7,9K подписчиков

"Тихое место: День первый": истоки падения цивилизации. Рецензия на фильм

426 прочитали

Несколько лет назад шаблонный нарратив хорроров про противостояние людей и таинственных антропоморфных чудовищ оказался перевёрнут с ног на голову: в своём режиссёрском дебюте Джон Красински завернул нагнетание сюжета в тёмную оболочку из едкого саспенса. Первое "Тихое место" работало, как напряжённый триллер в единичном экземпляре: но в дальнейшем маленькая идея, реализация которой осуществилась в пределах антиутопических камерных локаций загородного домика, перевоплотилась в целую франшизу. "Тихое место" покинуло пределы территории семьи Эбботт и отправилось бороздить разрушенный в результате нападения слепых инопланетян мир: мрачные и заросшие метровым слоем мха здания, приглушённые звуки окружающей природы и ни единого встречного незнакомца на пути у главных героев. Сиквел раскопал еле просачивавшиеся темы первого фильма и поставил их на передний план. А зрители, в свою очередь, неспешно ожидали окончательного внедрения в экскурс падения человеческой цивилизации

Несколько лет назад шаблонный нарратив хорроров про противостояние людей и таинственных антропоморфных чудовищ оказался перевёрнут с ног на голову: в своём режиссёрском дебюте Джон Красински завернул

"День первый" как раз и создавался по единственной причине: окончательному закрытию всех зрительских вопросов. Франшиза уже вышла из задворок камерного триллера, сосредоточившись на выросшем масштабе и повышенном накале драматизма: поэтому перед режиссёром Майклом Сарноски (снимавшим бескомпромиссную "Свинью" тремя годами ранее) была поставлена вполне чёткая и выполнимая задача. Приквелу, по совместительству и спин-оффу, "Тихого места" требовалось лишь раскрыть причинно-следственные связи столь резкой и сокрушительной гибели человечества: и взяв на заготовку все аудио-визуальные приёмы Красински, работающие на зрительское напряжение, Сарноски отправился снимать чуть ли не полноправную хронику трагичных событий прошлого вселенной

Несколько лет назад шаблонный нарратив хорроров про противостояние людей и таинственных антропоморфных чудовищ оказался перевёрнут с ног на голову: в своём режиссёрском дебюте Джон Красински завернул-2

На этот раз посреди истории находится страдающая от смертельной болезни героиня по имени Сэм (Лупита Нионго): она уже давно не видит прелестей в собственном существовании, а единственным желанием так и остаётся снова прочувствовать вкус пиццы из ресторана, где когда-то на рояле играл её скончавшийся отец. День поездки обитателей хосписа, в числе которых находится и сама Сэм, в Нью-Йорк совпадает с днём "прибытия" слепых пришельцев на территорию Земли: гигантские астероиды сокрушают поверхность города, повсюду летают американские истребители и боевые вертолёты, а невинным людям, оказавшимися первыми жертвами монстров, только предстоит узнать секрет выживания в условиях нового мирового порядка: не издавай ни звука, если тебе дорога собственная жизнь

Несколько лет назад шаблонный нарратив хорроров про противостояние людей и таинственных антропоморфных чудовищ оказался перевёрнут с ног на голову: в своём режиссёрском дебюте Джон Красински завернул-3

"День первый" идёт по нарочито простой и логичной дорожке, показывая все ужасы и трагизм нападения кровожадных инопланетян на ничего не подозревающих жителей Нью-Йорка. Где-то посреди всеобщего хаоса затёсывается и персонаж Лупиты Нионго, встречающая столь резкий конец света со спокойным и не возмутительным лицом: смерть настигает каждого окружающего героиню человека, давая ей шанс на осуществление последнего желания. В то же время рядом оказывается молодой студент по обмену из юрфака (Джозеф Куинн): герой объединяется с Сэм, и вдвоём они начинают искать пути отхода из забаррикадированного монстрами мегаполиса

Несколько лет назад шаблонный нарратив хорроров про противостояние людей и таинственных антропоморфных чудовищ оказался перевёрнут с ног на голову: в своём режиссёрском дебюте Джон Красински завернул-4

Но прямолинейный и избитый нарратив триллеров про разрушение привычного человечеству общества пересобирается с нуля по ходу продвижения личной арки протагонистки: Сарноски превращает спин-офф "Тихого места" из незакрученного фильма-катастрофы в сентиментальную притчу про поиски смысла существования и обретения долгожданного покоя пред дуновением неизбежной смерти. В условиях маниакальной тишины и окружающей разрухи героиня Лупиты Нионго продвигается к своей цели параллельно бегущим от гибели гражданам Нью-Йорка, спасающихся на многочисленных лодках и пароходах (как мы помним по канону сиквела, монстры не обладают возможностью плавать)

