статья из цикла "Проекты еврейских государств"
ч.1
Перу
В Перу еврейская миграция существовала ещё до всей это движухи с погромами, основной причиной служила тому "каучуковая лихорадка", в Европе евреи очень часто занимались изготовлением плащей, перчаток, калош и прочих непромокаемых атрибутов одежды и вроде суть работы им была знакома. В середине 19-го века в стране существовали сефардская община и ашкенази преимущественно из Эльзаса, у них были разные школы и синагоги, но кладбищами пользовались одними. Миграции и обустройству евреев способствовало Еврейское колонизационное общество под предводительством банкира Мориса де Гирша.
Так вот, нам мало известно о каких-то конкретных шагах еврейских организаций по созданию еврейской автономии в Перу, но известно, что косвенное участие там принял Альберт Энштейн, адресовавший Максу Варбургу следующее письмо.
АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН БЕРЛИН Ж, 7.VII.30. ХАБЕРЛАНДСТР. 5
Дорогой господин Макс Варбург!
Господин фон Мальцан сказал мне, что вас интересовал проект колонизации Перу для евреев с Востока. Даже то, что вы готовы как-то активно участвовать в этом деле. Поскольку я знаю, что мое имя обладает определенной рекламной силой, когда речь идет о евреях, и поскольку я считаю этот проект заслуживающим внимания, я хотел бы сообщить вам, что я готов сделать все, что вам нужно, для продвижения этого вопроса (или любых разъяснений). вам может понадобиться в первую очередь), и рассказать вам все, что вы хотите знать. Возможно, здесь действительно есть возможность помочь значительной части еврейского народа обрести здоровое существование. Тем временем профессор Оппенгеймер сообщил мне, что земля и климат вполне подходят.
С уважением Ваш А.ЭЙНШТЕЙН.
В итоге в 30-40 годах 20 века были предприняты попытки создание поселений из еврейских переселенцев в провинциальных центрах Талара, Пиура, Трухильо, Арекипа, Ла Оройя, Уанкайо, Уанкавелика и Аякучо. Но евреи там долго не задерживались и уезжали в столицу страны Лиму.
Существует мнение, что в Перу еврейские сельские поселения таки существовали- скрытые иудеи бежали от христианизации в джунгли и жили там в изоляции. Но мало, того что жили так ещё и обратили в иудаизм местное население, которое со временем объявили себя потомками потерянных колен и запросили репатриацию в Израиль, но это уже совсем другая история.
После войны в Перу прибыла ещё одна волна еврейских беженцев, в основном из Турции, Бессарабии и других стран Восточной Европы.
Но со временем большинство евреев Перу перебралось в Израиль.
Как бы сложилась судьба еврейской автономии в Перу? Иудофобия в Перу практически отсутствовала, пока туда не наехала арабская диаспора и не расцвели учения маоизма. Евреи становились учителями, врачами, инженерами, и даже становились первыми лицами государства.
Евреи в Перу жили без притеснений, даже несколько первых лиц страны имели еврейское происхождение.
Британская Гвиана
Первые евреи попали на территорию Британской Гайаны ещё во времена голландцев, но они были либо ассимилированы либо покинули неблагоустроенную территорию.
Также отмечается прибытие евреев из Ирака в начале 20-го века, но те были записаны как сирийцы или ассирийцы и их иудейство осталось где-то вне учётов.
После провала Эвианской конференции в 1938 году и ввода британским правительством ограничительных мер по въезду евреев в Палестину, оно попало под определённое давление со стороны сионистов и территориалистов. Ну и как бы в оправдание премьер-министр Невил Чемберлен выдвинул план предоставления 70 тысяч кв. км. (втрое больше площади современного Израиля) на территории колонии на северо-западе Южной Америки. Преимущественно леса и болота в глубоких дебрях. При этом глава правительства декларировал о предоставлении еврейским переселенцам широкой автономии с собственным правительством.
Многие исследователи считают данный план- пиар ходом, которое правительство Британии продемонстрировало, но исполнять не собиралось, свернув в итоге сославшись на нежелание местных жителей.
В итоге за время войны в колонию приехало не более 130 беженцев.
В будущем можно сказать, что евреи помогли стать Гайане (бывшей колонии Британская Гвинея) независимой, в эпическом образе матери гайанской нации и независимости этой страны воспета Джанет Джаган.
