7,3K подписчиков

Казань избавят от маятниковой миграции: из столицы Татарстана выведут промышленные предприятия в соседние районы

821 прочитал

«РТ» узнала, как местные власти справляются с последствиями «демографического взрыва» и как планируют остановить миграционный маятник.

Проблема маятниковой миграции, когда люди ежедневно ездят на работу или учебу из одного населенного пункта в другой, постигла пригороды Казани. Ведь за последние несколько лет население одного только Пестречинского района увеличилось, по официальным данным, в два, а по неофициальным – в три раза!

ПОРТЯТ ВОЗДУХ И ДОРОГИ

По экспертным оценкам, в столицу Татарстана ежедневно приезжают на работу около сотни тысяч жителей пригородных районов – Лаишевского, Высокогорского, Пестречинского, Арского, Верхнеуслонского, Зеленодольского. Утром люди, большей частью на личном транспорте, торопятся в город, а вечером домой. Таким образом по три-четыре часа в день они и не работают, и не отдыхают.

Такси на дороге. Фото: 116.ru
Такси на дороге. Фото: 116.ru

Особенно остро проблема маятниковой миграции стоит в Пестречинском районе. Здесь уже в порядке вещей, что 20 тысяч человек, преимущественно жителей ЖК «Царево» и многократно разросшейся деревни Куюки, устремляются по утрам на автомобилях в Казань.

– Неприятные последствия таких перемещений – многокилометровые пробки на Мамадышском тракте и куюковской дороге, разрушенное дорожное полотно, загрязненный выхлопными газами воздух, – посетовал в разговоре с корреспондентом «РТ» заместитель руководителя исполкома Пестречинского района Дамир Байгильдин. – Но самое главное – маятниковая миграция снижает качество жизни в районе и доставляет неудобства самим жителям. Чтобы добраться до работы к 8-9 часам, они выезжают в 4-5 утра, а на топливо семья тратит до 10 тысяч рублей в месяц. Страдают и дети: родители вынуждены их будить ни свет ни заря, чтобы отвезти по пути в казанские детсады и школы.

Проблема возникла, что называется, не на пустом месте. Близость к Казани и доступные по сравнению со столицей цены на жилье – два основных фактора, которые способствовали массовому переселению казанцев в Пестречинский район. Сначала здесь стали расти, как грибы после дождя, частные коттеджи, за ними пошли в рост и многоэтажки.

И напрасно мэр Казани Ильсур Метшин призывал горожан не гнаться за дешевым квадратным метром, предупреждая, что их жизнь превратится в ад из-за отсутствия инфраструктуры. В итоге так оно и вышло: вскоре новоиспеченные жители тех же Куюков стали жаловаться на отсутствие дорог, школ, детсадов и поликлиник.  А откуда они возьмутся, если система жизнеобеспечения района не была рассчитана на такое количество жителей? Не хватает на всех и рабочих мест.

ВОТ ТАКАЯ У НИХ ДЕМОГРАФИЯ

Вину за случившийся коллапс нельзя снимать с властей ближайших к Казани районов. Годами они продавали земли сельхозназначения под застройку, не задумываясь о том, чем это им грозит в скором будущем. Хаотичное строительство в пригородах продолжалось до тех пор, пока Рустам Минниханов не наложил на него вето. Но теперь говорить о причинах поздно, пора разгребать последствия.

Власти Пестречинского района, где недавно сменился глава, не хотят, чтобы их район превратился в «спальный» пригород столицы.

– Мы заинтересованы в том, чтобы люди в нашем районе и работали, и отдыхали, стараемся создавать для этого условия, – отметил Дамир Байгильдин. – Район развивается, создаются новые рабочие места, строятся объекты социального назначения, организована работа общественного транспорта, формируется сфера услуг – открываются магазины, станции техобслуживания, автомойки, медицинские центры.

Однако развитие инфраструктуры не успевает за ростом численности населения. Если в 2018 году у нас проживали чуть более 36 тысяч человек, то теперь – 65 тысяч. И это лишь официальная статистика. На самом деле жителей больше, ведь многие прописаны в Казани или в других местах. С определенной долей вероятности можно сказать, что число наших жителей уже перевалило за 100 тысяч.

Справедливости ради надо отметить, что рост численности населения в Пестрецах произошел не только за счет «понаехавших» казанцев. Здесь охотно покупают жилье представители других районов Татарстана, регионов России, а также стран ближнего зарубежья. И местные власти хотят, чтобы их трудоспособное население трудилось на благо родного района, а не расположенной рядом столицы.

ЗАВОДЫ ПРИЕДУТ К ВАМ

Как выяснилось, для осуществления этих планов есть реальные предпосылки. Сейчас наметился тренд, что Казань как третья столица России и туристический центр все больше будет превращаться в красивую «витрину» и рекреационную зону с высокоразвитой сферой услуг. При этом промышленные предприятия под давлением санитарных и пожарных норм вынуждены будут переезжать за пределы мегаполиса.

Те, кто думает на перспективу, уже подготовили себе запасной аэродром. Например, бизнесмен Альберт Фахрутдинов перебазирует в Пестречинский район свой завод «Кулон Энергомаш». В Кощаково он построил современное производственное здание и сейчас перевозит туда оборудование с прежнего места локации в Советском районе Казани.

Пестречинские власти, как заверили нас в администрации района, ждут таких инвесторов с распростертыми объятиями. В феврале власти выделили под производственные площадки 18 земельных участков. Здесь будет создан своего рода промышленный парк, где планируют наладить производство электрических и газовых генераторов, построить асфальтобетонный и пружинный заводы, разместить склады… Недавно муниципальные власти зарезервировали под производство еще несколько участков около ЖК «Царево».

– Чтобы организовать бизнес с нуля до стадии производства готового продукта, необходимо полтора-два года, – отмечает Дамир Байгильдин. – Но так или иначе уже лет через пять уровень обеспеченности рабочими местами в нашем районе заметно повысится, и проблема маятниковой миграции будет хотя бы частично решена.

Больше статей на сайте «Республика Татарстан»