8,4K подписчиков

Исламская революция на Кавказе: фильм "Рай под тенью сабель"

1K прочитали

Скриншот кадра из фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель" (1992)
Скриншот кадра из фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель" (1992)

Вообще-то, полное название этого фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель". Снимался он в самое смутное время и вышел на экраны в чрезвычайно напряжённом 1992 году. Фильм про трагические страницы истории Кавказа снимал творческий коллектив, большей частью состоявший из кавказцев же. Сценарий и постановка кумыка (?) Ислама Казиева (кстати, в 2023 награждён медалью Расула Гамзатова указом главы Дагестана). Режиссёром в титрах также значится Михаил Ланчава, судя по фамилии абхазец. К сожалению, больше подробностей о нём самом и его участии в съёмках автору статьи найти не удалось. Кумык Гусейн Халимбеков сыграл главную роль имама Шамиля, а его предшественника и соратника Гамзат-бека — грузин Георгий Дарчиашвили.

На съёмочной площадке фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель" в Махачкале, посёлок Манас, 1991 год. Фото с телеграм-канала "Старая Махачкала"
На съёмочной площадке фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель" в Махачкале, посёлок Манас, 1991 год. Фото с телеграм-канала "Старая Махачкала"

Фильм исторический, впрочем, насколько может быть историческим художественный фильм. В основе сюжета события, происходившие в Дагестане в период большой кавказской войны 190 лет назад. Тогда в 1834 году на Северном Кавказе происходили решающие события, придавшие войне новый оборот. Аннотация к фильму, выложенная на большинстве сайтов, мягко говоря, тенденциозна. А если говорить напрямую, выкладывает версию в стиле дурной советской пропаганды так, что "борец за свободу" Шамиль противостоит классовому врагу трудящегося дагестанства. Фильм снимался в самый критический момент крушения СССР, авторов понять и простить за некоторые акценты можно, а вот кинокритиков вряд ли: свою претензию на интеллектуализм надо оправдывать интеллектом. Либо они не поняли мысль авторов фильма, либо соврали, во второе больше верится.

Имам Кази-Магомед и Шамиль вверху, Кази-Магомед на "пути в рай", совершает замаскированное самоубийство. Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма
Имам Кази-Магомед и Шамиль вверху, Кази-Магомед на "пути в рай", совершает замаскированное самоубийство. Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма

Если ближе к сюжету, то история такова. В 1834 году русские войска и их союзники из кавказских беков и ханов теснят имама Кази-Магомеда, который со своими мюридами засел в башне, где принял последний в своей жизни бой. Его мюрид и родственник Шамиль тяжело ранен, но всё-таки спасся, в том числе от ликвидатора, специально направленного русским командованием. Несмотря на то, что имамат от Кази-Магомеда (Гази-Мухаммеда) принял Гамзат-бек, ещё до его гибели власть взял в свои руки будущий имам Шамиль. На самом деле, в сюжет вошла предыстория событий 1834 года: взятие местечка Гимры русскими войсками и гибель имама Кази-Магомеда, а также тяжёлое ранение Шамиля произошли в 1832 году. В 1834 Шамиль уже избран имамом Дагестана и Чечни. В фильме показан эпизод с фактическим самоубийством Кази-Магомеда, но не рассказано как он со своими мюридами уничтожил более 30 влиятельных беков. Можно смело это число умножать в несколько раз, так как у каждого из этих представителей знати были верные им люди, сложившие вместе с ними головы. Да и реальная опасность кровной мести вызывала жестокую необходимость предварительного уничтожения потенциальных мстителей. И всё это ради "благой цели", какими дорога отнюдь не в рай выстлана.

Гамзат-бек (слева) после заключения перемирия с Россией говорит со своим мюридом. Скриншот кадра из фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель" (1992)
Гамзат-бек (слева) после заключения перемирия с Россией говорит со своим мюридом. Скриншот кадра из фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель" (1992)

Гамзат-бек был близок к тому, чтобы навсегда прекратить борьбу за утопический проект исламского государства на Кавказе. О чём и его диалог с одним из мюридов после заключённого перемирия с российской властью, когда в заложниках (аманатах) он оставил своего племянника.

— А что, газавата больше не будет?
— Вот (показывает ладонь). Крови больше не хочу. Хватит.
— Народ наш гибнет. Его одолевают болезни, нищета, разврат, пьянство, взятки, которые берут ханы и старшины. Шариат нам нужен. Иначе мы будем двойными рабами — беков и урусов.
— Болтун ты. Ни один мусульманин не должен быть рабом другого. Да пусть простит меня Аллах великий и всемогущий, но я сомневаюсь, что можно выполнить все эти законы. Да, сомневаюсь!

Тему исламского радикализма, под сенью которого не иссякает поток террористов всех мастей и на любой вкус от хулиганствующих со смертельным исходом подростков до высокообразованных эстетов, очень заманчиво было бы причислить к пагубным последствиям постмодерна или излишней реакцией на безнравственность вестернизированного общества. Одно существенное препятствие есть для такого опрометчивого шага: исламский радикализм вовсе не является порождением секулярного и экстремистского ХХ века. Исламский радикализм позапрошлого века — это ригоризм имамов и их мюридов, переросший из повышенных требований к себе в террор в отношении, в первую очередь, единоплеменников и единоверцев, а потом и внешних народов. Демагогия Кази-Магомеда, Гамзат-бека и Шамиля вертелась вокруг слов о свободе, причём "свободу" очень жёстко регламентированную, навязывали насилием окружающим именно они. Российской империи достаточно было, что племена северного Кавказа не вели набеговую экономику, то есть разбой, не вступали в союзы с врагами России, платили налоги в обмен за защиту и покровительство.

