39,3K подписчиков

Call of Duty не конвейер — разрушаем миф о стагнации серии

Почему стереотип об одинаковом ежегодном шутере не имеет ничего общего с реальностью

Почему стереотип об одинаковом ежегодном шутере не имеет ничего общего с реальностью Каждую осень происходит одно и то же.

Каждую осень происходит одно и то же. Выходит новая часть Call of Duty — и в социальных сетях множатся однотипные комментарии о том, что шутер уже не тот, новые части — мусор без видимых изменений и улучшений. Но на деле это не так.

Мы постараемся объяснить, почему Call of Duty — не ужасный конвейер, а игры франшизы разнообразнее, чем может показаться со стороны.

Новая система прогрессии в каждой части

Почему стереотип об одинаковом ежегодном шутере не имеет ничего общего с реальностью Каждую осень происходит одно и то же.-2

Со стороны может показаться, что во всех играх серии нужно бегать, стрелять и выполнять задачи матча. И это даже верно, но в каждой части есть нюанс.

В Call of Duty: Modern Warfare 2019 года есть система Gunsmith для детальной настройки оружия. Например, можно переделать автомат Калашникова под калибр 5,56 или даже 9,19. Тем самым, если вы хотите использовать в матче укороченный автомат или пистолет-пулемет, вам не нужно выбирать его отдельно, можно перестроить штурмовую винтовку под эту задачу.

Аналогично можно перенастроить и ПП — повесить на него удлиненный ствол, усиленный приклад и вот у вас в руках малокалиберная штурмовая винтовка для средней дистанции. Подобные опции предусмотрены практически для каждой пушки в игре.

В Call of Duty: Black Ops — Cold War акцент сделан на тонкую настройку оружия внутри своего класса. Например, штурмовая винтовка с небольшим коллиматорным прицелом и тактической ручкой будет отличаться от такой же, но с лазером и без коллиматора. Во втором случае время перехода от стрельбы от бедра к прицеливанию будет ниже, а точность на ближней дистанции — выше.

Почему стереотип об одинаковом ежегодном шутере не имеет ничего общего с реальностью Каждую осень происходит одно и то же.-3

А в Modern Warfare 2, вышедшей в 2022-м, серьезно перебалансировали всю систему прокачки. Открыв улучшение для одной пушки — например, приклад или лазерный прицел, — игрок может устанавливать этот модуль на все. Но есть нюанс. Получить доступ к конкретным модулям можно только на определенных видах оружия. Так что для максимальной прокачки арсенала придется активно использовать все вооружение.

Выпущенная еще через год Modern Warfare 3 эту систему значительно углубила за счет механики «награды арсенала». Особые модификации оружия — «конверсионные наборы» — выдаются за прохождение испытаний. Сами испытания ставят различные условия для выполнения задач — например, использовать в бою только дробовик с одним конкретным типом патронов.

Такая система мотивирует игрока пробовать различные стили игры и учит адаптироваться к меняющимся боевым условиям. А заодно — экспериментировать с комплектами экипировки.

Мультиплеер в деталях

Почему стереотип об одинаковом ежегодном шутере не имеет ничего общего с реальностью Каждую осень происходит одно и то же.-4

За разработку серии отвечают три студии. Infinity Ward развивает линейку Modern Warfare, Treyarch курирует Black Ops, а в ведении Sledgehammer Games — отдельные Advanced Warfare, WW2 и Vanguard.

В играх Infinity Ward всегда на первом месте низкий показатель TTK — time to kill, время, необходимое на устранение одного противника. То есть в мультиплеере Modern Warfare выше скорость убийства врага, чем в других подсериях Call of Duty.

Поэтому важно мыслить тактически и использовать окружение для защиты. Если бегать по карте как сумасшедший с пистолетом-пулемётом наперевес, велик риск частой гибели и сброса серии убийств. А серии убийств открывают доступ к таким полезным гаджетам, как БПЛА и крылатые ракеты.

Так что если хотите накрыть группу врагов атакой с воздуха и повысить шансы на победу в раунде, лучше играть аккуратно и не подставляться под пули, ведь сопернику не нужно много времени, чтобы пристрелить неосторожного бойца. В сетевом режиме игр Sledgehammer Games, напротив, царят хаос и постоянное движение. Матчи здесь динамичные, поощряют риск, а на картах минимум укрытий.

