4K подписчиков

Могущественные Женщины в 7 Картинах

Прекрасные женские формы почитались с незапамятных времён, и женщины украшают собой произведения искусства абсолютно всех жанров, показывая нам все мыслимые аспекты женственности. Эти изображения весьма разнообразны, они охватывают совершенно разные регионы, художественные школы и эпохи.

Могущественные Женщины в 7 Картинах
Могущественные Женщины в 7 Картинах

Они дают бесценную возможность заглянуть не только в сознание художника, но и в общественное восприятие женского пола той или иной эпохи. В списке ниже мы представляем вам семь монументальных изображений самых могущественных и влиятельных женщин, показанных на картинах.

Мать

Вильям-Адольф Бугро – «Родина-Мать»

«Родина-Мать»
«Родина-Мать»
  • Дата создания: примерно 1883 год
  • Размеры: 230,5 х 139,7 сантиметров
  • Место нахождения: частная коллекция

Вильям-Адольф Бугро (годы жизни 1825-1905) – это уважаемый французский академический художник конца XIX столетия. Он был хорошо известен своими интерпретациями мифологических и классических сюжетов. Хотя большинство его женских форм и отличались легко узнаваемой предпубертатной наивностью, заглавная фигура данной композиции стоит особняком и сильно отличается от многих типичных женских фигур Бугро. В 1883 году картина была выставлена в Парижском Салоне.

Родина-Мать помещена в типичный для художника идеализированный пейзаж, творение изображает собой женщину прямо по центру холста. Она восседает на каменной платформе или же постаменте с группой маленьких детишек, борющихся за её внимание. Женщина кажется нам уравновешенной, непостижимой и невозмутимой какофонией детей, которые её окружают. Более того, её присутствие на картине может запросто пробудить сущность Геи (древнегреческая богиня Земли). Невозможно угадать, что же у неё на уме, но нельзя и не испытывать абсолютного благоговения перед её властным присутствием.

Дочь

Джеймс Тиссо – «Дочь Воина, или Выздоравливающий»

«Дочь Воина, или Выздоравливающий»
«Дочь Воина, или Выздоравливающий»
  • Дата создания: примерно 1878 год
  • Размеры: 36,2 х 21,8 сантиметра
  • Место нахождения: Манчестерская Художественная Галерея (Манчестер, графство Большой Манчестер, Англия)

Французский живописец Джеймс Тиссо (настоящее имя Жак-Жозеф Тиссо; годы жизни 1836-1902) был отлично известен своими жанровыми картинами, изображающими модно одетых женщин, занятых своими повседневными делами. После успешной карьеры в Париже (столица Франции) он переехал в Лондон (столица Англии), где и продолжил свою творческую работу. Действие данной картины происходит в самом центре Лондона, вполне возможно, непосредственно перед Аркой Веллингтона, она показывает нам вечернюю прогулку изображённых на ней фигур.

Альтернативные названия сего творения передают двум заглавным фигурам самые разные атрибуты. К примеру, «Выздоравливающий» явно отсылает нас к старому джентльмену, обладающему безошибочной аурой воина, прогнувшегося под возрастом, но ещё не совсем утратившего своей солдатской выправки и гордости. Старик сидит в коляске похожей на ванну, а его дородный слуга толкает её. Присутствие Арки Веллингтона на этой картине, вероятно, намекает нам на прошлое немощного человека; не исключено, что он служил под началом британского полководца и государственного деятеля Артура-Уэлсли Веллингтона (годы жизни 1769-1852), происходило сие в войне против французского императора Наполеона Бонапарта (годы жизни 1769-1821).

Однако основное название картины «Дочь Воина» смещает фокус работы на молодую послушную женщину, которая находится рядом со своим немощным отцом. Может даже показаться, что она взяла на себя подчинённую и послушную роль, но один взгляд на выражение её лица сразу скажет вам, кто же на самом деле отвечает за это окружение. Обращение Тиссо к дочери явно демонстрирует нам изящество и силу. Девушка, несмотря на свою очевидную молодость, поставлена на должность смотрителя за своим пожилым отцом, что, несомненно, является сложной ролью, особенно в ту эпоху, когда в стране всё ещё доминируют мужчины.

