Контроль Евразии с юга

294 прочитали

Иран, Пакистан и Афганистан представляют важные и взаимосвязанные звенья региона

Если использовать метод комбинации политической географии и геополитики, то легко обнаружится, что группа стран, находящихся на севере от Аравийского моря имеет ряд общих особенностей. Часть современных Ирана и Афганистана представляют историческую область Хорасан, а пуштунский пояс тянется из Афганистана в Пакистан. Пакистан и Иран объединяет провинция Белуджистан (в обеих странах существуют сепаратистские белджские движения, активно спонсируемые извне). Все три страны являются исламскими государствами - первым при получении независимости от Британии стала Исламская Республика Пакистан в 1947 году, после победы Исламской Революции в Иране это государство от монархической системы также перешло к Исламской Республике (со специфической шиитской политико-правовой доктриной вилаят аль факих), а Афганистан в 2021 году повторно стал Исламским Эмиратом (ранее таковым он являлся при талибах с 1996 по 2001 годы). В незапамятные времена все они были частью Сасанидской империи.

В каждой стране есть еще много интересных культурных, этнических и религиозных особенностей. Хотя Афганистан не имеет выхода к морю, он органично примыкает к южной части береговой зоны, контроль над этими местами долгое время принадлежал англосаксам напрямую или опосредованно. Сам водный маршрут вдоль побережья Ирана и Пакистана является историческим путем, используя который арабы контактировали с Индией и Китаем, и установили прочную систему связей. Показательно, что распространение Ислама в странах Юго-Восточной Азии осуществлялось именно через этот водный путь с помощью торговцев. В отличие от сухопутного массива, где распространение религии часто являлось синонимом войны, в Юго-Восточную Азию Ислам попал мирным путем.

В настоящий момент эти коммуникации вкупе с опорными береговыми пунктами (от военно-морских баз до глубоководных портов и терминалов) являются серьезным стратегическим активом, контроль над которым означает экономические и военные преимущества в рассматриваемом регионе. Добавим к этому углеводороды Ирана и большие запасы различных полезных ископаемых в Афганистане.

В настоящее время ситуация меняется в сторону континентальной интеграции и многополярности, поэтому необходимо поддерживать интеграционные процессы и безопасность указанных территорий. Для этого нужна разработка взвешенной комплексной стратегии и понимание интересов всех трех акторов региона.

Для России это также чрезвычайно актуально, потому что Иран и Пакистан имеют выход к теплым водам Индийского океана. И на фоне продолжающегося конфликта с Западом переориентация на Глобальный Юг и Глобальный Восток должна осуществляться на системном уровне.

Иран, безусловно, представляет больший интерес, поскольку уже начал функционировать международный транспортный коридор Север-Юг. Напомним: Россия связана с Ираном напрямую через Каспийское море, а также через Республику Азербайджан, это делает двустороннее взаимодействие гораздо проще и эффективнее, чем гипотетическое использование транспортных маршрутов через Пакистан (здесь, как минимум на нашем пути лежат два транзитных государства - Афганистан и Туркменистан к Каспию, а по суше минимум три, как при переходе границы через Афганистан, так и через Китай). Кроме того, через Иран открывается маршрут к Аравийскому полуострову и Восточному побережью Африки. А это означает выход к мощным в экономическом отношении арабским монархиям и потенциально привлекательному рынку Африки, где уже наращивается присутствие России, особенно в области Сахельского пояса черного континента.

Поэтому в указанном аспекте поддержание уровня стратегических отношений и их развитие для России имеет серьезное значение и открывает хорошие перспективы.

25 июня 2024 года стало известно, что готов проект нового соглашения о всеобъемлющем сотрудничестве между Ираном и РФ. И российская, и иранская стороны заявили, что никаких препятствий для его заключения нет. Это означает, что наши отношения выйдут на новый уровень.

Поскольку Иран является членом БРИКС и ШОС, а также имеет соглашение с ЕАЭС о зоне свободной торговли, которое было окончательно ратифицировано в июне 2024 года, предполагается, что подписание нового международного нормативного акта увеличит объем торговых сделок между странами на 30-40 процентов.

Кроме того, Иран рассчитывает и на получение своповых поставок нефти и газа из России.

Преемственность в проведении внешнеполитической линии, а также основных императивов внутренней политики дают основания полагать, что Ирак продолжит свое активное участие в построении многополярного мира и укреплении региональной безопасности.

Отметим, что даже в связи со смертью президента и главы МИД Ирана в транспортной катастрофе в мае 2024 года это государство не приостановило политические процессы. Нет причин полагать, что с новым главой правительства Исламской Республики идеологический и геополитический подходы этой страны к мировым делам как-то изменятся.

