Швейцарский саммит: долгий разбег и феерический провал

442 прочитали

С 15 по 16 июня на швейцарском курорте Бюргеншток проходил «саммит о мире на Украине». По официальным данным швейцарской стороны, на данное мероприятие прибыло 92 делегации из различных стран мира, хотя приглашалось 160. Первоначально планировалось, что на саммит соберутся лидеры всех стран-участниц, так как саммит сам по себе подразумевает встречу руководителей государств, но в итоге оказалось, что в Швейцарию приехало только 57 президентов и премьеров.

Однако перед тем, как оценить ход и последствия этого мероприятия, необходимо вспомнить, как принималось решение о проведении данной международной встречи. 21 сентября 2022 года, Владимир Зеленский, в ходе видеообращения к делегатам 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН заявил, что у него еcть «формула мира» и озвучил пять «необсуждаемых» условий для разрешения конфликта на Украине. Среди названных условий было наказание России за, якобы совершенные ею «преступления», а также лишение ее права вето в Совете Безопасности ООН. Он требовал восстановления территориальной целостности Украины и гарантии безопасности со стороны других стран.

15 ноября 2022 года на саммите G20 в Индонезии была озвучена «формула мира Зеленского» из 10 пунктов, одним из главных пунктов был «вывод российских войск» с территории Украины в границах 1991 года, а также создание «трибунала для расследования действий России» и «возмещение причиненного Украине ущерба».

Вполне очевидно, что с того момента «формула мира Зеленского» была принята Западом, как ультиматум для России, ни один западный лидер даже не пробовал внести предложений по мирному урегулированию украинского конфликта. Запад всячески помогал Украине продвигать эту «формулу».

В июне 2023 года прошла встреча в Дании между советниками по вопросам национальной безопасности различных стран. В августе того же года была организована встреча дипломатов в Саудовской Аравии, на которую удалось заманить даже Китай, но уже следующая встреча на Мальте состоялась уже без китайских представителей.

В январе 2024 года, на форуме в Давосе было объявлено, что Швейцария будет готовить мирную конференцию «для Украины». В апреле швейцарская сторона подтвердила, что «Глобальный саммит по имплементации формулы мира» пройдет в июне 2024 года, но Россия на него приглашена не будет.

С 15 по 16 июня на швейцарском курорте Бюргеншток проходил «саммит о мире на Украине».

По замыслу Запада, который не скрывали украинские источники, собравшиеся лидеры большей части стран мира должны были подписаться под безальтернативными требованиями Украины, а затем, на основании утвержденного документа, оказывать дипломатическое давление на Россию.

Однако успехи российской армии на фронте и соответствующая работа дипкорпуса России внесли коррективы в планы Запада. После визита в Киев госсекретаря США Энтони Блинкена Зеленский озвучил журналистам лишь три пункта, для обсуждения в Швейцарии - это ядерная безопасность, продовольственная безопасность и гуманитарные вопросы возвращения пленных. Остальные семь пунктов как-то выпали из повестки.

Однако даже в этой усеченной редакции «саммит мира» продолжал буксовать. Владимир Зеленский и его кураторы полностью проигнорировали тот факт, что Китай и Бразилия продвигают свой план мира на Украине. В Пекине утверждают, что этот план поддерживают более 45 стран, а еще около 20 «предметно рассматривают».

Поэтому не удивительно, что Китай вообще отказался от участия в саммите в Швейцарии.

Отказались приехать и такие крупные страны Глобального Юга, как Египет, Алжир, Вьетнам, Иран и ряд других государств. Характерно, что Пакистан, заявляя о своем отказе, пояснил свои действия принятым в стране законом о соблюдении нейтралитета. Вполне очевидно, что само участие в этом мероприятии воспринимается некоторыми странами Глобального Юга, как поддержка Запада.

