12,8K подписчиков

Михаил Тимин. Фото и судьба Сталинского сокола

182 прочитали
Довольно много лет назад, в начале 2000-х годов в книге Михаила Маслова, посвященной истории истребителя И-16, среди многочисленных фотографий мне запомнился снимок молодого лётчика, буквально...

Довольно много лет назад, в начале 2000-х годов в книге Михаила Маслова, посвященной истории истребителя И-16, среди многочисленных фотографий мне запомнился снимок молодого лётчика, буквально олицетворяющего образ «Сталинского сокола». Пилот позировал фотографу в кабине И-16 тип 5, перекинув ногу через борт и устремив взгляд ввысь, а руками опираясь на фонарь и гаргрот машины. Подпись гласила: старший лейтенант Лысенко, Белорусский военный округ (БВО), декабрь 1939 года. В то время ещё не работали электронные сервисы «Память народа», «Подвиг народа» и ОБД «Мемориал», поэтому установить личность и судьбу лётчика казалось невозможным.

В 2010 году, работая в Красногорском архиве кино-фото документов, в подборке фотографий личного состава 33-го и 41-го истребительных авиационных полков (ИАП) 66-й истребительной авиационной бригады (ИАБр) ВВС БВО сделанных осенью-зимой 1939 года в Белостоке я вдруг с удивлением обнаружил именно это фото!

Старший лейтенант Лысенко Михаил Кириллович. (РГАКФД Красногорск.)
Старший лейтенант Лысенко Михаил Кириллович. (РГАКФД Красногорск.)

Причем рядом находился ещё один снимок, несколько с другого ракурса и менее чёткий, но обе фотографии были подписаны - Лысенко М.К. После этого найти героя было уже делом техники.

Старший лейтенант Лысенко Михаил Кириллович. РГАКФД Красногорск.
Старший лейтенант Лысенко Михаил Кириллович. РГАКФД Красногорск.

На тот момент я уже отработал документы частей и соединений ВВС Западного особого военного округа (ЗапОВО) и Западного фронта (ЗФ)в центральном архиве министерства обороны (ЦАМО РФ) и имел на руках в том числе списки личного состава 33-го и 41-го истребительных авиационных полков, летчики которых участвовали в фотосессии. Героем моего расследования оказался старший лейтенант Лысенко Михаил Кириллович, на момент съёмки начальник связи эскадрильи 33-го ИАП.

Далее последовал поход в 11-й отдел ЦАМО РФ, где была заказана учётно-послужная карта командира, из которой удалось выяснить подробности биографии Михаила Кирилловича.

Учётно-послужная карта Лысенко Михаила Кирилловича
Учётно-послужная карта Лысенко Михаила Кирилловича

Родился он 30 октября 1908 года, в станице Заветная, Астраханской губернии (ныне село Заветное, Заветинского района, Ростовская области), в 1918 году окончил четыре класса школы. Работал чернорабочим, а в ноябре 1930 года был призван в РККА. Службу проходил в составе 84-го горнострелкового полка 28-й горнострелковой дивизии, в должности командира отделения. С августа 1932 года курсант военной авиационной школы пилотов им. Сталина, далее 8-й военной авиационной школе летчиков, которую окончил в декабре 1934 года. С марта 1935 года летчик-инструктор 11-й Ворошиловградской ВАШП, с мая 1936 - пилот 49-й авиабригады ВВС БВО, дислоцированной в Витебске. В июле 1938 года получил назначение в Могилев, на должность начальника связи эскадрильи недавно сформированного там 33-го ИАП 66-й ИАБр. С 1939 года член ВКП(б), 31 июля 1939 года присвоено звание старший лейтенант. Участник освободительного похода в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года. 12 ноября 1940 года назначен на должность командира звена того же полка. К моему огромного разочарованию, следующая запись гласила: исключён из списков КА (Красной армии) в 1942 году. Для уточнения судьбы Михаила Кирилловича требовалось поработать с документами полка, копии которых уже были в моём распоряжении.

Читать полностью >>>