1,2K подписчиков

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы и лечение

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы и лечение

Формирование речи позволяет налаживать коммуникацию с окружающими, это и фактор развития. Торможение такого процесса может иметь негативные последствия.

Причины и проявления задержки речевого развития: профилактика и методы лечения

Формирование речи позволяет налаживать коммуникацию с окружающими, это и фактор развития. Торможение такого процесса может иметь негативные последствия. Опасность заключается в том, что подобные проявления наблюдаются у 30% детей дошкольного и школьного возраста. Но родителям следует понимать, что задержка речевого развития или ЗРР – серьезное отклонение. Не следует рассчитывать, что оно пройдет самостоятельно, т. к. это случается редко.

Что такое ЗРР, классификация

Торможение речевого развития предполагает более позднее формирование речи. Это особенно заметно при сравнении с возрастной нормой. Сложности возникают, когда закладываются основные функции и структуры организма в период внутриутробного развития. Тогда нарушается формирование нервной системы. В результате тормозится и психическое развитие.

Речь – инструмент, который тесно взаимосвязан с нервной деятельностью. Для реализации такой возможности требуется правильная работа различных структур головного мозга. Активное становление речи и первые проблемы обнаруживаются, когда ребенок оказывается в среде, где необходимо выстраивать навыки коммуникации.

Задержка речевого развития – расстройство, возникающее на фоне отклонений анатомо-физиологических параметров организма от показателей нормы. Различают 3 вида патологических состояний:

  • системное: причиной является нарушение высших психических функций (такая аномалия называется ЗПРР);
  • общее: диагностируется торможение формирования речевой функции, но сохраняется интеллект;
  • специфическое (ЗРРР): может проявляться на фоне отсутствия нарушений в работе органов слуха, головного мозга, интеллекта.

Диагностируется торможение речевого развития ближе к 3 годам, раньше оценивать возможности малыша сложно, учитывая, что так могут проявляться особенности психики, физиологии. До этого возрастного порога дети успевают «выговориться» – нарастить словарный запас, научиться правильно выстраивать предложения. Но в ряде случаев уже с 1,5 лет проявляется опасная симптоматика. Если есть подозрения, что имеет место торможение психического речевого развития, следует обратиться к специалисту.

Причины заболевания

Различают 2 группы патологических состояний, связанных с ЗРР. Они могут быть вызваны разными причинами: медицинскими, социальными. В обоих случаях рекомендованы различные схемы лечения. Более опасными считаются медицинские факторы. К таким причинам относится:

  • инфицирование вредоносными микроорганизмами: простой герпес, Эпштейн-Барра, цитомегаловирус, краснуха, токсоплазма;
  • генетический фактор;
  • пренатальные нарушения – могут быть вызваны вирусами и вредными веществами (при внешнем контакте, приеме запрещенных лекарств);
  • последствия прививки;
  • осложненный акушерский анамнез;
  • родовая травма;
  • болезни, перенесенные в раннем возрасте;
  • нарушения работы органов слуха.

На основе перечисленных факторов может произойти сбой ЦНС. В результате тормозятся высшие мозговые функции. Уже на этой базе развиваются другие патологии – психоневрологические расстройства.

Отмечают и социальные причины:

  • инфицирование вредоносными микроорганизмами: простой герпес, Эпштейн-Барра, цитомегаловирус, краснуха, токсоплазма;
  • генетический фактор;
  • пренатальные нарушения – могут быть вызваны вирусами и вредными веществами (при внешнем контакте, приеме запрещенных лекарств);
  • последствия прививки;
  • осложненный акушерский анамнез;
  • родовая травма;
  • болезни, перенесенные в раннем возрасте;
  • нарушения работы органов слуха.

Если предполагается ЗРР, причины, связанные с неподходящей окружающей средой, встречаются чаще. Когда ребенок дома и за его пределами слышит разный язык, он может испытывать проблемы – речевые навыки формируются слабо. То же самое происходит, когда родители пытаются угадать желания ребенка. У него пропадает мотивация самостоятельно изъясняться.

Клиническая картина ЗРР

Внимание близких при таком нарушении привлекает преимущественно нарушение речи. Другие показатели часто не отклоняются от нормы: ребенок адекватно реагирует на попытки коммуникации – когда к нему обращаются, выполняет просьбы, у него отсутствуют двигательные и поведенческие дисфункции.

Один из признаков будущей патологии – отставание в физиологических проявлениях в раннем возрасте: замедляется процесс сосания у грудничков, медленнее происходит пережевывание пищи. Если предполагается ЗРР, симптомы ранней патологии помогут убедиться или опровергнуть такие подозрения:

  • в 3 месяца отсутствует навык агуканья, нет реакции на присутствие взрослых рядом;
  • в 5 месяцев ребенок не гулит, в тех звуках, которые он произносит, отсутствует ы, у, г, х, к;
  • с полугода отсутствует лепет – в норме в этом возрасте дети пытаются повторять: ма-ма, ба-ба;
  • в 8-9 лет лепет по-прежнему отсутствует;
  • в 1 год словарный запас крайне мал – насчитывает менее 5 слов;
  • в 1,5 года ребенок не понимает, когда к нему обращаются, не распознает предметы, т. к. не знает их названий;
  • отсутствует понимание речи, нет реакции на просьбы;

В 2 года ребенок не совершает попыток построить предложения. Нужно учитывать, что нормы формирования речи у мальчиков и девочек разные. Причем для мальчиков требования менее жесткие. Допустимо отставание в развитии речи на 4-5 месяцев.

Профилактика ЗРР

Постановки диагноза ЗРР можно избежать, если своевременно взять ситуацию в свои руки – обратиться к специалисту. Необходимо контролировать процесс формирования речи. Если уже появились признаки торможения развития речи у детей, важно внимательнее изучить их. Понимание происходящего – это уже шаг вперед навстречу к выздоровлению. Если отклонения формирования речи были выявлены рано, это позволит быстрее нормализовать работу нервной системы, головного мозга и психики (когда это необходимо).

Также профилактикой ЗРР является внимательное отношение к ребенку, но не следует пытаться замещать своими умениями попытки детей создавать запрос для реализации потребностей. Для этого они должны совершать попытки использовать речь. Необходимо показывать пример ребенку – постоянно говорить с ним, обращаться по имени, создавать запросы, чтобы малыш выполнял просьбы. Многие проблемы решаются в игровой форме, обязательно необходимо проводить больше времени с детьми.

Лечение ЗРР

Для исправления дефекта формирования речи дается направление к разным специалистам:

Благодаря правильной методике лечения можно быстро устранить нарушения. Если есть подозрение, что произошла задержка речевого развития, лечение может проходить по разным методикам, все зависит от причины:

  • психологическое консультирование;
  • электроакупунктура;
  • транскраниальная микрополяризация;
  • магнитотерапия;
  • медикаментозное лечение.

Чтобы оценить состояние ребенка, изучаются поведенческие особенности, заболевания, вплоть до процесса вынашивания и рождения. Дополнительно могут проводиться лабораторные исследования, если ранее подробно не изучались возможные причины отставания в речевом развитии.

Чтобы проработать проблему, часто обращаются к остеопату. Специалист может устранить напряжения в мышечных тканях. Часто ЗРР провоцируют травмы, полученные при рождении. В процессе прохождения через родовые пути нарушается работа черепно-мозговых нервов. Остеопатическое лечение в медицинском многопрофильном центре NOVI в Екатеринбурге помогает восстановить здоровье, а также устранить подобные нарушения.