Стражница

Герберт-Джеймс Дрейпер – «Врата Рассвета»

«Врата Рассвета»
«Врата Рассвета»
  • Дата создания: примерно 1900 год
  • Размеры: 198 х 101 сантиметр
  • Место нахождения: Зал Дрейперс-Холл (Лондон, Англия)

Герберт-Джеймс Дрейпер (годы жизни 1863-1920) был успешным английским художником, работавшим в самом конце XIX века. Большую часть его карьеры Дрейпера привлекали мифологические сцены, а также древнегреческие легенды. Поскольку вкусы потребителей художественного искусства со временем изменились, Дрейпер начал уделять активное внимание портретной живописи, после чего и получил у публики огромное признание. С 1890 года художник регулярно участвовал в художественных выставках Королевской Академии Лондона.

Конкретно здесь Дрейпер изображает Эос – греческую богиню зари (или же Аврору, её римский эквивалент). Как и в случае с некоторыми другими его главными героинями, обращение творца с Эос трансцендентно и величественно. Богиня стоит с высоко поднятой и гордой головой, держа открытыми величавые златые врата. Форма её прекрасного тела изображается в эфирно-малиновом свете зари, который и освещает стройную фигуру девушки и окутывает её небесным сиянием. Розы, украшающие её волосы и рассыпанные у её босых ног, придают композиции нотку цветочного очарования. Эос кисти Дрейпера выступает как могущественный страж обещания нового дня, пока ещё находящегося позади неё.

Судья

Файзулла – «К Принцессе Приводят Жениха с Завязанными Глазами»

«К Принцессе Приводят Жениха с Завязанными Глазами»
«К Принцессе Приводят Жениха с Завязанными Глазами»
  • Дата создания: примерно 1755 год
  • Размеры: 121 х 100,5 сантиметров
  • Место нахождения: Кливлендский Художественный Музей (Кливленд, штат Огайо, США)

Файзулла был придворным художником в Королевской Мастерской Великих Моголов, работал он примерно в конце XVIII столетия во времена правления падишаха империи Аламгира II (годы жизни 1699-1759). Хотя о личной жизни Файзуллы и известно крайне мало, несколько приписываемых ему картин явно демонстрируют его невероятный талант. Сия работа отличается сложностью деталей, переданных в относительно небольшом масштабе.

Задний фон этого произведения искусства богат детализированной архитектурой, листвой и сценами надвигающейся на город битвы, а также крокодилом, который атакует солдат в большом мутном водоёме, будучи верхом на лошади. Однако в самом центре внимания картины находится богато устланная коврами терраса в женской части дворцовых покоев, она и изображается на переднем плане творения. На холсте показан традиционный индийский двор, украшенный перилами с узором джаали, и фонтан, расположенный прямо посреди тщательно ухоженного сада. Это великолепная демонстрация выдающихся особенностей дизайна Великих Моголов. Традиционные мотивы продолжаются в богатых гобеленах, коврах и шамианах, украшающих собой помост.

На этой платформе находится яркая сцена, в которой уже пожилая женщина из гарема представляет своей госпоже молодого человека с завязанными глазами, вполне вероятно, пленного принца. Данная сцена, созданная Королевской Мастерской, возможно, была намёком не только на литературную проницательность женщин Великих Моголов, но и сильно перекликалась с обстоятельствами при дворе Великих Моголов той поры, когда влиятельные женщины имели почти полный контроль над четырнадцатым императором нации Ахмад Шахом Бахадуром (годы жизни 1725-1775), что и привело к их более чем заметной роли в королевских дворцах.

Тайна

Сэр Фредерик Лейтон – «Римская Леди (Нанна)»

«Римская Леди (Нанна)»
«Римская Леди (Нанна)»
  • Дата создания: примерно 1858 год
  • Размеры: 80 х 52,1 сантиметра
  • Место нахождения: Филадельфийский Музей Искусства (Филадельфия, штат Пенсильвания, США)

Сэр Фредерик Лейтон (годы жизни 1830-1896) направился в Рим – столицу Италии – с продолжительным визитом в октябре месяце 1858 года. Он провёл в городе около года, и его работы данного периода включали в себя несколько картин с участием Анны Ризи (она же просто Нанна; годы жизни 1839-1900) – популярной итальянской натурщицы того времени.

Привлекательность Ризи как модели и музы не подлежит вообще никакому сомнению. Она выглядит знойной и уравновешенной, с уверенным и загадочным взглядом, который подчёркивается тёмными дымчатыми тенями вокруг глаз девушки и острыми как бритва скулами. Мастерское изображение ткани Лейтоном также заслуживает внимания и демонстрирует его талант. На холсте он отображает не только простую ткань, но и различает хлопок и бархатный лиф от атласа или же тафты светящейся шали Нанны, обволакивающей её стройную и отточенную фигуру.

