ФНС научилась определять статус налогового нерезидента автоматически

Вопрос налогового резидентства встал остро, когда число граждан, работающих в российских компаниях из заграницы, возросло. Перед налоговой встала необходимость следить за плательщиками более тщательно. В 2025 году ФНС собирается автоматизировать процессы.

Вопрос налогового резидентства встал остро, когда число граждан, работающих в российских компаниях из заграницы, возросло. Перед налоговой встала необходимость следить за плательщиками более тщательно.

Налоговые резиденты – это физлица, которые находятся в стране не меньше 183 дней в году. Наличие гражданства или вида на жительство не повлияет на статус. При его определении ФНС смотрит в первую очередь на то, как долго человек был в России. Расчетный период не отличается от календарного года, а 183 дня подсчитываются, включая возможные пробелы.

Также существует и другой статус – «валютный резидент». В отличие от первого варианта, он присваивается на основании гражданства. К примеру, если человек с российским гражданством пробыл заграницей дольше 6 месяцев в течение года, то он лишается налогового резидентства, но при этом сохраняет валютное.

Поскольку число резидентов в стране уменьшается, ФНС решила упростить процесс их идентификации. Для этого служба запускает специальную систему, определяющую статус физлица. Пока что речь идет о проекте – по предварительным сведениям, программу введут только в конце следующего года.

Вопрос налогового резидентства встал остро, когда число граждан, работающих в российских компаниях из заграницы, возросло. Перед налоговой встала необходимость следить за плательщиками более тщательно.-2

Согласно плану, составленному ФНС, программа под названием «Налог-3» будет развиваться в двух областях:

  • установка лиц, пересекающих госграницу;
  • установка налогового и валютного резидентства.

В первом случае служба собирается привлекать данные о заграничных паспортах. К автоматизации подключат пограничную службу. Помимо паспорта с отметками пограничников, учитываются также квитанции из гостиниц и миграционные карты. Межведомственное взаимодействие должно обеспечить быстрый обмен информацией

По второму пункту ФНС собирается задействовать систему миграционного учета. Как и российская платежная система, она называется «Мир». Помимо отслеживания людей, система берет на себя и другие функции: изготовляет документы, контролирует их оборот и т.д. Она была создана еще девять лет назад с целью борьбы с поддельными справками.

Вопрос налогового резидентства встал остро, когда число граждан, работающих в российских компаниях из заграницы, возросло. Перед налоговой встала необходимость следить за плательщиками более тщательно.-3

Вопрос определения налогового резидентства представляет большой интерес для госбюджета. Разница между резидентами и нерезидентами заключается в проценте, который они платят со своих доходов. Для резидентов ставка начинается от 13% (для доходов до 5 млн в год). У нерезидентов стандартная ставка составляет 30%.

Впрочем, у этих правил есть исключения. В 2024 году налоговым нерезидентам, работающим в российских компаниях, разрешили оставить резидентскую ставку. Но воспользоваться ей можно только в том случае, если сотрудник работает удаленно и если этот пункт оговаривается в подписанном трудовом договоре.

Хотя государство согласилось на смягчение условий для уехавших граждан, оно не всегда последовательно. Уже в 2025 году правила для нерезидентов станут более строгими. К примеру, им предложат единую ставку по налогу на вклады, независимо от базы (т.е. ставка составит 15%). Что касается резидентов, то им оставят прежние 13%.

Вопрос налогового резидентства встал остро, когда число граждан, работающих в российских компаниях из заграницы, возросло. Перед налоговой встала необходимость следить за плательщиками более тщательно.-4

По действующему закону отслеживать статус физлиц должны налоговые агенты или сами физлица. Однако не всегда люди сознательны и вовремя оповещают органы об изменении своего статуса. Не помогают в таких обстоятельствах даже штрафы, которые следуют за неправильным применением ставок по НДФЛ или неполной уплатой налога.

Проблема заключается только в том, что пока ФНС не обладает надежным инструментом, позволяющим контролировать плательщиков. Автоматизированная программа должна закрыть эту слепую зону службы и усилить контроль денежных поступлений.