6,8K подписчиков

ПЕТЕРБУРГ ДАЧНЫЙ: СКВОЗЬ ВЕКА


С незапамятных времен летний отдых петербуржцев был связан с непереводимым ни на какой другой язык русским словом «дача». Принято считать, что само это понятие возникло во времена императора Петра I и изначально подразумевало надел земли, данный кому-то за определенные заслуги. Собственно, от глагола «давать» и возникло слово «дача». Постепенно смысл этого удивительного сочетания звуков менялся, и уже в XIX веке оно определяет примерно то же самое, что и сегодня: место летнего отдыха за городом с непременным садовым участком и домом.

Фотограф Э. Рейдольф. Пикник на даче Тооне (господа). 1903, желатиновый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Фотограф Э. Рейдольф. Пикник на даче Тооне (господа). 1903, желатиновый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург

Фотография окончательно вошла в обиход петербуржцев также в XIX веке, а поскольку запечатлеть всегда хотелось все вокруг, то фотографы шли за клиентом. Летом значительная часть петербуржцев перемещалась за город. Владельцы фотографических заведений быстро ответили на запрос горожан открытием летних филиалов своих студий в популярных местах дачного отдыха петербуржцев. Сезонные фотоателье стремительно распространялись вокруг столицы Российской империи: в Павловске, Царском Селе, Гатчине, а также в нынешних границах Петербурга (в то время — его ближних окрестностях), таких как Каменный и Крестовский острова, Черная речка или железнодорожная станция Удельная.

«Фотографические заведения Шенфельда и Ко». Оборот фирменного бланка с указанием летнего филиала фотоателье. 1870-е. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
«Фотографические заведения Шенфельда и Ко». Оборот фирменного бланка с указанием летнего филиала фотоателье. 1870-е. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Петроград, фотография К. Буллы. Семья фотографа К. К. Буллы на пленэре. Первая половина 1920-х, бромосеребряный желатиновый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Петроград, фотография К. Буллы. Семья фотографа К. К. Буллы на пленэре. Первая половина 1920-х, бромосеребряный желатиновый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург

А чтобы петербуржцы и зимой не забывали о предстоящих летних фотосессиях, на обратной стороне фирменных бланков-паспарту, на которые обычно наклеивались фотоотпечатки, среди прочей информации нередко можно было встретить и такие указания: «Летом имеется отделение в Гатчине» или «Летом в Красном Селе по Дудергофской дороге рядом с Гостиным двором».

«Фотография Степановой и Кудрявцева». Оборот фирменного бланка с указанием летнего филиала фотоателье, начало 1880-х. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
«Фотография Степановой и Кудрявцева». Оборот фирменного бланка с указанием летнего филиала фотоателье, начало 1880-х. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Фотография А. Лоренса. Каменноостровский театр. 1860-е, альбуминовый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Фотография А. Лоренса. Каменноостровский театр. 1860-е, альбуминовый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург

Между тем феномен дачной фотографии интересен и сам по себе: постепенно складывались определенные каноны, или штампы таких фотосъемок. В кадр обязательно должен был попасть какой-нибудь атрибут летнего отдыха. Несмотря на наличие пусть и сезонных, но вполне себе стационарных фотоателье, фотографы, в том числе любители, очень часто прибегали к съемкам отдыхающих на открытом воздухе. Солнце в этом случае порой помогало и мешало одновременно. Но где же фотографировались чаще всего? Пожалуй, несомненным лидером в таком странном рейтинге было крыльцо или веранда загородного дома. По одиночке в подобных фотосессиях снимались редко — как правило, на фотографиях можно увидеть всех домочадцев, включая прислугу и нянь, а также друзей и знакомых любого возраста. Нередко героями фотоснимков становились и домашние питомцы.

На даче. 14 дачников. 1900-е, аристотипный отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
На даче. 14 дачников. 1900-е, аристотипный отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург

Что касается студийных дачных фотографий, то их можно определить либо по прямому указанию на местоположение фотоателье, либо по косвенным признакам: характерным деталям бутафории, аксессуарам моделей (различным корзиночкам, ягодным лукошкам или цветам).

Усадьба графов Апраксиных Мурзинка. 1900-е. Адмирал в отставке со служанкой, любительский негатив на стекле, левая сторона стереопары. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Усадьба графов Апраксиных Мурзинка. 1900-е. Адмирал в отставке со служанкой, любительский негатив на стекле, левая сторона стереопары. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург

Удивительный феномен дачной фотографии также заключается в какой-то совершенно невероятной ее константе, живучести: никакие веяния моды не смогли истребить (или значительно трансформировать) дачный отдых и его фотографические запечатления. В глобальном смысле после 1917 года в дачных фото поменялось не многое: исчезла прислуга, сами дачи стали скромнее, а люди проще, но в целом осталось все то же самое — фотосессии на пленэре с домочадцами и питомцами. И может быть, именно в этой верности традиции и кроется притягательность дачного отдыха.

Фотограф Э. Рейдольф. Пикник на даче Тооне (дамы). 1903, желатиновый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Фотограф Э. Рейдольф. Пикник на даче Тооне (дамы). 1903, желатиновый отпечаток. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
На пленэре. Дама с собакой и кошкой. Вторая половина 1890-х, аристотипный отпечаток тона «сепия». © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
На пленэре. Дама с собакой и кошкой. Вторая половина 1890-х, аристотипный отпечаток тона «сепия». © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург

Текст: Артём Классен, журналист, коллекционер, историк фотографии

#культурныйкод