Важно – Иран как и Россия налаживает отношения с правительством Афганистана, и этот процесс открывает более широкие возможности для взаимодействия между двумя странами.

Кроме того, для России и Афганистана существуют сходные угрозы - это группировка ИГИЛ (запрещена в РФ), которая, к примеру, недавно взяла ответственность за совершение кровавого теракта в Крокус Сити Холл и накануне в Республике Дагестан, а также западные державы, которые заинтересованы в разрушении как России, так и Афганистана.

Как уже было сказано, в Афганистане есть значительный потенциал для горнодобывающей и даже нефтяной, газовой и атомной промышленности. Почти все известные залежи были обнаружены еще советскими учеными-геологами, однако не разрабатывались из-за сложной конфликтогенной ситуации в стране на протяжении десятилетий. Бариты, цинк, свинец, уран, уголь, железная и медная руда, вольфрам, серебро и золото, олово, литий, известняк, алюминий и многие другие элементы периодической системы Менделеева находятся в недрах Афганистана. Их разработка может начаться в ближайшее время. Кроме того, Афганистан - это рынок для товаров народного потребления и крупный производитель сельскохозяйственной продукции.

Стоит обратить внимание и на потенциал различных магистралей, будь то Трансафганский транспортный коридор или давний проект трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия. Участие в их строительстве и дальнейшая эксплуатация могут принести России в будущем хорошие дивиденды.

Пакистан важен для геополитики южной Евразии. Не случайно установить политический контроль над ним пытались США еще с 50-х годов. Сегодня Вашингтон оказывает давление на Исламабад частично через МВФ, который закабалил Пакистан своими займами, а частично с помощью пропаганды на тему «индийской угрозы» (показательно, что для Индии у американских советников есть аналогичные страшилки про «исламскую ядерную бомбу», а также «китайскую угрозу»).

В настоящее время в Пакистане реализуется ключевой элемент китайской инициативы «Пояс и Путь» – Китайско-Пакистанский экономический коридор, который начинается от в глубоководном порту Гвадар провинции Белуджистан и тянется через всю страну на север к горным хребтам системы Гиндукуш.

Пакистан заинтересован в привлечении дополнительных инвесторов из России для этого и прочих проектов. Недавно руководство страны заявило, что Исламабад присоединится к использованию коридора Север-Юг и рассматривает приемлемые варианты для вхождения российских компаний в Пакистан.

Уточним: ранее Россия подписала меморандум о строительстве трубопровода «Пакистанский поток», хотя переговоры по различным деталям еще продолжаются.

Энергетический голод Пакистана РФ может удовлетворить и с помощью атомной энергии, поскольку «Росатом» имеет возможность предложить оптимальные решения в этом вопросе.
Наконец, посредничество России в улучшении отношений между Индией и Пакистаном также с большой вероятностью может принести свои плоды: Москва ранее предлагала свои услуги в этом вопросе, особенно в период эскалации на границе.

Преступления англосаксов на Ближнем Востоке
Преступления англосаксов на Ближнем Востоке

Взаимодействие с Пакистаном в области противодействия терроризму — еще одно направление, на котором необходим постоянный и доверительный контакт между компетентными органами двух стран.

Важно отметить, что Пакистан - ядерная держава, и ее участие на стороне многополярного мира будет означать многое.

Со всеми тремя государствами на юге Евразии необходимо прорабатывать и вопросы обхода санкций коллективного Запада. Эти страны в той или иной мере сталкивались и с блокировкой денежных средств, и с неприглядными манипуляциями со стороны наших политических оппонентов.

Более консолидированный подход в этом отношении позволит всем вместе и каждому в отдельности чувствовать себя более уверенно в мировой финансовой системе, при этом наиболее правильной альтернативой видится переход к собственному механизму транзакций, чтобы избежать зависимости от доллара/евро и исключить прохождения финансовых потоков через западные клиринговые центры.

Есть вероятность, что проект подобного механизма будет представлен на саммите БРИКС в октябре. По крайней мере, имеются сведения, что РФ и КНР уже проработали основные принципы нового платежного инструмента, который будет применяться как для традиционной банковской сферы, так и для операций в цифровой валюте.

Напрашивается вывод: при том, что двусторонние отношения с каждой страной в отдельности, без сомнений, важны, более цельная картина и полный учет сфер жизни государств-партнеров в совокупности – имеющих место религии, культуры, безопасности, экономики, промышленности, и прочих аспектов – позволит выстраивать наиболее адекватную стратегию как для нас, внутреннюю, так и внешнюю – для указанных стран. Очевидный интерес всех сторон представляет эффективное взаимовыгодное сотрудничество с соседями и мирное сосуществование на благо народов.

Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!