749 подписчиков

«Женские образы в…»

Художник Е.Самокиш-Судковская, иллюстрация к роману "Евгений Онегин", 1908 г.
Художник Е.Самокиш-Судковская, иллюстрация к роману "Евгений Онегин", 1908 г.

Очередная лекция в прекрасном Центре знаний «Машук». На этот раз была женская аудитория и женская тема. И сплошь – слушательницы. Меня попросили сделать разговор о женском лидерстве, и я, как всегда, подобрал литературный и киноматериал. Но начать я хотел бы не с него.

Еще в школе меня как-то поразило, что нам дают сочинения на тему «Женские образы в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Никому в голову не придет говорить специально об образах мужчин. Они как бы по умолчанию. Они существуют и главенствуют. Они и портрет, и фон, и пейзаж. А женщины – какие-то специальные детали на этом мужском полотне. Давайте обратим на них внимание и рассмотрим поближе… Женские образы у Некрасова, Толстого, Достоевского, далее везде. С этим почти ничего нельзя поделать, но задуматься можно. И, кажется, нужно. И в Евангелии, и в конституции у всех равные права и достоинство, но реальные жизненные практики закрепляют другой тренд.

Я собрал очень многообразный киноматериал, и разбил лекцию на несколько тематических блоков. Вот они: «женщина между семьей и работой», «шаг в социум и принятие ответственности», «гордыня и смирение на вершине карьеры», «женская власть над мужчиной», «женщина в водовороте большой истории».

Я не буду перечислять все фильмы, которые я использовал для лекции, но расскажу об актрисах, которые исполняли главные роли: Нонна Мордюкова, Софико Чиаурели, Джулия Робертс, Джулианна Маргулис, Луиза Флетчер, Ангелина Степанова, Линн Коэн.

У любой лекции всегда есть две цели: раскрытие темы и некоторая просветительская миссия, потому что все фильмы, которые я использовал, - это прекрасное кино, и его хорошо бы знать. Слушательницы не только активно участвовали в дискуссии, но и записывали названия картин. Во время лекции я показываю крошечный отрывок, а просмотр целого фильма – это большое событие, если смотреть внимательно и вдумчиво.

В конце разговора было много вопросов. Один мне запомнился больше всех: «Как сделать так, чтобы мужчины смирились и поняли женщину лидера?» Я не стал уходить ни от материала кино, ни от «метода Клейна», ответил: «Я не симпатизирую герою фильма «Служебный роман», потому что он начинает ухаживать за начальницей для того, чтобы ему повысили зарплату. И я не завидую главному герою фильма «Москва слезам не верит». Не потому, что он зарабатывает меньше, чем она, а потому, что это его волнует».