Почему стереотип об одинаковом ежегодном шутере не имеет ничего общего с реальностью Каждую осень происходит одно и то же.-5

Подсерия Black Ops предлагает сбалансированный подход — нечто среднее между играми Infintiy Ward и Sledgehammer. Показатель TTK выше, чем в Modern Warfare, а полезные гаджеты выдаются не за серии убийств, а за набранные очки. Их количество при гибели не обнуляется. Основа мультиплеера от Treyarch — умение маневрировать и адаптироваться.

Подход каждой студии к дизайну карт также сильно отличается. В Black Ops локации часто напоминают площадки из арена-шутеров — с просторными и легко читаемыми пространствами. Modern Warfare больше похожа на головоломку, в которой необходимо контролировать углы, выступы и искать точки для укрытия и удобного ведения огня.

А Vanguard — это просто свалка. Зубодробительный хаос, в самом сердце которого нужно как можно быстрее перемещаться и убивать все, что движется в поле зрения.

Разный взгляд на одиночную кампанию

Почему стереотип об одинаковом ежегодном шутере не имеет ничего общего с реальностью Каждую осень происходит одно и то же.-6

Спустя годы кажется, будто голливудская постановка пришла в Call of Duty вместе с Modern Warfare 2007 года. Но по-настоящему кинематографичные кат-сцены с участием известных актеров появились в серии только в 2014-м — вместе с Advanced Warfare от Sledgehammer.

Вместо брифингов над картой в шутер добавили полноценные видеоролики с долгими диалогами, снятыми с разных ракурсов, а в игровых ситуациях появились приемы из кино. Например, резкие смены сцен. Вот герой смотрит на жетон, находясь в помещении, гремит гром — и протагонист уже разглядывает тот же жетон, стоя на крыше здания. И именно в этой игре роль главного злодея исполнил Кевин Спейси.

Treyarch придерживаются иного подхода к повествованию в своих играх. Каждая сюжетная кампания в серии Black Ops — это концептуальный шпионский триллер в разных сеттингах. От Холодной войны до мрачного будущего. От политических интриг в первой и пятой частях — до рассуждений о человечности в Black Ops 3.

На фоне большинства аркадных шутеров-аттракционов Black Ops 2 предлагает непривычно разнообразную кампанию. С моральными выборами и неожиданными поворотами сюжета. Сценарии этих игр часто обращаются к реальным событиям в мире и к популярным теориям заговора.

Почему стереотип об одинаковом ежегодном шутере не имеет ничего общего с реальностью Каждую осень происходит одно и то же.-7

Так, Cold War эксплуатирует страшилку "МК Ультра". Так называлась секретная программа ЦРУ по манипуляции сознанием и вербовке агентов, в рамках которой над людьми ставились различные эксперименты. Достоверность многих слухов о программе, несмотря на расследования, до сих пор ставится под сомнение отдельными экспертами.

Treyarch также часто экспериментирует с геймплейной формулой Call of Duty. В Black Ops 3 и Cold War есть и создание персонажа, и система подбора снаряжения перед миссией. Некоторые элементы вроде хаба и выбора заданий позаимствовала Infinity Ward в Infinite Warfare. В последней на сегодня части Black Ops также есть миссия в духе Hitman — шпионское приключение в здании КГБ, задачу в котором можно выполнить разными путями.

Modern Warfare 2019 года и ее сиквел удачно чередуют очень разные типы заданий. От масштабных боевых действий на Ближнем Востоке до камерной и напряженной зачистки убежища террористов в британской глубинке. От снайперской миссии до побега из тюрьмы без оружия. Все ради того, чтобы показать войну с разных сторон — и с пафосом, и с личными трагедиями.

Мы не будем подробно описывать кооператив в разных играх и зомби-режим. Уже сказанного должно быть достаточно, чтобы показать разницу в подходах и готовность каждой студии экспериментировать в рамках своей линейки. Уже 25 октября 2024 года мы увидим Black Ops 6 — и она наверняка будет отличаться и от прошлогодней Modern Warfare 3, и от Cold War.