Шамиль с кинжалом в руках разогнал весельчаков. Скриншот кадра из фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель" (1992)
Шамиль с кинжалом в руках разогнал весельчаков. Скриншот кадра из фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель" (1992)

— Скоро придут мюриды и конец нашим праздникам. Защитники шариата (презрительно). Сами пьют как свиньи! А мы — тьфу!

Появление Шамиля там, где веселятся как в последний раз, ожидая надоевших своим ригоризмом мюридов, весьма показательно. До этого он в комнате как какой-нибудь комсомолец 1920-х годов занимается самообразованием. На громкую музыку, пение и разговоры нетрезвых людей является мюрид и будущий имам, выхватывает кинжал и всех разгоняет. У него газават, какое там веселье может быть!

Мать пытается защитить Шамиля от недовольных односельчан. Скриншот кадра из фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель" (1992)
Мать пытается защитить Шамиля от недовольных односельчан. Скриншот кадра из фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель" (1992)

Речь Шамиля в родном ауле тоже напоминает страстную речь революционера, когда односельчане требуют от него, чтобы он немедленно убирался по добру по здорову. Его односельчане хотят мира, а не шариат с газаватом, а он, не замечая противоречий, хочет железной рукой протащить их в свой рай.

— Я хочу, чтобы вы не отказывали себе в высшем благе — свободе. Я хочу, чтобы девушки выходили замуж по любви. Я хочу, чтобы вы не курили. Вы бедные и нищие, и пьёте при этом, развратничаете, воруете друг у друга. При такой жизни вы сгниёте. Без шариата вас ожидают великие оскорбления, великие беды.

Тогда добровольно-принудительно предлагаемая Шамилем, Кази-Магомедом и другими утопия пробивала дорогу с переменным успехом. После очередного массового убийства в Хунзахе (Аварское ханство) у имама Гамзат-бека не выдержали нервы.

В фиолетовой траурной одежде имам Гамзат-бек, а в коричной черкесске Шамиль. Скриншот кадра из фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель" (1992)
В фиолетовой траурной одежде имам Гамзат-бек, а в коричной черкесске Шамиль. Скриншот кадра из фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель" (1992)
Гамзат-бек: — Это ты, ты толкаешь всех на зверства! Не нужен людям шариат, запомни! Я тону в крови.
Шамиль: — Гамзат-бек, не позорься. Дьявол в тебе сейчас говорит. Мы делаем богоугодное дело. Верная дорога к истине.
Гамзат-бек: — Верная дорога? Верная дорога кровавыми руками.
Шамиль: — Чтобы народом народ был, сильный кулак нужен.
Гамзат-бек: — Вот именно, этот кулак породит новых лицемеров. Нет, я не буду больше воевать. Я устал.
Шамиль: — Уйдём из Хунзаха.
Гамзат-бек: — Нет. Я, останусь здесь.
Шамиль: — Но тебя могут убить.
Гамзат-бек: — Пусть. Запомни, Шамиль, нет рая под тенью сабель.

Шамиль явно перепутал здесь дьявола с Богом. Гамзат-бек падёт жертвой заговора и примет ожидаемую смерть. А Шамиль заместит его на посту имама. В 1834 году Шамиль ещё полон азарта продолжать строить утопию на трупах. Очередное злодеяние Шамиля — это сброшенный в пропасть по его указанию малолетний заложник, последний аварский хан Булач. Его злейший враг из земляков-кавказцев Каранайский как последнее слова бросает Шамилю в лицо:

— Скажу тебе в лицо, Шамиль, все людские страдания от тебя, сатрап.
Каранайский перед Шамилём. Скриншот кадра из фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель" (1992)
Каранайский перед Шамилём. Скриншот кадра из фильма "Шамиль. Рай под тенью сабель" (1992)

На последок, так и не отступившись от своего пути в рай, о котором ему говорил Кази-Магомед, Шамиль произносит короткую, но яркую речь, смысл которой в финальном тезисе.

— Рай для нас под тенью сабель!

Относиться к народам Кавказа как к дикарям только потому, что в большинстве своём придерживаются традиционной системы отношений, как минимум глупо. И дело здесь не только в уважении и играх в равенство. К чему "прогрессизм" приводит можно наглядно увидеть и в питерском метро, необязательно на Запад ехать. Но и расплываться в неуёмной толерантности не менее глупо. На Кавказе всё гораздо сложнее и интереснее, но в этом не только привлекательность, но и опасность Кавказа и в первую очередь для самого себя. Только под российской властью и российским влиянием Кавказ сможет мирно развиваться. Хотелось бы, чтобы статью прочитали вдумчиво и мусульмане, и попробовали бы ответить на такой вопрос: почему, к примеру, про православных террористов никто не слышал, а про исламских едва ли не каждый день новости? Кроме насилия, какие ещё аргументы в защиту своей идейной правоты они могут предъявить? Диалог — это всё-таки обмен мнениями, а не ударами или выстрелами.

Самый известный фотопортрет Шамиля работы Деньера А. И. (1859). Фото с сайта "Википедия"
Самый известный фотопортрет Шамиля работы Деньера А. И. (1859). Фото с сайта "Википедия"

И, кстати, в этом году исполняется 165 лет как имам Шамиль прекратил сопротивление и его газават закончилась. Умер Шамиль, совершая паломничество в Мекку в 1871 году, умер в г. Медина.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.