1,6K подписчиков

4 популярные методологии управления проектами на примерах

Вы не смогли разобраться в устройстве методологий управления проектами? Тогда рассмотрим их на шутливом примере постройки дома.

В статье мы разберем следующие методологии:

  1. Каскадная модель;
  2. Гибкая разработка;
  3. Канбан;
  4. Командная схватка (Scrum разработка).

Будем двигаться строго по списку.

Каскадная модель

Одной из самых распространенных является каскадная модель. Её принцип очень прост. Мы разбиваем проект на ряд задач. Определяем их последовательность и далее решаем каждую задачу строго в установленной последовательности.

Нельзя приступать к задаче, если предыдущая задача еще не решена. Правило простое:

Только после полного решения текущей задачи, можно переходить к решению следующей.

Представьте, что вы решили построить дом. В первую очередь вы определяетесь со своими идеями и требованиями к проекту дома, это ваша первая задача.

Мысль о том, чтобы построить дом.
Мысль о том, чтобы построить дом.

Следующей задачей является строительство дома, т.е. весь цикл, который включает:

  • заложение фундамента;
  • возведение стен;
  • установка крыши;
  • установление окон;
  • установка дверей.

Это является второй задачей в вашей каскадной модели.

Построение дома
Построение дома

Построив основную часть дома, вы переходите к самой долгой процедуре: внешняя и внутренняя отделка.

Это является третьей задачей вашей модели.

Отделка дома
Отделка дома

Закончив с отделочными работами вы приступаете к оформлению жизненного пространства, т.е. заносите и расставляете мебель. Это является четвертой задачей вашей модели.

Наполнение дома мебелью
Наполнение дома мебелью

После того как дом обставлен, вы переходите к одной из самых главных задач в постройке дома. Вы запускаете кота. 🙂

Это пятая задача вашей модели.

Запускаем кота в дом
Запускаем кота в дом

Заключительная задача, к которой вы переходите, это заселение и проживание в доме.

Живем в построенном доме
Живем в построенном доме

Вот так выглядит каскадная модель.

Вы решили одну задачу, переходим к следующей. Если вы не смогли решить задачу, то к следующей перейти не можем, продолжаем решать эту задачу до победного конца.

Гибкая разработка

Если в каскадной модели вы должны четко прописать все требования проекта вначале, то в гибкой разработке можно дополнять требования по ходу разработки.

Возьмем за пример всё ту же постройку дома. У вас есть мечта построить дом, но это не совсем точно.

Мечта о постройке дома с некоторыми сомнениями
Мечта о постройке дома с некоторыми сомнениями

Вы приступаете к постройке дома и начинаете заливать фундамент.

Заливка фундамента для основания дома.
Заливка фундамента для основания дома.

После того как фундамент залит, ему нужно постоять и окрепнуть. А у вас пока есть время подумать о требованиях к следующему циклу задач.

В результате фундамент порос травой, а вы вместо дома хотите построить гараж, т.к. успели в перерыве купить машину.

Фундамент окреп, но порос травой, а вы мечтаете о гараже.
Фундамент окреп, но порос травой, а вы мечтаете о гараже.

Вы подготавливаете площадку для последующего строительства, поэтому убираете траву на фундаменте.

Подстригаете траву на фундаменте, чтобы подготовить площадку.
Подстригаете траву на фундаменте, чтобы подготовить площадку.

В результате понимаете, что строительство гаража и дома отличаются. Поэтому необходимо демонтировать фундамент.

Вот вы взяли отбойный молоток и приступили к демонтажу фундамента.

Разрушаем ранее построенный фундамент.
Разрушаем ранее построенный фундамент.

Пока вы демонтировали фундамент, вы так устали от этого всего, что решили закончить стройку.

В результате на имеющиеся деньги вы купили квартиру в многоэтажном доме.

Заселение в квартиру.
Заселение в квартиру.

Ура, проект закончен! Цель достигнута, вы живете в своем доме, но есть нюанс. 🙂

Канбан

Чтобы в гибкой разработке не было таких неожиданных нюансов, то все задачи детализируют. Рассмотрим канбан на примере постройки дома.

У вас есть идея построить великолепный дом.

Идея построить дом.
Идея построить дом.

Вы создаете доску, которая оформляется в виде рекламного щита, чтобы всем были видны задачи друг друга и было стыдно тому, кто не успевает.

Задачи разбиваются по столбикам, где каждый столбик является этапом решения задачи. Название столбцов должно быть общим и подходить к каждой задаче. Например:

  • получил задачу;
  • приступил к выполнению;
  • собрал необходимые инструменты и материалы;
  • решил 50% задачи;
  • решил задачу и отправил на проверку;
  • задача принята.

Таким образом, задача передвигается слева на право.

Вначале вы описываете общие задачи, т.е. мыслите широкими мазками проекта. Все задачи добавляете на стенд (канбан).

Первичное наполнение канбана
Первичное наполнение канбана

Заполнив канбан общими задачами вы понимаете, что поставить срок на каждую из них очень сложно, т.к. они слишком большие и охватывают много других подзадач.

Поэтому вы разбиваете каждую задачу на множество других подзадач.

Разбитие задач на множество подзадач
Разбитие задач на множество подзадач

После чего вы перемещаете несколько первых задач в столбцы:

  • приступил к выполнению;
  • собрал необходимые инструменты и материалы.

Теперь вы имеете высокую детализацию по задачам и радостно идете в магазин покупать материалы.

Закупка необходимых инструментов и материалов.
Закупка необходимых инструментов и материалов.

Тут вы сталкиваетесь с тем, что нет определенной группы необходимых материалов. Но продавцы в магазинах уверяют, что перебои в поставках скоро пройдут и все товары вам доставят прям по месту.

Нет нужной группы товаров
Нет нужной группы товаров

Спустя пару месяцев вы до сих пор ждете гвозди и не можете переставить задачи в канбане. Из-за этого впадаете в депрессию и замораживаете проект до лучших времен.

В большинстве случае лучшие времена не наступают никогда.

Вы не построили дом, но за то у вас есть прекрасная доска с расклеенными стикерами в виде задач.

Командная схватка (Scrum разработка)

Чтобы не попадать в такую ситуацию с гвоздями, можно использовать методологию Scrum, которая переводится как схватка.

Термин пришел из игры Регби, где команда готовится к получению мяча и максимально сосредоточена на старте, а затем прилагает все силы и высокую слаженность, чтобы продвинуться вперед.

В разработке используется такой же принцип. Давайте вновь разберемся на примере постройки дома. У вас есть мечта построить дом.

Мечта построить дом.
Мечта построить дом.

Вы нанимаете бригаду строителей, обговариваете все нюансы строительства и определяете список задач. Далее вы раздаете задачи каждому строителю.

Распределение задач команде строителей
Распределение задач команде строителей

Затем, вы как заказчик, устанавливаете срок выполнения первых задач. Этот срок называется спринт. Для этого можно использовать диаграмму Ганта.

Представляете диаграмму Ганта команде по первому спринту
Представляете диаграмму Ганта команде по первому спринту

Команда приступает к работе и все силы бросает на решение первых полученных задач.

Но учитывая тот факт, что вы типичный заказчик, а значит жадный, то вы установили слишком малые сроки для решения таких задач. Естественно бригада строителей не укладывается в отведенный срок и не успевает решить эти задачи.

Бригада не укладывается срок и спринт остается не решенным
Бригада не укладывается срок и спринт остается не решенным

Вы, как истинный заказчик, выгоняете первую бригаду и нанимаете другую бригаду.

Прощание с не справившейся бригадой
Прощание с не справившейся бригадой

Вы нанимаете новую бригаду и презентуете ей проект дома, который нужно построить.

Презентация проекта дома новой бригаде
Презентация проекта дома новой бригаде

В результате бригада говорит, что предыдущие строители имели руки не из нужных мест, все сделано плохо, нужно переделывать.

Строители начинают строительство заново, но вы теперь в спринте закладываете больший срок на ту же задачу. Фактически, вы успешный управленец, который обманул сам себя. 🙂

Заключение

Выводы по методологии делайте сами, я лишь постарался объяснить в шуточно форме, как они выглядят на самом деле.

Подписывайся, чтобы ничего не пропустить и держать свой мозг в тонусе.