Найти тему
Эпоха Прометея

Дополнение к статье «Маршрут Прометея по Руси или «Приход Рюрика на Русь»

Дополнение к статье «Маршрут Прометея по Руси

или «Приход Рюрика на Русь»1

Красной нитью в указанной статье проходит мысль о маршруте Прометея с Соловецких островов, где он появился, до г. Владимира с обязательным фиксированием его остановок в виде религиозных культовых сооружений. Как правило, это были монастыри или крупные церковные комплексы, связанные с Рождеством богородицы или Преображением Христа.

Для современного читателя нет ничего удивительного в сооружении музеев выдающихся исторических личностей в местах их пребывания, даже несмотря на краткосрочность остановок в указанных пунктах. Так почему же маршрут Мессии, посланника бога, должен оставаться в памяти потомков, спустя столетия установлением какого- либо незначительного памятника на месте, которое в большинстве случаев определялось какими-то вычислениями или спорными свидетельствами?

Отчего современники не сделали это сразу? С точки зрения верующего человека это просто недопустимо. Вот исходя из данной логики, мы продолжаем рассматривать маршрут Прометея в рамках разумности очевидцев его «явления народу», которое к тому же сопровождалось природными катаклизмами, катастрофами и народными потрясениями, что не могло не бросить в его объятия этносы, ожидавших конца света.

Еще один момент, который свидетельствовал о пребывании Прометея в указанных местах — это желание мировой знати скрыть от потомков траекторию его движения от точки появления на планете Земля до будущей столицы Руси. К примеру, на Соловецких островах это выразилось в захвате и разрушении правительственными войсками одноименного монастыря в 1676 г. с разорением и ликвидацией монахов. Кстати, из той же серии попытка англичан овладеть островами в Крымской войне в 1854 г.

Заметим, что из-за 8-9-летнего смещения хронологии по лунному календарю из-за переноса летоисчисления Петром I в 1700 г., дублем захвата Соловецкого монастыря в 1676 г. являлась победа в судебной тяжбе по добыче соли на р. Выме заводчика Панкратьева над монастырем в 1684 г. Из Википедии:

- «Панкратьев в Москве сумел возбудить судебное дело против конкурентов, добился смены яренского воеводы (покровителя Филатьева), нанял и отправил в Серёгово 20 «своих» устюжских стрельцов. После этого промысел Филатьева пришёл в упадок, а Соловецкий монастырь отказался от своих притязаний на добычу соли.

В честь этой победы в «войне» владельца завода Панкратьева со стрельцами Соловецкого монастыря и людьми Филатьева в 1684 году был поставлен крест на берегу реки.»2

Еще одно важное замечание перед рассмотрением его маршрута к г. Владимиру, где он, согласно «Невероятной истории Великой Руси второй половины XIX-ого века. Начало эпохи Прометея»3 (НИВР) был провозглашен царем в 1672 г., в традиционной истории (ТИ) – созыв Собора князей в Переяславле в 1374 г. для крещения, родившегося в тот же год, сына князя Дмитрия Донского (Юрия). Во французской ТИ – прибытие Жанны Д’Арк к дофину Карлу с предложением своей помощи в борьбе против англичан в 1429 г.

Весь его поход от Соловков следует рассматривать как всеобщее восстание, потому как он наводил порядок на территориях, которые проходил. Народ признал в нем вождя и следовал его указаниям, в традиционной истории (ТИ) – восстание Спартака в 74 г. до н.э., восстание волхвов в 1071 г., 1-ое ополчение Прокопия Ляпунова 1611 г., Каргопольское восстание 1648 г., восстание Степана Разина 1667-71 гг.

Следует отметить, что география его движения по северной Руси охватывала довольно большие территории от земель современной Коми на востоке до современной Псковщины на западе. Читателю будет легко определить это по расположению известных монастырей.

Начнем со свидетельств из ТИ части его пути до современного Новгорода перед прибытием в г. Владимир, правда, как полагается, с искажениями начальных условий маршрута. Например, с визита Антония Римлянина из Адриатики по северным морям в Новгород. Из Википедии:

- «Однажды камень, на котором стоял Антоний, отломился от скалы и упал в море. Минуя «тёплое море» (Средиземное), Неву, Ладожское озеро и Волхов, святой чудесным образом приплыл на камне в Новгород, причём путешествие длилось всего три дня.

Это произошло, по сведениям агиографа, в сентябре 1106 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы. С новгородцами Антоний поначалу общался через переводчика, затем, помолившись, «дабы ему Бог открыл русский язык», — без его помощи. При содействии новгородского епископа Никиты Антоний основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы…»4

«Плавание на камне» - безусловно нонсенс, однако, если предположить, что под камнем подразумевался лед, то версия имеет смысл для Онежской губы и Соловецких островов, откуда он начал свое путешествие. Обратим внимание на скорое освоение русского языка Антонием (Прометеем), «переводчик», понятно, был ни при чём.

Для нас главным свидетельством в представленной цитате было его присутствие на Ладоге, откуда он добрался до о. Ильмень по р. Волхов, но об этом чуть позже. А пока вернемся к начальной точке маршрута Прометея – Соловецким островам, откуда он стартовал в момент своего появления.

