9,8K подписчиков

«Ночному дозору» — 20 лет: как снимали темное городское фэнтези, или спецэффекты по-русски

«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма
«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма

Фильму «Ночной дозор», снятому режиссером Тимуром Бекмамбетовым по мотивам одноименного романа Сергея Лукьяненко, 27 июня исполняется 20 лет. Картина, рассказывающая о борьбе светлых и темных мистических сил в современной Москве, имела оглушительный по российским меркам успех в прокате, заработав почти 34 миллиона долларов, а для Бекмамбетова, по сути, открыла дорогу в Голливуд. Сегодня «Ночной дозор» небезосновательно принято называть первым российским блокбастером. И таковым он стал неслучайно.

Начало нулевых было сложным, но перспективным временем для отечественного кино. Заново открывались бывшие советские кинотеатры, но показывать в них предпочитали в основном зарубежные картины. Просто чтобы не рисковать. С другой стороны, российская киноиндустрия периодически все же выдавала хиты, которые вполне были в силах конкурировать с западными проектами. «Брат 2» Алексея Балабанова, «Русский ковчег» Александра Сокурова, «Возвращение» Андрея Звягинцева собирали как сплошь положительные отзывы критиков, так и приличную кассу. Но оставались скорее исключениями из общего правила.

«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма
«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма

Решившийся взяться за экранизацию популярного романа Тимур Бекмамбетов в те годы был массовому зрителю совершенно не знаком. Его дебютная режиссерская работа 1993 года «Пешаварский вальс» прошла почти незамеченной, после этого постановщик надолго ушел в рекламу. И вот спустя 10 лет вернулся. Причем вернулся не просто так, а с целым ворохом идей, опробованных на рекламных роликах.

Идеи эти были просты, но действенны. Бекмамбетов здраво полагал, что кино в жанре экшен-фантастики ни в коем случае не должно быть медленным и заунывным. Нужен был динамичный клиповый монтаж с мелкой нарезкой перемежающихся крупных планов. Требовался легкий для восприятия, но четко структурированный сценарий. В конце концов, были необходимы спецэффекты. Много спецэффектов. Таких, чтобы зритель ахнул. С последним пунктом могли возникнуть проблемы.

«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма
«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма

Бюджет «Ночного дозора» был скромным — всего 4,2 миллиона долларов. А на самом деле — даже 3,2, ведь один миллион ушел на маркетинг. Понятно, что с такими средствами сцены уровня «Властелина колец», «Гарри Поттера» или «Матрицы» не сделать. Бекмамбетов это осознавал — и выжал из доступных ему ресурсов максимум. Как позже сообщил постановщик, спецэффекты в «Ночном дозоре» обошлись всего в 200 тысяч долларов. И добавил — в Голливуде на аналогичные сцены потратили бы не меньше 5 миллионов.

«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма
«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма

Стоит отметить, что снимали «Ночной дозор» на обычную пленку «Кодак». Цифровые камеры авторы признали несоответствующими требуемой свето- и цветопередаче. Отдельную — и очень сложную — проблему представляло то, что в «Ночном дозоре» есть много планов, где визуальный эффект взаимодействует с окружающей средой и живыми актерами. Решать это пришлось с помощью метода, хорошо зарекомендовавшего себя в Голливуде. Схема была такая: концепт спецэффекта утверждается режиссером, затем художники рисуют детальную раскадровку, потом следует превизуализация (черновик эффекта рендерят на компьютере) и доведение графики до нужного уровня, далее снимается живая сцена с актерами, ну а в конце на монтаже все это сводится воедино.

«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма
«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма

Разберемся на примере, как это работало. В самом начале фильма между армиями Светлых и Темных сил происходит масштабное сражение в средневековом антураже. И, в общем, вся битва — это и есть один большой спецэффект. Состоит он из двух частей: средние и дальние планы армий из двух тысяч нарисованных на компьютере воинов и крупные планы с живыми людьми. Многие запомнили сцену с каменным мостом и воронкой из ворон на фоне. Сначала художниками были созданы макет моста и эскизы с отмеченными на них путями движения виртуальной камеры, далее мост с армиями отрендерили, сверху наложили слой с воронами. Которых, кстати, сделать было сложнее всего, особенно на средних планах (для крупных использовали настоящих птиц). Движения ворон получались слишком ненатуральными. Скорость и динамика полета, особенности движения крыльев и тела — во все эти параметры специалисты по спецэффектам под чутким руководством Бекмамбетова кропотливо вносили сотни изменений, пока наконец не добились приемлемого результата и виртуальные птицы не стали походить на реальных.

