В этой статье мы собрали для вас подборку из 10-ти автомобилей, за которые заплатили десятки миллионов долларов.
Откуда такие цены? Что на них влияет? Где продаются самые дорогие автомобиле в мире? На эти и на многие другие вопросы мы, команда AutoHammer, ответили в этой статье. Не забудьте подписаться, чтобы первыми быть в курсе всех событий автомобильного мира.
Что влияет на цену автомобиля на аукционе
Высокая стоимость автомобиля зависит не от технической составляющей и иногда даже не от пробега или мощности двигателя.
В старых машинах есть душа, современные - созданы маркетологами.
Все дело в исторической ценности моделей. У каждого выставленного на продажу автомобиля есть пакет документов, который подтверждает его историю: когда и где выпустили, кому продали, как ремонтировали и восстанавливали.
Факторы, влияющие на цену:
- Редкость: Чем меньше машин такой модели и комплектации было создано или смогли сохранились до нашего времени, тем выше будет стоимость каждого экземпляра. Чем сложнее найти похожий автомобиль тем ценнее он для коллекционеров. Как правило, дорогие лоты — это автомобили, выпущенные ограниченными сериями.
- Состояние: Сохранность и количество оригинальных деталей в автомобиле влияют на его цену. Классические спортивные модели, часто используемые в гонках или эксплуатируемые с повышенным износом, могут иметь повышенную стоимость при хорошем состоянии.
- История: Принадлежность автомобиля известным людям, его участие в соревнованиях, фотосессиях или автосалонах повышают его коллекционную ценность.
- Популярность: Некоторые автомобили могут быть более привлекательными для публики, что также влияет на цену, даже если они не являются самыми редкими или мощными.
- Престижность аукционного дома: Репутация и история аукционного дома могут также повлиять на цену автомобиля. Новые дома стремятся получить известность за счет громких продаж, поэтому часто убеждают своих продавцов не задирать стартовую планку, в то время как уважаемые площадки предпочитают поддерживать более высокие цены для сохранения своей репутации.
Где продают самые дорогие автомобили
В нашем рейтинге представлены пять аукционных домов, у каждого из них своя специализация.
- RM Sotheby's — самый известный аукционный дом, базирующийся в канадском городе Бленхейм, провинция Онтарио, является одной из ведущих в своей сфере организаций. Предоставляет широкий выбор антиквариата и произведений искусства. В 1991 году её основал Роб Майерс (отсюда - аббревиатура RM), до 2015 года она называлась RM Auctions, но после Майерс подписал стратегическое соглашение со всемирно известным домом "Сотбис" (Sotheby’s), передав им 25 процентов акций.
Около миллиарда долларов годового оборота, самые дорогие лоты за всю историю автоиндустрии и почти половина машин из нашего рейтинга — сегодня это безоговорочный мировой лидер в своей отрасли.
Лучшим достижением уже объединённой компании стала продажа Ferrari 250 GTO 1962 года, которая на торгах в Монтерее в 2018 году ушла с молотка за 48,4 миллиона долларов.
- Gooding & Company — калифорнийский аукционный дом, основанный в 2003 году. Его специализация — исключительно классические автомобили, то есть машины старше 25 лет. Основатель компании Дэвид Гудинг много лет проработал в RM Auctions и досконально изучил рынок.
На счету этой площадки несколько локальных рекордов. Например, в 2018 году здесь продали за 22 млн долларов Duesenberg SSJ 1935 года, который стал самым дорогим американским автомобилем в истории. В настоящее время аукционный дом держит мировые рекордные цены на аукционе для 12 автомобильных марок, включая Duesenberg, Porsche, Ferrari, Bugatti, McLaren и RUF.
- Mecum — американская компания, которая держит первенство по количеству лотов, выставляемых на один аукцион. Главное мероприятие проходит в городке Киссимми, штат Флорида, и длится 10 дней. На этом аукционе ежегодно продают тысячи машин.
По сути Mecum Kissimmee представляет собой большой фестиваль с гонками и шоу-программой. Он собирает десятки тысяч посетителей, подавляющее большинство которых ничего не продают и не покупают.
- Bonhams — еще один из старейших и крупнейших аукционов антиквариата и изобразительного искусства в мире.