С Соловков, согласно заявленной статье, он прибыл на о. Кий в устье р. Онеги, где впоследствии был основан Онежский Крестный монастырь. По ТИ монастырь обязан своим существованием патриарху Никону, который спасся на острове при побеге с Соловков. Также, в свете вышесказанного, становится понятным, почему монастырь не избежал английского захвата в Крымской войне. Из Википедии:

- «В 1639 году иеромонах (будущий патриарх) Никон при побеге из Соловецкого монастыря потерпел бедствие у скал на подходе к устью Онеги, но спасся в бухте Кий-острова…В 1660 году Никон сам приехал на Кий-остров и жил здесь, руководя строительством, почти весь год. В частности, здесь он устроил систему сбора пресной воды по образцу палестинских монастырей.

Выдающееся значение монастыря подтверждалось и тем, что с самого начала он был устроен ставропигиальным (патриаршим) и им сразу управляли архимандриты — небывалый случай для того времени…9 июля 1854 года во время Крымской войны перенёс разорение от английских войск, высадившихся на Кий-острове.»5

Следующей точкой его маршрута был Каргополь и о. Лача, из которого начиналась р. Онега. Кстати, десятилетия спустя, при переносе, согласно НИВР, истории Руси в Британию, сочетание наименование озера и реки в слегка искаженном виде вошло в название шотландского о. Лох- Несс (Лача-Онега), где очевидцы, начиная с средних веков отмечали появления монстра- чудовища вплоть до 1888 г.

Каргополь знаменит народным восстанием 1648 г., в период, когда Богдан Хмельницкий, согласно ТИ, вел успешные боевые действия на территории Украины против поляков, после чего триумфально въехал в Киев (читай Владимир). А попытки захвата Каргополя интервентами и правительственными войсками (казаками) жители города по ТИ пережили в 1612 и 1614 г.

Из Каргополя Прометей перебрался на Онежское озеро. Свидетельством тому было основание на берегу озера Успенского Александро-Ошевенского монастыря, согласно ТИ, в 1460-е годы. Как полагается, в истории монастыря имелся факт попытки его разорения правительственными войсками в середине XVI в. Из Википедии:

- «По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса…В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И. М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии.»6

Далее по р. Свири Прометей проник в Ладожское озеро. Его движение по Свири можно проследить по нахождению там Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря, основанного святым Александром Свирским в XV веке. Из Википедии:

- «Монастырь основан святым Александром Свирским в конце XV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов — карелов, вепсов, чуди… Ещё при жизни основателя обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса (отделения): Троицкого с братскими кельями и Преображенского — рядом с кладбищем…»7

На Ладожском озере Прометей отметился на островах Валаам и Коневец. Свидетельством тому было основание Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального и Коневского Рождество-Богородицкого мужских монастырей соответственно. Заметим, что Ладожское озеро ранее носило название «Нево». Отсюда, кстати, одно из прозвищ Прометея – «Невский». Из Википедии:

- «Ладожское озеро (также Ладога; в древности — Нево) — озеро в Республике Карелия (северный и восточный берег) и Ленинградской области (западный, южный и юго-восточный берег), крупнейшее пресноводное озеро в Европе и второе по величине озеро России после Байкала.»8

Ладожское озеро имело для Прометея большое значение в его миссии, потому как на его берегу была основана его первая столица – «Старая Ладога», в ТИ – столица князя Рюрика в 862-64 гг. Также здесь впервые он был отмечен в качестве апостола Андрея Первозванного, правда, как полагается в ТИ, с перевернутой географией. Из Википедии:

- «По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест…

По одной из двух концепций возникновения монастыря, спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» … и основали на одном из островов монашеское братство… Вторая концепция относит основание монастыря к X—XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского … на Валааме в X веке…»9

Несколько замечаний. Как уже заметил читатель, Прометей часто получал прозвища, связанные с его местом пребывания: Невский, Свирский и др. Отсюда очередное прозвище «Донской» должно было относится к Данкову, который нынче располагается в Рязанской области. Согласно НИВР, Рязань – одно из наименований г. Владимира в прошлом. Отсюда, кстати, фамилия Разин, название г. Назарет при арабском прочтении справа налево, прозвище Христа – «назаретянин» и т.п.

В ТИ новая Рязань построена в другом месте после сожжения монголов в 1237 г. Это следует понимать, как перенос одного из прозвищ г. Владимира на южный от Москвы город после формирования и роста Руси в петровские времена. А вот Данков в свое время играл очень важную роль в истории России, потом, понятно (читай после переноса названия на новый населенный пункт), стал провинциальным городом.

Вернемся к путешествию Прометея. Дальнейший путь его лежал по р. Волхов к истокам до озера Ильмень. На берегах реки можно наблюдать два известных монастыря: Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский и Юрьев мужской. Дополнительно заметим, что Хутынский монастырь был захвачен шведами в 1611 г.

Напомним, что Прометей представлял из себя субстанцию, содержавшей в себе мужское и женское начало, поэтому читателя не должны смущать основание им также женских монастырей. Поздние «летописцы» пытались придать Юрьеву монастырю большую значимость в связи с принадлежностью к Великому Новгороду.

