От собственной газеты и оркестра до авиационного отряда: поезд Председателя Реввоенсовета Республики Троцкого

В зале №4 нашего музея внимание посетителей всегда привлекает внимание шефское знамя поезда председателя РВСР от грузчиков станции Москва-Товарная-Курская. Оно чудом уцелело в 1930-е годы и стало уникальным экспонатом, который хранится теперь в знаменном фонде музея, а в экспозиции – его точная копия.

В зале №4 нашего музея внимание посетителей всегда привлекает внимание шефское знамя поезда председателя РВСР от грузчиков станции Москва-Товарная-Курская.

Поезд председателя Реввоенсовета Республики и народного комиссара по военным и морским делам Л.Д. Троцкого был сформирован в ночь с 7 на 8 августа 1918 г. в Москве на Московско-Казанской железной дороге. Первоначально он состоял из двух локомотивов и 12 вагонов, а также бронеплощадок с пушками и пулеметами. Постепенно он разрастался: при поезде появились вспомогательные, охранные и снабженческие поезда, а непосредственно сам наркомовский состав был разделен на две части.

В состав поезда входили два салон-вагона, один из которых предназначался для самого Троцкого (до 1917 г. он принадлежал министру путей сообщения), второй – для начальника поезда и членов Реввоенсовета и Ревтрибунала, а также гостей, вагоны для команды, вагон с военной формой, обувью и подарками отличившимся бойцам. В отдельных вагонах размещались мощная корабельная радиостанция, телеграф, электростанция, библиотека, типография, баня, гараж с автомобилями из императорского гаража, которые использовались для длительных поездок в войска, цистерна с бензином для автомашин, авиационный отряд из двух самолетов для разведки и связи.

Поезд обслуживался командой из 232 человек, включая охрану состава, боевые расчеты орудий и пулеметов, телефонистов и телеграфистов, экипаж броневика, самокатчиков, мотоциклистов, шоферов, летчиков, агитаторов, медиков, работников вагона-ресторана. Позднее при поезде имелся даже оркестр из 30 человек.

В зале №4 нашего музея внимание посетителей всегда привлекает внимание шефское знамя поезда председателя РВСР от грузчиков станции Москва-Товарная-Курская.-2

Начальником поезда после его формирования был назначен член ВЦИК Сергей Владимирович Чикколини, а с февраля 1919 г. эту должность занимал Рудольф Августович Петерсон - участник Первой мировой войны, бывший телефонист 7-го латышского стрелкового полка (впоследствии долгое время он был комендантом Московского Кремля).

Служить в команде поезда считалось очень престижным. Для личного состава были установлены повышенные оклады. Так, начальник поезда в отношении денежного довольствия приравнивался к начальнику дивизии и получал в месяц 2450 рублей, коменданты поезда (приравнивались к командирам полка) – 1950 рублей, а поездной фельдшер – 1450 рублей. И это при том, что месячное жалование строевого начдива составляло 2000 рублей, комполка – от 700 до 1000 рублей, а фельдшера – всего 350 рублей. Красноармейцы, служившие в поезде, снабжались спортинвентарем, спортивной формой и даже шоколадными конфетами.

Экипаж был одет в кожаное обмундирование красного цвета, включавшее шлем, куртку, брюки и сапоги. На левом плече крепился специальный знак в виде металлического щитка с изображением летящего на фоне восходящего солнца паровоза и надписью: «Поезд Предреввоенсовета Республики». Эти знаки выпускались на Московском монетном дворе. Троцкий вспоминал о бойцах поездной команды: «Все они носили кожаное обмундирование, которое придает тяжеловесную внушительность… Каждый раз появление кожаной сотни в опасном месте производило неотразимое действие». Поезду и его отряду не раз приходилось быть «последней гирькой», склонявшей чашу весов на сторону красных.

В зале №4 нашего музея внимание посетителей всегда привлекает внимание шефское знамя поезда председателя РВСР от грузчиков станции Москва-Товарная-Курская.-3

В течение двух с половиной лет поезд являлся передвижным штабом Л.Д. Троцкого и за это время совершил 36 рейсов, пройдя по железным дорогам свыше 105 тысяч километров (то есть два с половиной раза обогнул земной шар). Как писал Троцкий, поезд «связывал фронт и тыл, разрешал на месте неотложные вопросы, просвещал, призывал, снабжал, карал и награждал». В поезде всегда имелся большой выбор подарков: золотые и серебряные часы, перстни с драгоценными камнями, портсигары и т.д. Они вручались отличившимся командирам и бойцам в торжественной обстановке, зачастую недалеко от передовых линий.

Первостепенное внимание председатель РВСР уделял пропаганде. Он подчеркивал, что «каждый поезд, который приносил 10-15 или 20 коммунистов на фронт вместе с запасом литературы, был так же дорог, как поезд, который приносил хороший полк или богатый запас артиллерии… Сильнейшим цементом новой армии были идеи Октябрьской революции. Поезд снабжал этим цементом фронты».

В поезде издавалась газета «В пути». Троцкий был единственным деятелем советского руководства, который выпускал, по сути, собственную газету и сам писал для нее львиную долю материалов. С 6 сентября 1918 по октябрь 1920 гг. вышло от 233 до 500 номеров газеты. Такое разночтение объясняется, по-видимому, тем, что многие номера выходили со сменными полосами. Статьи из газеты «В пути» перепечатывали «Правда» и «Известия ВЦИК».

В зале №4 нашего музея внимание посетителей всегда привлекает внимание шефское знамя поезда председателя РВСР от грузчиков станции Москва-Товарная-Курская.-4

Деятельность поезда председателя РВСР на фронтах Гражданской войны была оценена коллективными наградами: в частности, 1 января 1919 г. экипаж поезда получил почетное знамя ВЦИК, а в ноябре 1919 г. был удостоен ордена «Красное Знамя РСФСР». В постановлении Реввоенсовета № 309 от 17 ноября 1919 г. говорилось, что награждение производилось «за бои под Казанью в 1918 году, под Петроградом и в других местах на линии фронта Советской республики». Всего за годы Гражданской войны экипаж поезда принял участие в тринадцати боях и потерял 15 человек убитыми и столько же пропавшими без вести.

Легендарному поезду председателя Реввоенсовета Республики был посвящен целый зал на юбилейной выставке «Пять лет Красной Армии», открывшейся 23 февраля 1923 г. на Воздвиженке в здании бывшего Русского охотничьего клуба, принадлежавшего Военной академии РККА. Когда работа выставки завершилась, ее экспонаты (около 10 тысяч единиц) взял молодой Музей Красных Армии и Флота (ныне ЦМВС РФ). Однако во второй половине 30-х годов материалы, связанные с деятельностью Троцкого, были безжалостно уничтожены: сожжены в котельной Центрального дома Красной Армии, в стенах которого в то время располагался музей.

 Реконструкция образа комиссара из экипажа поезда Предреввоенсовета Республики // Экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил
Реконструкция образа комиссара из экипажа поезда Предреввоенсовета Республики // Экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил