Погибший при странных обстоятельствах в 1991, композитор, поэт, певец и киноактер Игорь Тальков продолжает вызывать самые различные оценки своего творчества.
В данном небольшом посте-обзоре, РОКЛЯ приводит небольшие рассуждения о месте этого артиста в искусстве, вкладе в него, в целом, и его отношении к Рок-музыке, в частности.
Прежде всего, необходимо отметить, что поскольку спустя три с лишним десятилетия этого артиста не забыли - значит, он был не только талантлив, но и занимался вполне самобытным и креативным творчеством. Можно привести примеры популярных артистов, которые были на сцене в одно и тоже время с Тальковым (Богдан Титомир, Александр Малинин, Марина Хлебникова, Шура, Лицей, Влад Сташевский, Ирина Салтыкова и др.), и сравнить влияние их творческого наследия сегодня, чтобы увидеть: творчество Игоря Талькова останется таки в истории.
Некоторые, конечно, могут возразить: Игорь Тальков (как и, например, Александр Башлачев или Виктор Цой), умер молодым, что придает его фигуре ареал жертвенности и легендарности, но и здесь можно привести примеры покинувших физический план артистов, которые, тем не менее, сегодня такого отклика, как Игорь Тальков, не вызывают (примеры с Игорем Сориным, Евгением Белоусовым, Михеем, Децлом и др.).
Так какую музыку играли Игорь Тальков и группа Спасательный круг? Мне кажется, что музыка этого артиста имела происхождение от жанра авторской песни, со свойственными ему первичным значением поэзии, социальной и личностной рефлексией, а также харизмой и ролью фронтмена.
В тоже время, Спасательному кругу были не чужды влияния времени, и в их довольно плотном, электрическом звучании можно встретить элементы folk, indie, new wave. Больших имен в истории этой группы почти нет, и, тем не менее, некоторые музыканты из нее играли с разными исполнителями, например, такими как Машина времени, Nautilus Pompilius, София Ротару и других, а в плане музыкальных влияний это важный фактор.
Немало сказано о заимствованиях в музыке Игоря Талькова и группы Спасательный круг. Однако, стоит отметить, что тема музыкальных заимствований в музыке является крайне распространенной. Автор этих строк к теме заимствований в музыке относится с недоверием, ведь главное - чтобы игралось искренне, ярко, качественно и креативно, чтобы находило отклик и поддерживало.
Далее, много полярных оценок вызывает сценический имидж группы, а именно использование музыкантами белогвардейской формы (мол, Игорь Тальков и так даже в армии не служил, да еще и эксплуатирует образы дореволюционной России). Мне такие упреки кажутся странными - ведь сценический образ подчеркивает музыку и раскрывает содержание песен. Скажем, никто не критиковал того же Александра Малинина в той же белогвардейской форме, или тех же Nautilus Pompilius за полувоенный имидж во второй половине 1980-х. Образ же Игоря Талькова отлично подходил к его гражданственным песням с образами некоей утраченной России.
Интересно, что творчество и имидж Игоря Талькова некоторые рок-музыканты, толковали как крайне обособленные, не относящиеся ни к эстрадной "тусовке", ни к Рок-искусству.
Юрий Шевчук: "Он не был в рок-н-ролле, он не был в нашей компании, в наших рядах он не стоял. Не был он и эстрадным исполнителем. Он был где-то сам по себе и был такой очень талантливый одиночка".
Тогда как же более точно оценить место Игоря Талькова в искусстве?
Вполне возможно, что на взвешенную позицию может претендовать мнение известного музыкального критика.
Артемий Троицкий: "Если мы вспомним репертуар «ДДТ», «Аквариума», «Алисы», «Наутилуса» или «Кино», то песен прямого политического характера у них не было. В их песнях всегда были абстрактные образы, типа «Поезда в огне», «Скованных одной цепью» и т. д. Эти музыканты не пели про КПСС, КГБ, президента, а у Талькова такие песни были. В этом смысле он был гораздо более конкретным.
Я считаю, что он писал хорошие песни с неплохими мелодиями. Но при этом не считаю его песни великими. «Кино» – вот это была великая группа. Это как русские «Битлз». Цой писал песни на все времена. Песни Игоря Талькова были в большей степени на злобу дня. И в музыкальном отношении они не были так сильны, как песни «Кино».
Мы познакомились с Тальковым незадолго до его гибели. Я тогда был начальником по музыке на канале «Россия». Мы устраивали большой стадионный фестиваль в Минске, одним из хедлайнеров которого был Игорь Тальков. Он произвел на меня впечатление искреннего парня. У меня не было ощущения, что он эксплуатирует модные темы. Он не был никаким конъюнктурщиком. Достаточно было на него посмотреть, чтобы понять, что это не такого рода типаж. Но фигура Талькова трагична в силу его какой-то неприкаянности".
А как Вы, уважаемые читатели подписчики РОКЛЯ, относитесь к творчеству Игоря Талькова?