В ноябре 2001 года произошло слияние Bonhams & Brooks (основана 1793 году) и Phillips Son & Neale (основана в 1796 году Гарри Филлипсом). Сегодня аукционный дом Bonhams предлагает свои услуги более чем 60 областях изобразительного искусства и антиквариата. Сегодня аукционный дом Bonhams Bonhams присутствует в 25 странах на пяти континентах.
- Artcurial — французский дом со специализацией на произведениях искусства. Но иногда классические автомобили все-таки попадают на торги — и уходят за впечатляющие деньги.
10 место 2002 Mercedes-Benz CLK GTR Roadster
Цена: $10 235 000 (913 652 863 ₽)
Когда и где продали: 17 ноября 2023 года, аукцион RM Sotheby’s, Лас-Вегас, США
История. К середине 1990-х годов Mercedes-Benz стал самой титулованной маркой в истории автоспорта. К примеру, в серии DTM ее лидерство было настолько безоговорочным, что заводские команды Opel и Alfa Romeo решили не участвовать в гонках: у них просто не было шансов.
Чтобы вернуть в автоспорт конкуренцию, FIA в 1997 году создала чемпионат GT с вольными правилами, требующими выпуска лишь 25 дорожных машин для омологации. Конструкторы Mercedes-Benz разработали CLK GTR за 128 дней, использовав силовой агрегат S-серии с титановыми деталями. Мотор и секвентальную коробку поместили в алюминиевую раму, а кузовные панели сделали из углепластика. Первые два года Mercedes-Benz уверенно занимала первое место в чемпионате.
Характеристики. V12 объемом 6 л и мощностью 592 л. с. разгонял машину до 100 км/ч за 3,8 секунды.
9 МЕСТО 1960 Ferrari 250 GT SWB Berlinetta Competizione
Цена: $10 989 500 (981 005 191 ₽)
Когда и где продали: 31 января 2024 года года, аукцион RM Sotheby’s, Париж, Франция
История. Машину создали специально для гонки «12 часов Себринга». В 1960 году она дебютировала, но выдающегося результата не показала: американцы Джордж Арентс и Билл Кимберли привели ее к финишу седьмой в общем зачете и пятой в своем классе. Позже статистику удалось исправить: в 1960-х пилоты этого Ferrari 14 раз занимали места на разных подиумах. Более 20 раз она участвовала в гонках.
Характеристики. V12 объемом 3 л и мощностью 280 л. с. Максимальная скорость — 270 км/ч. Разгон с места до 100 км/ч — 7,2 секунды.
8 МЕСТО 1903 Mercedes-Simplex 60 HP ‘Roi des Belges’
Цена: $12 100 000 (1 080 136 750 ₽)
Когда и где продали: 2—3 марта 2024 года, аукцион Gooding & Company, Амелия-Айленд, Флорида, США
История. Высокая коллекционная ценность этой машины — результат не только большой редкости самой модели, но и истории владения.
В 1903 году ее купил Альфред Хармсворт, первый виконт Нортклифф, газетный магнат, основатель влиятельных британских таблоидов — Daily Mail и Daily Mirror. Автомобиль участвовал в двух самых престижных гонках своего времени и каждый раз приходил первым. Кузов изготовлен в парижском ателье Йозефа Ротшильда. Более 120 лет машина была собственностью семьи Хармсворт.
Характеристики. От конкурентов 60 HP отличала высокая удельная мощность: огромный четырехцилиндровый двигатель объемом 9,2 литра выдавал 60 л. с., что позволяло четырехместному фаэтону развивать 130 км/ч. Это был самый быстрый серийный автомобиль своего времени.
7 МЕСТО 1972 Ferrari 312 PB
Цена: $12 842 182 (1 146 389 482 ₽)
Когда и где продали: 20 мая 2023 года, аукцион RM Sotheby’s, Черноббьо, Италия
История. 1971 год был тяжелым для команды Ferrari, Из 11 этапов чемпионата мира по гонкам на спортивных прототипах итальянцы не выиграли ни один. Победа в общем зачете досталась Porsche. Но 1972 год стал триумфальным благодаря новому автомобилю 312 PB, созданному на основе формульного болида. Этот автомобиль позволил команде выиграть чемпионат и оставить за собой первое место, за исключением одной гонки. Победа на гонках в Нюрбургринге, второе место в Себринге и третье место в Монце помогли команде Ferrari доминировать в том сезоне.
