В Санкт-Петербурге множество развлечений для детей. Одним из таких является детская железная дорога, которая сейчас есть как на севере, так и на юге города. Моему сыну всего 11 месяцев, но мы решили с друзьями и их дочкой, которая еще младше, первый раз прокатиться по этой дороге, но уверены, что еще обязательно вернемся, когда они станут старше.
Я не помню, катался ли я по ней в детстве, так что для меня это тоже первая поездка на этом маленьком транспорте. Расскажу свои впечатления о самой железной дороге, не обойдется и без исторической справке. С нее и начнем.
Мы поехали кататься по её северной части, с недавних пор есть ещё южная. Но про нее когда-нибудь будет отдельный текст.
Северная трасса Малой октябрьской железной дороги (МОЖД) открыта в 1948 году, с тремя станциями Кировская, Зоопарк и Озёрная длиной 8,1 км. Озерная была на современном месте, а Кировская находилась аж у метро Старая Деревня.
В 1964 году после трагедии на железной дороге, когда самосвал врезался в мотодрезину, трассу укоротили до 3,1 км со станции Зоопарк (которую переименовали в Пионерскую) до станции Озерная. И построили станцию Юный, которая сейчас существует. По фото можно видеть, что вокзал на станции Юный сейчас другой и не сохранился до наших дней.
В 1991 году дорогу снова сократили до ныне действующей трассы Озерная-Юный. Виной всему застройка севера города, почти поглотившая путь, который ещё в 50-е годы пролегал по полупустым дорогам Приморского района. В 1999 году был открыт новый участок, на север, часть путей проходило рядом с перегоном железной дороги Озерки-Левашово через станцию Шувалово. Также были открыты станции Лесная недалеко от Новоорловского заказника и Береговая почти на берегу Шуваловского карьера. Но эта идея оказалась технически сложной и через два года участок закрыли, оставив современный вариант.
Я в 2021 году ездил кататься на велосипеде в район как раз Шуваловского карьера и думал, что за рельсы лежат вдоль улицы Академика Харитона. Оказалось, это бывшая детская железная дорога. В 2022 году рельсы уже разобрали, судя по фото на Яндекс.картах.
МОЖД реконструировалась несколько раз, а в 2020 году не работала из-за ковида. Сейчас её длина всего 2,1 километра.
На дороге есть два поезда Пионер, но один стоит в тупике у станции Озерная, так как рабочих платформ всего по одной у каждой станции.
Пару слов про южную трассу. Она была открыта лишь в 2011 году и состоит из трёх станций: Молодёжная, разъезд Юный и Царскосельская. На неё мы тоже как-нибудь съездим, и я обязательно расскажу.
Северная трасса детской железной дороги работает с 10 до 17 часов с четверга по воскресенье. Расписание можно посмотреть на сайте РЖД в разделе Октябрьская железная дорога или в группе ВКонтакте.
Показываю вам актуальное расписание на лето 2024 года. Северная трасса работает с 3 июня по 31 августа.
Мы решили поехать пораньше утром, хоть и в выходной день, воскресенье. Приехали за полчаса до отправления нашего маршрута, успели увидеть, как приезжает поезд на станцию Озерная.
До станции Озерная, откуда мы прокатились "туда-обратно" можно доехать на машине или дойти пешком от метро или железнодорожной станции Озерки. Если что, они находятся в разных местах. Из ближайшего общественного транспорта - 38 автобус от метро Удельная, но она с 1 июня 2024 года закрыта на ремонт. Поэтому можно доехать на нем от Пионерской до остановки Сегалева улица или Большая Озерная улица, 70, а там еще минут 10 пешком.
Не самый удобный маршрут, но в теплую погоду можно и прогуляться, не обязательно, чтобы был автобус прямо к станции детской железной дороги.
Стоимость проезда
Можно купить билет в одну сторону (Детский билет — 50 рублей; Взрослый билет — 100 рублей) и туда-обратно (Детский билет — 70 рублей; Взрослый билет — 120 рублей). Дети до 5 лет бесплатно.
Мы, конечно, взяли туда-обратно. А нашим детям было бесплатно. Ближе к отправлению поезда подошли люди, конечно же, семьи с детьми разного возраста. Так что концентрация детей, работников МОЖД и пассажиров, была очень большая. На дороге работают дети, которые хотят стать железнодорожниками, но несколько взрослых для контроля тоже есть, хотя все основные посты занимают мальчики и девочки.
Поезд приехал, перецепили локомотив и разрешили посадку. Прицепление локомотива показывали детям, кто-то, возможно, только начинает свое обучение железнодорожному делу.
Мы поехали на 10:54, а обратно со станции Юный поезд отправлялся в 11:20.
Вагоны небольшие, примерно на 30 посадочных мест, четыре места напротив друг друга в одном отсеке и маленький столик. Сами места достаточно маленькие, для взрослого человека впритык, особенно, если он больше средней комплекции.
Дорога занимает 7 минут, в это время проводники-дети проверяют билеты и рассказывают историю детской железной дороги. По пути туда мальчик читал ее наизусть с задором и позитивом, обратно же уже другой мальчик читал ее из тетрадки, немного сбиваясь. Я думаю, у него все впереди.
На станции Юный уже давно другой вокзал, не такой, как на фото в начале текста. В 2006 году неизвестные подожгли здание станции, поэтому теперь она выглядит по-другому. Но говорят, что внутренняя часть вокзала восстановлена полностью. Это не отменяет того факта, что сейчас вокзал выглядит, как обычная "коробка", раньше было поинтереснее.
Обратно мы отправились в путь с опозданием в 4 минуты, видимо долго перецепляли локомотив. Но никто этому не расстроился. Мы еще раз посмотрели на пейзажи за окном. А они были разные: частный сектор, новостройки, советские девятиэтажки и природа.
Приехали обратно на Озерную, выгрузились, а на платформе уже ждали новые пассажиры и ребята, которые работают или проходят практику на МОЖД.
В завершении могу сказать, что дорога будет интересна маленьким детям, для взрослых же путь длиной 2,1 км проходит слишком быстро, хотя поезд едет медленно. За окном не так много интересного, да и вокзалы и станции совсем маленькие. Так что детям очень рекомендую показать и покататься на этой дороге, ну а взрослым просто не строить ожидания увидеть что-то очень интересное.
Сыну, я думаю, понравилось, хотя, он конечно еще не понимает, что это просто электричка, в которой он уже ездил, а именно детский вариант транспорта. Мы еще обязательно вернемся, года в 4, я думаю, будет как раз. А вдруг ему понравится, и он захочет связать свою жизнь с железной дорогой? Все может быть.
Также можете посмотреть видеоверсию нашей поездки на МОЖД.
Были на детской железной дороге в Санкт-Петербурге? Расскажите ваш опыт посещения детской железной дороги в любом городе.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, обязательно комментируете, стараюсь отвечать всем. Вижу ваши комментарии и буду ещё больше писать, что находится вокруг да около нас.
Также подписывайтесь на мой канал в Телеграм. Там много интересного и еще больше фотографий и интересных мест.