Однако в полной мере осуществить это не удалось, история получилась куцей. Все потому, что реальный Новгород до начала XVIII в. находился в современном г. Владимире, границы современного Новгорода ограничивались до той поры исключительно этим монастырем. Из Википедии:

- «Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии… Основан в 1192 году преподобным Варлаамом Хутынским. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор… В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.»10

- «Юрьев монастырь…— мужской монастырь Русской православной церкви в честь великомученика Георгия, один из древнейших в России, в Средние века духовный центр Новгородской республики и богатейший духовный феодал. Находится на южной окраине Великого Новгорода на берегу реки Волхов…

По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря.»11

Как было указано выше до Новгорода Прометей под именем «Антоний Римлянин» доплыл за три дня. После Юрьева монастыря путь Прометея лежал на Валдай, где позже им был основан Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь. Из Википедии:

- «Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский православный мужской монастырь на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай… Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь...

В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря… Иноки перевезли с собою на новое место всё имущество и типографию. С приходом кутеинских монахов начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.»12

После озера Валдай он, похоже, вернулся в Онежское озеро, чтобы двинуться на Вологодчину, где основал целый каскад монастырей во главе с Кирилло-Белозерским монастырем, который выдержал осаду польских и литовских интервентов, пришедших на Вологодчину, согласно ТИ, в 1612-13 гг. Приведем основные, сохранившиеся до настоящего времени.

В монастырское ожерелье Вологодчины входили: Троице-Гледенский, Преображенский-Суморин, Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский, Спасо-Прилуцкий Димитриев, Спасо-Каменный, Авраамиев Городецкий, Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь, Свято-Троицкий Павло-Обнорский, Новолеушинский Иоанно-Предтеченский.

С Вологодчины он двинул на территорию современной Тверской области, которая также пострадала от польской интервенции в 1609-13 гг. Его путь был отмечен следующими мужскими монастырями: Нило-Столобенская пустынь, Дмитровский Кашинский, Краснохолмский Николаевский Антониев, Успенский монастырь (Старица), Николо-Малицкий, Успенский Желтиков, Успенский Отроч, Борисоглебский, Глебова пустынь (Глебово), Никольский Скит Житенного монастыря (Крапивня), Свято-Преображенский Оковецкий скит.

И также женским монастырями: Благовещенский (Бежецк), Ольгин в Волговерховье, Воронцовский Благовещенский, Вышневолоцкий Казанский,

Николаевский Клобуков, Вознесенский Оршин, Житенный, Екатерининский (Тверь), Христорождественский (Тверь), Тихоновский Торопецкий, Николо-Теребенский.

Финальными аккордами были Воскресенский Новоиерусалимский монастырь и Свято- Троице- Сергиева лавра. В первом он взошел на гору Фавор, что рядом с современным г. Истра, и «преобразился», т.е. произошла очередная мутация. Там же р. Иордан, где крестил народ под именем Иоанна Крестителя.

Второй монастырь знаменит отправкой Дмитрия Донского Сергием Радонежским на битву с Мамаем. Произошло ключевое для мировой истории сражение, в котором «Давид победил Голиафа». Место стало настолько важным для Прометея и русского народа, что инициировало строительство будущей столицы России – г. Москвы.

В заключение следует отметить, что в дальнейшем русская православная церковь использовала указанные монастыри для распространения своего влияния на близлежащие регионы, что вызывало сопротивление Прометея в процессе церковных реформ, названных впоследствии «петровскими» и «екатерининскими». Однако это уже другая история, подробно описанная в НИВР.

Источники

1. «Маршрут Прометея по Руси или "Приход Рюрика на Русь"», https://dzen.ru/a/ZmdA84ayRxq4FN3U?share_to=link

2. Соловецкий монастырь, https://ru.wikipedia.org/wiki/Соловецкий_монастырь

3. «Невероятная история Великой Руси второй половины XIX-ого века. Начало эпохи Прометея. Или к вопросу о движущих силах истории.», https://эрапрометея.рф/

4. Антоний Римлянин, https://ru.wikipedia.org/wiki/Антоний_Римлянин

5. Онежский Крестный монастырь, https://ru.wikipedia.org/wiki/Онежский_Крестный_монастырь

6. Александро-Ошевенский монастырь, https://ru.wikipedia.org/wiki/Александро-Ошевенский_монастырь

7. Александро-Свирский монастырь, https://ru.wikipedia.org/wiki/Александро-Свирский_монастырь

8. Ладожское озеро, https://ru.wikipedia.org/wiki/Ладожское_озеро

9. Валаамский монастырь, https://ru.wikipedia.org/wiki/Валаамский_монастырь#История

10. Хутынский монастырь, https://ru.wikipedia.org/wiki/Хутынский_монастырь

11. Юрьев монастырь, https://ru.wikipedia.org/wiki/Юрьев_монастырь

12. Валдайский Иверский монастырь, https://ru.wikipedia.org/wiki/Валдайский_Иверский_монастырь

13.