«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма
«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма

Словом, это был тяжелый каждодневный труд, но результат того стоил. Вспомните хотя бы сцену воронки над домом — над залитым светом зданием сверкают молнии и под проливным дождем кружат вороны. На камеру из всего этого был снят, собственно, только дом. И тот темный. Все остальное — это несколько слоев компьютерной графики.

Разберем и еще одну сцену, в которой кукла Машенька превращается в паука. В сценарии ее изначально не было — Бекмамбетов придумал ее на ходу, чтобы добавить мистической атмосферы. Сначала куклу перенесли в компьютерную модель (за неимением трехмерного сканера пришлось использовать штангенциркуль). Затем художник по текстурам сфотографировал куклу со всех сторон, чтобы потом на основе этих фото сделать текстуру, которую можно наложить на модель. И уже в конце этой модели на компьютере «приделали» тонкие паучьи лапки, предварительно сделав их более мохнатыми.

«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма
«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма

Конечно, «Ночной дозор» — это не только спецэффекты, хотя, будем откровенны, именно они привлекли так много людей в кинотеатры. Фильм имел мощнейшую основу в виде романа Лукьяненко, так что со сценарием проблем не возникло. Также немаловажную роль в успехе ленты сыграл звездный каст. Собрать в одном проекте Константина Хабенского, Владимира Меньшова, Валерия Золотухина, Жанну Фриске, Гошу Куценко значило фактически обречь его на пристальное внимание публики.

«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма
«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма

А там, где внимание, неизбежно рождаются досужие разговоры, слухи и домыслы. Многие считали, что снимать кино о нечистой силе не стоит, ибо чревато. Отчасти этому находились подтверждения. Так, Мария Порошина на съемках вывихнула ногу, у Алексея Маклакова, пока тот снимался, умерла мать, у Константина Хабенского скончался отец, та же беда постигла и одного из продюсеров Алексея Кублицкого.

А вот что рассказывала актриса Анна Дубровская:

«Я долго раздумывала, прежде чем согласилась играть. И даже не потому, что боялась «связываться» с нечистой силой. Но я не хотела носить такой безобразный грим! Я смотрела на себя в зеркало, видела страшное, изможденное, чужое лицо — и мне было не по себе! А во время съемок... Не знаю, можно ли это связывать с мистикой, но у меня вдруг резко подскочила температура — 41 градус. Такого со мной никогда не было! Врачи сказали — ангина. Мне так было плохо. Всякие мысли лезли в голову, но я выздоровела. И решила, что заболела из-за сильного перенапряжения, а не из-за роли».

«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма
«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма

Бекмамбетов в процессе работы сознательно старался уйти от фэнтези-стилистики. Персонажи, по замыслу режиссера, не должны восприниматься как маги, вампиры и оборотни, а скорее должны производить впечатление «ребят из соседнего двора». Большинство костюмов для фильма покупалось на блошиных рынках или находилось на антресолях друзей. То же самое — с мебелью и реквизитом.

Режиссер намеренно стремился вызвать у зрителя чувство некой ностальгии. Светлой тоски по еще относительно недавно актуальным советским временам. И не только советским. В основе своей «Ночной дозор» — это сказка о борьбе добра со злом, где Антон Гордецкий — это практически Иван Царевич, ЗИЛ-130 — его белый конь, гостиница «Космос» — замок, в котором над златом чахнет Завулон, он же Кощей. Все по канонам, переосмысленным под современные стандарты.

«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма
«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма

Бекмамбетов говорил:

«Дозоры» мы сняли в 2002 — 2004 годах, и все-таки это фильмы про 90-е годы, это рефлексия аморальности, отсутствия стержня и поиска моральных основ в 90-е годы. Это было время, когда добро становилось злом и наоборот, была смута в стране и в головах».

«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма
«Ночной дозор», 2004. Фото: кадр из фильма

Словом, кто хотел от фильма зрелища — получил зрелище, кто хотел рефлексии — получил рефлексию. Благо и с визуалом, и со смыслом у первого российского блокбастера все оказалось вполне себе хорошо.

Михаил Константинов специально для 7ДнейКино. Читать все материалы этого автора.

Больше интересных материалов о кино — в нашем Telegram-канале.