13,7K подписчиков

Евгений Понамарчук. Победы в тумане: разгром «Старфайров»

275 прочитали
Для советских лётчиков-истребителей в Корее первый год участия в войне был наиболее удачным.

Для советских лётчиков-истребителей в Корее первый год участия в войне был наиболее удачным. С ноября 1950 по конец 1951 года соотношение побед и потерь в воздушных боях составляло, по советским данным, 8:1 в свою пользу. Заслуга это в основном «парадных» 303-й и 324-й истребительных авиадивизий. Интересно, что соотношение 8:1 близко к классическому 10:1, когда-то заявлявшемуся американской стороной как результат противостояния F-86 и МиГ-15 (конечно, в пользу «Сейбров») и традиционно критикуемому российскими авторами. И проблемы советской статистики те же самые, что и американской. Иллюстрацией этого может служить необычный, и в то же время во многом типичный воздушный бой 21 июля 1951 года.

Советская версия событий выглядит так. Утром 21 июля стояла плохая погода, аэродромы базирования 64-го истребительного авиакорпуса были закрыты сплошной облачностью высотой от 200 до 8000 метров (командир 196-го истребительного авиаполка полковник Евгений Пепеляев описывает погоду иначе: безоблачно, небольшой туман, видимость около 1 км). Американцы решили этим воспользоваться для проведения разведки глубинных районов Китая. Восемь перехватчиков Локхид F-94 «Старфайр» вылетели из Японии и встретились с 30 «Сейбрами» прикрытия из Сувона. Однако F-86 сопровождали их только до приграничного Аньдуна, после чего повернули обратно, решив, что в такую погоду советская авиация уже не появится. «Старфайры» продолжали путь над Китаем, долетели до Мукдена (Шэньян) и повернули обратно. В мемуарах пилота Б. Абакумова ещё добавляется, что в Южной Корее они дозаправились на каком-то аэродроме подскока.

Участники боя 21 июля – полковник Е. Пепеляев и капитан Б. Абакумов
Участники боя 21 июля – полковник Е. Пепеляев и капитан Б. Абакумов

По неизвестной причине командование 64-го авиакорпуса не разрешало взлёт для перехвата противника, что вызывало сильное раздражение Пепеляева, грубившего начальству по телефону. Разрешение дали только тогда, когда F-94 возвращались и проходили возле аэродрома Аньдун. В 9:00 в воздух поднялись десять МиГ-15 из 196-го истребительного авиаполка 324-й истребительной авиадивизии во главе с Пепеляевым. Отобраны были наиболее подготовленные для полётов в сложных метеоусловиях лётчики. Пепеляев торопился догнать противника и после взлёта не собирал свою группу. Он настиг уходящие вражеские самолёты через 4-5 минут. Они приближались к береговой черте, и Пепеляев отметил, что фактически уже не имел права их атаковать – советским лётчикам запрещалось летать над морем из-за отсутствия в 64-м авиакорпусе поисково-спасательной службы; если бы они катапультировались над водой, вытащить их (как и обломки их самолётов, что и произошло в данной истории) могли только корабли и вертолёты сил ООН.

Пепеляев атаковал заднюю четвёрку, а звену капитана Бориса Бокача приказал атаковать переднюю. Согласно Пепеляеву, он поразил несколькими снарядами живот одного самолёта, стреляя с набором высоты под ракурсом 1/8. Затем обстрелял другой, выполнявший левый разворот – у него развалилось хвостовое оперение, и МиГ Пепеляева едва не столкнулся с обломками. Обе группы самолётов рассыпались: F-94 уходили из-под атак, а МиГи их преследовали. Бой был скоротечным.

Кадр фотокинопулемёта Е. Пепеляева, сделанный в бою 21 июля 1951 года. Американский самолёт пытается уйти от огня левым разворотом; окраска и силуэт позволяют уверенно определить, что это F9F, а не F-94
Кадр фотокинопулемёта Е. Пепеляева, сделанный в бою 21 июля 1951 года. Американский самолёт пытается уйти от огня левым разворотом; окраска и силуэт позволяют уверенно определить, что это F9F, а не F-94

Участник боя капитан Борис Абакумов:

Вдруг Саня Литвинюк передаёт радостную весть: «Вижу противника. Впереди, справа 30 градусов». Мы разворачиваемся и вступаем в бой. Противнику, видимо, тоже сообщили, что их сейчас будут атаковать, так как ведущая четвёрка разворачивается на 180 градусов и идёт к нам навстречу надеясь на свои четыре пушки на каждом Ф-94. Мы делаем манёвр для выхода в атаку, рассыпаемся по парам и с различных направлений атакуем противника. Вот уже один клюнул носом вниз – это Пепеляев отрубил ему киль своей очередью. Смотрю, второй, третий неестественно нырнули в облака. Я поймал в прицел ведущего одной из пар противника и дал по нему две очереди. На мгновение мелькает мысль: «Какие хорошие новенькие машины, все блестят. Какая прекрасная конструкция, а я порчу её своими снарядами, нарушая гармонию линий и зализов». Снаряды сделали своё дело. Ф-94 плавно заваливается влево и идёт к земле носом вниз.

Капитан Лев Иванов:

После того как мы взлетели и пробили облачность, мы обнаружили восьмёрку самолётов противника, летевших двумя четвёрками в строю «ромб» одна за другой. Мы были выше их на 1500 метров. Пепеляев сразу пошёл в атаку, а наше звено осталось выше прикрывать атаку. Строй самолётов противника рассыпался после атаки Пепеляева, и их начали преследовать, разбившись на пары. Тут мне кто-то крикнул по радио: «Лев, смотри слева». Я обернулся влево и увидел пару самолётов противника в каких-то 150-200 метрах от себя. Я резко развернул свой самолёт влево, стараясь направить нос самолёта на ведущего этой пары и почти в упор ударил по нему короткой очередью. Наблюдал попадания снарядов в самолёт противника, но дальше я потерял его из вида, так как атака была скоротечной.

В целом доступные описания с советской стороны не отличаются подробностью, и по ним трудно составить общую картину воздушной схватки. Но итог боя – группа американских перехватчиков разгромлена, 64-й корпус потерь не имел.

Читать полностью >>>