Венесуэла
В 1930-е годы предпринимались попытки еврейских территориальных обществ навести контакты с правительством Венесуэлы для организации переселения нескольких десятков тысяч евреев из Германии. Но Венесуэла предложила малопригодные на тот момент земли, требующие больших капиталовложений для устройства. Еврейские организации обратились за поддержкой к правительству Британии, но не нашло её.
Уругвай
Евреи начали прибывать в эту страну ещё с началом колонизации, в первую очередь сефарды с Пиренейского полуострова, затем на рубеже 19-20 веков сюда стали прибывать ашкенази из Румынии, Польши, Российской империи и Эльзаса. Две общины не смешивались посещали свои синагоги и школы. Приток евреев усилился когда соседняя Аргентина ввела квоты на въезд.
Местные власти пытались пойти навстречу еврейским общинам, желая привлечь их приезд в страну и пытались создать аграрные колонии: в начале 1920-х — поселение Дьесинуэве-де-Абриль, в 1924 году — колонию в районе городе Мерседес, а в 1938 году — поселение Трес-Арболес. Но эти поселения просуществовали несколько лет, евреи предпочитали перебираться в столицу Монтевидео, где занимались привычными для себя городскими делами.
Приток евреев усилился во время ВМВ, также из Венгрии после событий 1956 года в Уругвай приехало некоторое количество евреев, но их роль в жизни страны была малозначительной.
Бразилия
из википедии:
Существует гипотеза, что ещё карфагеняне достигали Бразилии. Теоретически возможно, что какое-то карфагенское или финикийское судно могло случайно доплыть до Бразилии, но надёжных фактов, подтверждающих это, не существует.
Ну даже комментировать не буду сами понимаете)...
Евреи начали прибывать в Бразилию с первыми колонистами, но как бы то ни было на начало 19-го века какого-либо серьёзного веса в обществе они не имели.
Но после 1824 году, после получения Бразилией независимости, еврейская иммиграция усилилась. Примерно в это же время начинается "каучуковый бум", который привлекает миграцию марокканских евреев, ребята селятся поближе к производственной базе и активно вступают в контакты с аборигенным населением, привлекая их к работам и при этом обучая своему языку и приобщая к своей вере, ну и смешанный брак был делом обыденным. Такая метисация в итоге породила такое явление как "амазонские евреи", по сути это процессы подобные прошедшим в Перу, и как уже писал выше когда-нибудь разберу их отдельно. Указывается, что эти марокканцы построили в Белеме первую синагогу.
В 1890-х Бразилия попала в поле зрения еврейских территориальных обществ, рассматривались варианты для приобретения земли для поселенцев, но дело не дошло даже до переговоров с бразильским правительством.
К вопросу вернулись в 1902 году- за дело взялось еврейская колонизационная ассоциация (ЕКА). В штате Мату-Гросу-ду-Сул в районе Санта-Мария было приобретено 5400 га земли для организации сельскохозяйственной колонии. В 1904 году сюда переехали 37 семейств (267 человек) из Бессарабии. В принципе здесь протекали процессы аналогичные аргентинским: отсутствие опыта у административного ресурса ЕКА и отсутствие навыков сельское жизни у переселенцев. В 1909 году была организована ещё одна колония в районе Куатру- Ирманс. Колонисты покинули сельскохозяйственные поселения и уехали в города, на 1926 год в колониях оставалось незначительное число евреев. Поселения на месте колоний существуют и сегодня, заселены неевреями.
В 1935 году ЕКА пытается повторить попытку и обращается к правительству Бразилии с просьбой разрешить создание сельскохозяйственных поселений для размещения беженцев из Германии. Но правительство Бразилии ответило отказом и вообще ввело запрет на въезд евреев в страну (при этом миграция в страну представителей других национальностей поощрялась).
На сегодня в Бразилии проживают около 150 000 евреев ашкеназского и сефардского происхождения, они интегрированы в бразильское общество и, по отчётам израильских служб, не стремятся покидать свою Родину, вероятно что жизнь в этой стране вполне комфортна и безопасна для них.
Эквадор, Боливия, Парагвай и Колумбия.
Есть сообщения, что еврейские территориальные общества вели переговоры с правительствами этих стран по вопросам создания на территории страны еврейских поселений, но из-за переговоры закончились ничем.
продолжение следует...