Несколько лет назад шаблонный нарратив хорроров про противостояние людей и таинственных антропоморфных чудовищ оказался перевёрнут с ног на голову: в своём режиссёрском дебюте Джон Красински завернул-5

Стройный и гуманистический посыл Сарноски, приправленный ярким и вполне читаемым символизмом поедания последнего тёплого кусочка пиццы, совмещается со страшным и пугающим этюдом человеческого геноцида: герои Лупиты Нионго и Джозефа Куинна обращаются к своему прошлому, привязываются и во всём помогают друг другу, в то время, как несчастные окружающие прячутся в подвалах, затхлых квартирках и покинутых церквушках от реагирующих на любой шум пришельцев. "День первый" показывает не столько хронику нападения на людей, сколько маленькую в контексте порабощения всей планеты драму о переживаниях одного маленького человека, всеобщие разрушения для которого символизируют нежелание бороться с подавленными чувствами и отсутствием жизненных смыслов

Несколько лет назад шаблонный нарратив хорроров про противостояние людей и таинственных антропоморфных чудовищ оказался перевёрнут с ног на голову: в своём режиссёрском дебюте Джон Красински завернул-6

Тут же приквел "Тихого места" разделяется на две противоположные по наполнению и изложению половинки: экшен переходит в анти-созерцание городских разрушений, а сентиментальное углубление в рамки разума протагонистки перерастает в маниакальную погоню от кровожадных четырёхлапых монстров. В этом плане "День первый" успешно удерживает нейтральный баланс, сохраняя грань между излишним драматизмом и напряжённым ритмом повествования. Пускай приквел и не раскрывает самые крайние подробности того самого "первого дня" порабощения Земли, лента оказывается в состоянии возвеличить масштаб второй части до пределов настоящего высокобюджетного блокбастера

Несколько лет назад шаблонный нарратив хорроров про противостояние людей и таинственных антропоморфных чудовищ оказался перевёрнут с ног на голову: в своём режиссёрском дебюте Джон Красински завернул-7

Но если первая часть "Тихого места" строилась на эффекте таинственности, покрывая личины монстров густой тёмной дымкой, а сиквел базировался на нагнетании обстановки, то "День первый" даже и не думает скрывать неравный конфликт между людьми и пришельцами на перифериях своей истории. Каждый аудио-визуальный приём Джона Красински, включая блестящую работу со звуком и его дизайном, органичный монтаж и бьющие по венам музыкальные композиции, был успешно перенесён в рамки выросшего в масштабах фильма-катастрофы: нежданных "скримеров", как и уникальных операторских ракурсов, стало лишь в несколько раз больше. И с точки зрения сопоставления ожиданий и реальности "День первый" справился чересчур удачно: Сарноски перевыполнил собственные обязанности

Несколько лет назад шаблонный нарратив хорроров про противостояние людей и таинственных антропоморфных чудовищ оказался перевёрнут с ног на голову: в своём режиссёрском дебюте Джон Красински завернул-8

"Тихое место" никогда не являлось нарративно-шаблонным триллером про противостояние отчаявшихся людей и кровожадных пришельцев, преследующих сугубо животные инстинкты. В первую очередь вся франшиза строится вокруг человеческих эмоций и ролей маленьких людей посреди всеобщей разрухи. "День первый" подобрал на свои плечи формулу дилогии Красински, объединив сентиментальный драматизм первой части и около-блокбастерный масштаб сиквела в едином динамичном триллере, оторвать взор от которого мешает работающее ритмичное напряжение. Человеческая цивилизация пала под натиском сокрушительной армии боеспособных инопланетян: но смиренный взгляд в будущее под "Feeling Good" Нины Симон смог доказать зрителю, что шанс на спасение ещё есть. Перед окончательным финалом трилогии "День первый" выглядит правильным дополнением, справившимся с основной функцией: внедрить зрителя в экскурс событий прошлого франшизы. Все игровые карты уже разложены на игровой стол: осталось дождаться конечной партии в номерной третьей части

Несколько лет назад шаблонный нарратив хорроров про противостояние людей и таинственных антропоморфных чудовищ оказался перевёрнут с ног на голову: в своём режиссёрском дебюте Джон Красински завернул-9