Победителями этапа стали Ронни Петерсон и Тим Шенкен, выступавшие на шасси под заводским номером 0886. Именно эта машина стала топ-лотом аукциона RM Sotheby’s в мае 2023 года.
Сезон 1972 года остался самым успешным в истории команды. Во многом это случилось благодаря 312 PB. Но была у этой победы и еще одна причина: в Porsche отказались соблюдать новый технический регламент FIA и просто пропустили тот год.
Характеристики. Позаимствованный у болида «Формулы-1»12-цилиндровый двигатель объемом 3 л развивал 460 л. с. Масса машины — всего 650 кг.
6 МЕСТО 1957 Jaguar XKSS
Цена: $13 205 000 (1 178 777 338 ₽)
Когда и где продали: 18 августа 2023 года, аукцион RM Sotheby’s, Монтерей, Калифорния, США
История. Двухместная версия D-type, адаптированная для дорожного использования, была поистине уникальным автомобилем для своего времени. Всего планировали выпустить 25 машин, но в феврале 1957 года завод Jaguar в Ковентри сгорел, прервав производство XKSS, но сделав их еще более редкими и желанными коллекционерами.
Сегодня Jaguar XKSS считается культовым классическим автомобилем, ценность которого возросла до нескольких миллионов долларов. Эксклюзивность, история и стиль этой модели делают ее идеальным объектом коллекционирования для автомобильных энтузиастов со всего мира.
Характеристики. Гоночную рядную «шестерку» объемом 3,5 литра дефорсировали с 265 до 250 л. с. Максимальная скорость несколько снизилась, но все равно была выше 240 км/ч — выдающийся показатель для второй половины 1950-х годов.
5 МЕСТО 1964 Ferrari 250 LM
Цена: $17 140 142 (1 530 057 626 ₽)
Когда и где продали: 6 июля 2023 года, аукцион Artcurial Motorcars, Париж, Франция
История. Изначально в Ferrari пытались представить модель 250 LM как гоночную версию 250 GT, чтобы соперничать в одном классе с аналогичными дорожными автомобилями. Это был дерзкий шаг, поскольку модели GT и LM существенно отличались друг от друга. Несмотря на то, что у них был почти идентичный двигатель, у GT он был расположен спереди, а у LM — в центре, за водительским сиденьем.
Подача заявки в FIA провалилась, и 250 LM оказалась в одной категории с Ford GT40. Поэтому особенно ценной стала победа в гонке "24 часа Ле-Мана" 1965 года, где первые два места достались итальянской команде. Следующий раз Феррари смогли подняться на верхнюю ступень пьедестала лишь спустя 58 лет.
Всего было произведено 32 экземпляра 250 LM, и данный автомобиль был десятым в этой серии. Он был мало использован и никогда не участвовал в гонках. В феврале 2023 года этот автомобиль был выставлен на аукцион, однако начальная цена в 23,5 миллиона долларов показалась потенциальным покупателям слишком высокой. Новый владелец был найден лишь через шесть месяцев после того, как продавец значительно снизил цену.
Характеристики. V12 объемом 3,3 л и мощностью 320 л. с. разгонял машину почти до 300 км/ч.
4 МЕСТО 1963 Ferrari 250 GT SWB California Spyder
Цена: 17 875 000 $ (1 595 656 563 ₽)
Когда и где продали: 2—14 января 2024 года, аукцион Mecum, Киссимми, Флорида, США
История.
Короткобазная версия 250 GT в открытом кузове была выпущена в 1960 году. На тот момент она стоила 12 000 $, что эквивалентно более чем 126 000 $ по современному курсу. Сегодня цены на эти Ferrari превышают несколько десятков миллионов долларов, и их цена будет только расти. Этот автомобиль является самым дорогим Ferrari 250 GT SWB за всю историю публичных продаж.