Сия композиция вызывает сильную ностальгию по итальянскому Возрождению, а также прославляет мощную женскую форму Анны Ризи и её властное присутствие на картине. Впервые на всеобщее обозрение произведение было выставлено в 1859 году в Королевской Академии города Лондона.

Защитница

Орацио Джентилески – «Обнаружение Моисея»

«Обнаружение Моисея»
«Обнаружение Моисея»
  • Дата создания: примерно 1633 год
  • Размеры: 257 х 301 сантиметр
  • Место нахождения: Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)

Знаменитый итальянский живописец Орацио-Ломи Джентилески (годы жизни 1563-1639) был художником XVI-XVII веков родом из итальянского региона Тосканы. Также он был родным отцом крутой феминистки в истории художественного искусства – Артемизии Джентилески (годы жизни 1593-1653). В 1626 году по повелению короля Карла I (годы жизни 1600-1649) он переехал в Англию, где и оставался вплоть до конца своей жизни. Творение «Обнаружение Моисея» было заказано именно королём Карлом I для его жены Генриетты-Марии Французской (годы жизни 1609-1669) в честь рождения их общего сына – будущего короля Карла II (годы жизни 1630-1685).

Эта большая композиция изображает собой рассказ из Книги Исхода в Ветхом Завете, когда фараон постановил приказ о тщательном отборе всех первенцев с намёком, что сыновья евреев обязательно должны быть забракованы. Для обеспечения безопасности малыш Моисей был спрятан подальше.

Орацио Джентилески изображает на своей картине библейский эпизод с девятью изящными женскими фигурами, толпящимися вокруг предсказанного им младенца. Он мастерски передаёт безотлагательность момента и сговор между женщинами о том, как лучше всего защитить жизнь малютки. Власть в этой композиции находится в доблести всех этих женщин в их измене фараону, но в то же время и в сострадательном акте храбрости ради спасения жизни предсказанного когда-то ребёнка.

Королева

Герберт-Густав Шмальц – «Королева Зенобия в Последний Раз Смотрит на Пальмиру»

«Королева Зенобия в Последний Раз Смотрит на Пальмиру»
«Королева Зенобия в Последний Раз Смотрит на Пальмиру»
  • Дата создания: примерно 1888 год
  • Размеры: 183,4 х 153,6 сантиметра
  • Место нахождения: Художественная Галерея Южной Австралии (Аделаида, штат Южная Австралия, Австралия)

Сия картина является работой Герберта-Густава Шмальца, позднее известного под именем Герберт Кармайкл (годы жизни 1856-1935). Он был английским живописцем, хорошо известным своим выбором исторических тем. На стиль его торговой марки сильно повлияли восточные и прерафаэлитские мотивы.

Конкретно здесь художник изображает Септимию Зенобию (годы жизни примерно 240-274). Она была мятежной правительницей древнего города Пальмиры – государства-сателлита, находившегося в III столетии нашей эры под властью Рима. После смерти мужа Зенобия предприняла агрессивную военную кампанию и присоединила к своей территории значительные регионы древнего Ближнего Востока. Хотя её правление и продлилось всего лишь шесть лет, её след в истории был твёрдо закреплён огромными амбициями женщины, включая завоевание самого Египта. Она даже ненадолго объявила сама себя королевой.

Когда император Аврелиан (годы жизни 214-275) пришёл к власти в Риме, он приступил к короткой, но весьма эффективной кампании по подавлению вторжения со стороны Пальмиры. Легенды гласят, что Зенобия была схвачена и доставлена в Рим пленной в цепях. На этой картине изображены последние минуты короткой жизни Зенобии в её родном городе Пальмире. В нижней половине переднего плана творения отчётливо виден римский солдат, указывающий на пленение царицы.

Изображение Пальмиры кисти Шмальца невероятно подробно. Он демонстрирует нам всю глубину классической архитектуры древнего города, включая ряды колонн и сложные рельефы. Кроме того, заходящее солнце на заднем плане холста является аллегорией конца недолгого правления Зенобии. Но, даже несмотря на её недолгое царствование на престоле, наследие Зенобии продолжается и чтится даже в наши дни. Её вспоминают как королеву-индивидуалистку, которая не побоялась бросить вызов могущественной Римской империи.