Окончательный отказ Пекина посылать своих представителей в Швейцарию вызвал у Зеленского очередной нервный срыв. На форуме в Сингапуре обиженный диктатор завил, что «Китай является инструментом в руках Путина» и «работает над тем, чтобы другие страны не приезжали на саммит мира». Пожалуй, после этого демарша число желающих ехать в Швейцарию сократилось еще на десяток.

Единственным местом, где Зеленский встретил понимание, оказались Филиппины – страна, которая сейчас находится в территориальном споре с Китаем за острова в Южно-Китайском море. На том же саммите в Сингапуре руководство Филиппин заявило, что противостояние с Китаем в открытом море «очень близко к тому, что определяется, как акт войны», тем самым подчеркнув, что Филиппины могут стать для Китая аналогом Украины с последующим развязыванием конфликта, тем более, что базы США на Филиппинах уже имеются.

Президент США Байден также отказался от участия в саммите, предпочтя сконцентрироваться на сборе средств для своей предвыборной кампании.

Не уложившись в норматив «100 участников» и с горем пополам набрав всего 92 страны, организаторы саммита уже в ходе мероприятия внезапно осознали, что даже в таком составе им будет тяжело продвигать свою позицию. Выступления финнов, поляков и эстонцев, обвинявших Россию во всех смертных грехах, звучали истерично и местечково, явно не соответствуя формату «глобального саммита». Зато претендующие на роль будущих организаторов мирного процесса саудиты и турки проводили совсем другую линию.

Глава МИД Саудовской Аравии Файсал бин аль-Сауд сказал, что для достижения мира «потребуются тяжелые компромиссы как части дорожной карты, которая приведет к миру, и любой серьезный процесс потребует представительства России».

Глава турецкого МИД Хакан Фидан указал, что Украина имеет «формулу на столе», и президент России Владимир Путин «недавно поделился некоторыми условиями». Он подчеркнул, что это «важные шаги и проблеск надежды для того, чтобы избежать расширения конфликта». «Очень важно участие России в переговорном процессе», – сказал глава турецкого МИД.

Обозначенный вектор быстро уловила Швейцария, продолжающая неуклюжие попытки имитировать нейтралитет. Президент альпийской республики Виола Амхерд, заявившая «об отсутствии иллюзий» насчет того, что на текущей встрече возможно достичь полного взаимопонимания. Она назвала происходящее «началом пути». Учитывая то, что «путь» начался осенью 2022 года, её заявление звучит более, чем странно.

Итоговая декларация саммита в Швейцарии включила соблюдение территориальной границ Украины, обмен пленными и «ядерную безопасность», под которой понималась передача Киеву Запорожской АЭС.

Этот последний пункт в итоге окончательно добил саммит. Поддержка достаточно безапелляционного и откровенно наглого требования означала бы жесткий и агрессивный демарша в отношении Российской Федерации, приехавшие в Бюнгеншток страны Глобального Юга это хорошо осознали.

В результате итоговый документ саммита не подписали не только члены БРИКС Бразилия, Индия и ЮАР, но и вступившие в организацию в этом году ОАЭ и Саудовская Аравия, а также стремящийся туда Таиланд. Помимо них, отказались поддерживать итоговый документ такие крупные страны, как Индонезия, Мексика и Колумбия, ранее голосовавшие за антироссийские санкции. Затем выяснилось, что организаторы саммита что-то не так посчитали, и против итоговой резолюции выступили Иордания, Ирак и пытающийся модерировать ситуацию на глобальном Юге Ватикан.

Это – явный провал. Несколько латиноамериканских стран и такое же количество представителей Африки, поддержавших западные требования к России, по сути, представляли собой лишь декорацию, имитировавшую участие незападных игроков в швейцарском «мирном саммите».

За вычетом крупнейших государств глобального Юга перечень подписантов на 90 процентов совпал со списком совещаний в формате Рамштайн по оказанию военной помощи киевскому режиму. Возникает вопрос – зачем, в таком случае, Салливану было собирать весь этот «фестиваль абсурда» на альпийском курорте? Куда рациональнее было бы собрать участников в привычной обстановке на американской военной базе.

Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!