24,1K подписчиков

Варварски разрыли тысячи советских м о г и л: операция «Асфальт» в Норвегии

15K прочитали

Однажды простой норвежец, увидевший, как взорвали советский мемориал, спросил бригаду, зачем они это делают. И получил ответ: «Туристам неприятно видеть повсюду эти могильные памятники».

Бывший мемориал погибшим русским военнопленным в муниципалитете Тронденес, 1949.
Бывший мемориал погибшим русским военнопленным в муниципалитете Тронденес, 1949.

Откуда в Норвегии советские мемориалы?

В 1944 году советские войска в ходе Петсамо-Киркенесской операции начали освобождение оккупированной гитлеровцами Норвегии, а уже в сентябре 1945 года Красная Армия в трехдневный срок полностью покинула страну, благодаря своим умелым и корректным действиям оставив о себе лишь положительные воспоминания у местных жителей.

В битве героической смертью пали 3,5 тысячи наших пехотинцев, моряков и летчиков. А еще раньше, за время оккупации, свои жизни отдали более чем 13 тысяч наших военнопленных. Именно их невероятными усилиями и жертвами была создана большАя часть инфраструктуры этой по тем временам абсолютно сельской страны: автострады, мосты, железные дороги и аэродромы.

Чего только стоило строительство «Кровавой дороги», ныне трассы Е6, дело по которому рассматривалось на Нюрнбергском процессе. Бараки в строительном концлагере были построены так плохо, что снег забивался не только в помещения, но и в нары заключенных. Паек был минимальный, воду для стирки и питья (!) носили из сточных канав (!) на территории лагеря, медицинского обеспечения не было предусмотрено в принципе. Редкий заключенный весил более 50кг.
Строительство "Кровавой дороги"
Строительство "Кровавой дороги"

Павшие герои были погребены там же, на территории северного государства. Позднее на местах кладбищ были установлены памятники и мемориалы, за которыми ухаживали как наши люди, так и сами норвежцы – ведь для многих из них это были знаковые места.

Чем помешали мемориалы?

Начать надо с того, что небольшая страна серьезно пострадала от нацистского вторжения: при отражении агрессии погибло 10 тысяч военных, затем еще 40 тысяч норвежцев было отправлено в концлагеря. Жизнь страны была полностью подчинена интересам оккупантов. Во время отступления войск Вермахта стране было также нанесено много ущерба, последствия которого часть норвежских семей ощущают на себе до сих пор.

Не удивительно, что наших воинов местные встречали как долгожданных освободителей. Советский вклад в войну поспособствовал небывалому росту популярности Советского Союза в народе. Коммунистическая партия Норвегии на выборах в парламент 1945 года получила небывалые 12% мест. Дни памяти советских воинов в первые годы после войны проводились на уровне правительства и локальными общинами. Это стало одной из «проблем», которые вознамерилось решить норвежское правительство, не желавшее доминирования коммунистов.

Также в 1949 году страна вступила в НАТО, и властные круги весьма скоро заразились шпиономанией – они считали, что советские делегации, посещавшие раскиданные по всей территории страны кладбища, поголовно будут выискивать информацию о военных объектах (ведь что еще им делать в Норвегии?!).

Поэтому был разработан план, согласно которому останки павших воинов должны быть перезахоронены все вместе на максимально уединенной и бесполезной территории – для этих целей был выбран остров Хьетта.

О. Хьетта
О. Хьетта

Так начался ад, который мы сейчас знаем под политкорректным названием «операция «Асфальт».

Операция «Асфальт»

При соблюдении строжайшей секретности в июне 1951 года по всей Норвегии начались разрушения и разграбления советских кладбищ. Разрывались индивидуальные и братские могилы, кости без разбору распихивали по мешкам. Для рабочих была назначена такса: 5 крон за мешок. Свое название операция получила из-за того, что непереносимый запах от мешков пытались замаскировать, пропитав их гудроном (спойлер: замаскировать не получилось).

Коллаж из интернета (с сайта "ЯПлакалъ"
Коллаж из интернета (с сайта "ЯПлакалъ"

За тем, насколько аккуратно выполнялась работа, никто не следил - важна была лишь скорость. Повсюду валялись разбросанные человеческие кости. Части тел, как попало рассованные по мешкам, зачастую принадлежали разным людям. В т р у п а х было много червей, стоял жуткий смрад. Трюмы грузовых кораблей, доставлявших на остров останки для перезахоронения, приходилось постоянно дезинфицировать каустической содой, хлором и фенолом. Работавший на разгрузке Ян Бровольд говорил, что трюмы были перегружены:

«Все было забито под завязку, до самого люка. Кости лежали как кирпичи, от носа до кормы».

Мемориалы взрывали динамитом, ведь они якобы мешали проведению работ (а на самом деле это просто было частью Холодной войны).

Позднее у многих участников операции возникли психические расстройства.

В итоге на Хьетту были свезены останки более 8 тысяч людей, из которых идентифицировать удалось не более 800. Операция завершилась молниеносно, однако секретность норвежским властям сохранить все же не удалось.

Огласка и осуждение

Местные жители не могли не заметить странных действий собственных властей. Когда правда вышла наружу, начались общественные возмущения и протесты, ведь во время войны многие норвежцы оказывали военнопленным посильную помощь и даже участвовали в организации побегов. Свой опыт они передали детям и внукам, и советские мемориалы стали для них местом исторической памяти. Так что действия властей осудили не только представители Страны Советов (Москва отреагировала нотой протеста), но и простые граждане Норвегии.

Участникам операции «Асфальт» пришлось несладко. От гробокопателей шарахались, как от чумных: их не хотели брать на работу, знакомые переставали здороваться, на танцах девушки наотрез отказывались иметь с ними хоть какое-то дело.

До сих пор инициативные норвежские группы ведут работу по идентификации захороненных на Хьетте людей.

Это важно помнить, чтобы понимать, что действия правительства зачастую идут в разрез с реальной волей собственного народа.

Дорогие читатели, за сим откланиваюсь и прошу поддержать автора лайком. И, быть может, комментарием :)