Характеристики. V12 объемом 3 л и мощностью 280 л. с. Максимальная скорость — 270 км/ч. Разгон с места до 100 км/ч — 7,2 секунды.4 МЕСТО 2013 Mercedes-AMG Petronas W04 Formula 1
3 МЕСТО 2013 Mercedes-AMG Petronas W04 Formula 1
Цена: 18 815 000 $ (1 679 568 013 ₽)
Когда и где продали: 17 ноября 2023 года, аукцион RM Sotheby’s, Лас-Вегас,США
История. К 2013 году, у Хэмилтона уже был один чемпионский титул, но в течение последних четырех сезонов в «Макларене» его выступления были неудачными: он никак не мог подняться выше четвертой позиции в общем зачете. Поэтому он принял решение изменить команду и присоединился к Mercedes-AMG Petronas. Однако, достичь быстрых результатов на новом месте ему не удалось. Только раз за весь год он смог победить на гонке, обогнав Кими Райкконена в Гран-при Венгрии на 11 секунд. Его общее место в чемпионате оставалось четвертым.
В следующем сезоне, уже за рулем другой машины, Хэмилтон начнет удивительную серию побед. За исключением серебрянного приза в 2016 году, он выиграет главный трофей автоспорта в шесть раз и станет самым успешным гонщиком в истории «Формулы-1».
Характеристики. Последний безнаддувный V8 перед переходом на гибрид. Объем — 2,4 л, мощность — 750 л. с. Еще 80 л. с. добавлял электромотор системы рекуперации энергии.
2 МЕСТО 1967 Ferrari 412P Berlinetta
Цена: 30 250 000 $ (2 700 341 875 ₽)
Когда и где продали: 18 августа 2023 года, аукцион Bonhams, Кармел, Калифорния, США
История. 412P — версия гоночной машины 330 P3, которую Ferrari строили для продажи другим командам. От базовой модели ее отличают несколько деталей. Во-первых, изменили систему питания двигателя: вместо механического впрыска Lucas использовали карбюраторы Weber. Во-вторых, подвеску сделали менее жесткой, так что автомобиль можно было приспособить для дорог общего пользования.
Всего в Маранелло изготовили четыре такие машины, но только две из них — включая эту, с номером шасси 0854 — сразу собирали в комплектации 412P. Две остальные переоборудовали из 330 P3 1966 года выпуска.
Характеристики. V12 объемом 4 л развивал 420 л. с. Максимальная скорость — 310 км/ч.
1 МЕСТО 1962 Ferrari 330 LM / 250 GTO
Цена: 51 705 000 $ (4 615 576 088 ₽)
Когда и где продали: 13 ноября 2023 года, аукцион RM Sotheby’s, Нью-Йорк,США
История. Первым местом в рейтинге была удостоена модель 250 GTO — самая дорогая из всех Ferrari и один из наиболее ценных автомобилей в мире. Этому автомобилю удалось установить рекордную цену для бренда в $51 миллион благодаря уникальной заводской комплектации.
Остальные модели GTO в то время были оснащены 3-литровыми двигателями V12 мощностью 300 лошадиных сил. Однако в 1962 году руководители гонки "24 часа Ле-Мана" разрешили участвовать машинам с 4-литровыми моторами. Ferrari немедленно воспользовалась этой возможностью, увеличив объем цилиндров с 250 до 330 кубических сантиметров, создав тем самым новую модель под названием 330 LM.
Премьера этой машины состоялась на Нюрбургринге. Гонщики Майк Паркс и Вилли Мэресс из заводской команды опередили всех соперников в своем классе и заняли второе место в общем зачете. Во время гонки в Ле-Мане на первом круге Паркс попал на песчаную косу, но машина была восстановлена и продана частному лицу. Новый владелец решил вернуть автомобиль к исходной модели 250 GTO и в 1963 году был заменен двигатель на стандартный V12 объемом 3 литра.
Характеристики. Благодаря увеличенному рабочему объему и шести карбюраторам мотор 330 LM развивал 390 л. с. V12 250 GTO объемом 3 л,с которым машину в 2023 году выставили на аукцион, слабее почти на 100 л. с. Но на цене это никак не сказалось — сегодня это самый дорогой Ferrari в истории.
Как вы думаете какой коллекционный автомобиль лучше покупать: старый, сохранный, редкий, знаменитый? Может ли автомобиль быть инвестицией?
Пишите в комментариях свои варианты ответов, а мы разберем эту тему в следующей статье, подпишись!