Найти тему
Сабина Татамова

ЛОНГРИД. Русские философы. Николай Александрович Бердяев

„Бог есть свобода и дает свободу. Он не Господин, а Освободитель, Освободитель от рабства мира. Бог действует через свободу и на свободу. Он не действует через необходимость и на необходимость. Он не принуждает Себя признать.“
„Бог есть свобода и дает свободу. Он не Господин, а Освободитель, Освободитель от рабства мира. Бог действует через свободу и на свободу. Он не действует через необходимость и на необходимость. Он не принуждает Себя признать.“

Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (рус. дореф. Николай Александровичъ Бердяевъ; 6 [18] марта 1874, имение Обухово, Киевская губерния — 23 марта 1948 (по другим данным, 24 марта 1948), Кламар) — русский религиозный и политический философ, социолог; представитель русского экзистенциализмa и персонализма.

Биография

С детства он проявлял яркие интеллектуальные способности, стремясь к познанию мира вокруг себя, задавался вопросами о смысле существования. Так Бердяев посвятил себя изучению философии, литературы и религии.

Будущий философ учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет, где познавал азы философии и истории. В свои молодые годы, Бердяев был увлечен социалистическими и революционными идеями, однако со временем он стал осознавать ограничения материалистического подхода и постепенно отверг идеи марксизма.

В 1922 году, вследствие своих критических взглядов на политику, проводимую большевиками, Бердяев был выслан из Советской России. Он поселился в Германии, а затем, в 1924 году, переехал во Францию, где начал издавать религиозно-философский журнал “Путь” и продолжил свои исследования.

За свою жизнь философ много путешествовал и выступал с лекциями по всему миру. В 1947 году ему было присвоено звание “почетный доктор богословия Кембриджского университета”.

-2

" ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
В сороковые годы Николай Бердяев семь раз номинировался на Нобелевскую премию за свои философские работы.

Влияние работ Николая Бердяева на мировую философию

Труды Николая Бердяева оказали огромное влияние на европейскую философию. Например, его идеи нашли свое отражение в работах французского философа Эмманюэля Мунье. Мунье развивал понятие «бытия вместе» и подчеркивал значимость индивидуальной свободы в формировании личности и взаимодействии с другими людьми. Он утверждал, что каждый человек обязан выбирать свои действия и принимать ответственность за них.

Еще одним мыслителем, вдохновленным идеями Бердяева, был Олдос Хаксли. В своих работах Хаксли обращался к темам свободы и нравственности, подчеркивая важность индивидуального выбора и поиска смысла жизни. Он придавал особое значение человеческому духовному развитию и самосовершенствованию.

Карл Барт, швейцарский теолог, также был сильно впечатлен Бердяевым. Он разрабатывал концепцию экзистенциальной теологии, где подчеркивал роль веры и индивидуального опыта в поиске истины и близости к Богу. Барт придавал большое значение внутреннему переживанию веры и личному отношению к религии.

" ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Экзистенциализм – это философское направление, которое фокусируется на существовании человека и его опыте в мире. Оно подчеркивает важность индивидуального сознания, свободы выбора, тревоги, страха и смысла жизни. Экзистенциальные вопросы, такие как смысл жизни, смерть, свобода и изоляция, являются центральными для этого подхода.

Бердяев также оказал влияние, напрямую или опосредованно, на многих других философов-экзистенциалистов, таких как Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер и Габриэль Марсель. Его идеи о свободе, ответственности и поиске смысла жизни стали фундаментальными элементами экзистенциализма и внесли значительный вклад в развитие европейской и мировой философской мысли XX века.

-3

ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ

«Вехи» (1909);
«Гасители духа» (1913);
«Душа России» (1915);
«Из глубины» (1918);
«Новое средневековье» (1924);
«Русская религиозная психология и коммунистический атеизм» (1931);
«Христианство и классовая борьба» (1931);
«Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения)» (1934);
О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939);
«Самопознание» (1940).