня сразу смутила дата смерти - 1961 год. Ведь всем известно, что поэта не пустили в СССР на прощание с матерью. То есть, её смерть произошла уже после его отъезда в Америку, где он жил с 1972 года. В общем, кем были Бродские, похороненные на этом месте, я пока не узнал, но это точно не родные Иосифа Александровича.

Могила Бродских
Могила Бродских

Могила близких поэта находится не на столь почётном месте - в глубине кладбища. И я ещё раз хочу поблагодарить нашего экскурсовода Юлию Пилко, которая провела к ней - вряд ли я бы смог сам её найти. Здесь похоронены мама Иосифа Бродского Мария Моисеевна Вольперт-Бродская (1905 - 1983) и его отец Александр Иванович Бродский (1903 - 1984). Также к ограде могилы прикреплены таблички с именами дедушки и бабушки поэта по линии отца и даты их смерти - Израиль Яковлевич и Рахиль Иосифовна. Но я предполагаю, что это, наверное, кенотафы, хотя, к большому сожалению, не догадался спросить об этом.

Отец Иосифа Бродского Александр Иванович был известным фотожурналистом, корреспондентом многих ленинградских и всесоюзных изданий, военкором на фронтах финской, Великой Отечественной и японской войн. При Ленинградском Доме журналиста он организовал факультет фотожурналистики, где много лет был деканом.

Конечно же, рассказывая о могиле родителей Бродского, похороненных на Еврейском кладбище, нельзя не вспомнить стихотворение нобелевского лауреата, этому кладбищу посвящённое:

Еврейское кладбище около Ленинграда.
Кривой забор из гнилой фанеры.
За кривым забором лежат рядом
юристы, торговцы, музыканты, революционеры.
Для себя пели.
Для себя копили.
Для других умирали.
Но сначала платили налоги,
уважали пристава,
и в этом мире, безвыходно материальном,
толковали Талмуд,
оставаясь идеалистами.
Может, видели больше.
А, возможно, верили слепо.
Но учили детей, чтобы были терпимы
и стали упорны.
И не сеяли хлеба.
Никогда не сеяли хлеба.
Просто сами ложились
в холодную землю, как зёрна.
И навек засыпали.
А потом — их землёй засыпали,
зажигали свечи,
и в день Поминовения
голодные старики высокими голосами,
задыхаясь от голода, кричали об успокоении.
И они обретали его.
В виде распада материи.
Ничего не помня.
Ничего не забывая.
За кривым забором из гнилой фанеры,
в четырех километрах от кольца трамвая.
Могила родителей Иосифа Бродского
Могила родителей Иосифа Бродского

Я уже говорил, что на памятниках ортодоксальных иудеев обычно мало информации. Имя, фамилия и дата смерти. Иногда эпитафия, но далеко не всегда. Но есть на Еврейском кладбище могила, на которой установлен очень дорогой памятник, и на нём нет ни слова, ни даже буквы или цифры - ни на русском языке, ни на идише. Но все знают, кто здесь похоронен, и кем был этот человек при жизни. Это могила барона Гинцбурга. Давид Горациевич Гинцбург (1857 - 1910) был председательствующим еврейской общины Санкт-Петербурга. И это его желание, высказанное незадолго до смерти - на памятнике на могиле ничего не должно быть написано, ведь все и так должны знать кем был усопший при жизни - было исполнено в точности.

О Давиде Гинцбурге можно много рассказывать. Один из наследников богатейшего человека в России Горация Гинцбурга, статский советник, директор правления Компании цепного пароходства по реке Шексне, член правления Волжско-Каспийского нефтяного и торгового общества, Товарищества Могилянского свёкло-сахарного завода - состояние семьи Гинцбургов, входящей в десятку крупнейших в финансовом плане семей России, в 1914 году оценивалось в сумму порядка 25 миллионов золотых рублей, что составляет в пересчёте на нынешние деньги около трёхсот миллионов долларов. Гинцбурги владели Ленским золотопромышленным товариществом, банками, организовывали этнографические экспедиции. Давид Гинцбург спонсировал издание и был редактором Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона, а его личная библиотека была одной из крупнейших в Европе, в которой были даже части древнего экземпляра Талмуда, редчайшие инкунабулы и книги на пергаменте. К слову, всю свою библиотеку он завещал еврейской публичной библиотеке в Иерусалиме (сейчас Главная национальная библиотека Государства Израиль).

Могила Давида Гинцбурга
Могила Давида Гинцбурга

И ещё один примечательный памятник хочу я показать своим читателям. Стилизованная скульптура льва обыгрывает имя человека, здесь похороненного - Льва Наумовича (Лейбы Нухимовича) Моносзона (1839-1896). К слову, автором этого памятника также является Яков Гевирц, уже неоднократно мною упомянутый. Лев Моносзон был купцом первой гильдии, владельцем доходных домов в Апраксином переулке, поставщиком двора Его Императорского величества. Ну и, ко всему прочему, был владельцем российской алмазной биржи. Собственно, лев на его могиле олицетворяет, в том числе, охранника богатств упокоенного здесь.

Могила Льва Моносзона
Могила Льва Моносзона

И уже когда я уходил с этого кладбища, меня вдруг резанула фамилия на одном из памятников - уж очень она была странной, тем более для этого места. Обратите внимание на верхнюю строчку.

Могила Гитлера и семьи Энтелис
Могила Гитлера и семьи Энтелис

Экскурсовод Юлия пояснила, что, на самом деле, эта фамилия пишется латиницей через букву "G" - Gitler, в то время как человек, о котором все сразу думают, через "H" - Hitler. Так что это вовсе не одинаковые фамилии, а очень даже разные. Кстати, говоря, один из похороненных здесь - Фёдор Семёнович Энтелис (1907 - 1995) - один из известных художников и учёных в области технологии стекла. По его проекту был создан экспериментальный цех художественного стекла на Ленинградском фарфоровом заводе, а сам Фёдор Семёнович долгое время был профессором кафедры стекла и керамики Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной (сейчас Академия Штиглица). Ну а Савелий Ильич Гитлер - это отец его жены Сарры Савельевны, похороненной здесь же.

Вот такая получилась экскурсия по Еврейскому кладбищу - от Розенбаума до Гитлера.

Здесь на старом еврейском кладбище
По старинке, в черте оседлости
Господа лежат и товарищи,
Кто-то в роскоши, кто-то в бедности.
Кто-то в камне, расшитом золотом,
Вдоль оградок — скамейки чистые,
Кто-то в камне замшелом, колотом,
Позабытый родными, близкими.
Вот фельдфебель Её Величества
Делит землю с портным из Гомеля.
Тот был бездарью, этот — личностью —
Оба в землю легли изгоями.
В доме том
За углом,
Где давным-давно всё быльём
поросло,
поросло…
Александр Розенбаум

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской".

Так же хочу попросить своих подписчиков подписаться и на мой канал в Ютубе. Правда, он называется не так, как остальные мои аккаунты в соцсетях - Chester Field. Но всё равно - подписывайтесь. Для этого вам надо всего лишь кликнуть по названию канала, перейти на него и там подписаться. Всё просто.